Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2007

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Практика

Организация социально­гуманитарного профиля в средней школе1

Появление сетки часов социально-гуманитарного профиля в Федеральном базисном учебном плане говорит о важности и значении гуманитарного образования: предметы социально-гуманитарного цикла позволяют сформировать у учащихся школы необходимые «жизненно важные» компетентности2.

Итак, что это за компетентности, в каких сферах они лежат?

В семейно-бытовой (вести себя сообразно нравственным и правовым нормам, активно участвовать в жизни семьи и решении ее проблем);

в сфере трудовой деятельности (быть способным самостоятельно заключать и добросовестно исполнять трудовой договор, соблюдать правила трудовой дисциплины, разумно пользоваться льготами для работников, совмещающих работу с учебой);

в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношений (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества);

в сфере отношений в многонациональном и многоконфессиональном обществе (проявлять толерантность, конструктивно взаимодействовать с людьми различных национальностей и вероисповеданий);

в сфере массовой коммуникации (быть способным находить необходимую социальную информацию, критически воспринимать информацию и рекламу, передаваемую по каналам СМИ)3.

Кроме того, по мнению академика Л.Н. Боголюбова4, возраст старшеклассников 15–17 лет представляет собой особый этап социализации. Именно в этот период «существенно расширяется дееспособность индивида: в 14 лет он получает паспорт, с 15 лет может поступать на работу и самостоятельно заключать трудовой договор с работодателем; с 14 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые сделки и самостоятельно нести по ним имущественную ответственность; с 14 лет подлежит уголовной ответственности за многие преступления, включая убийство, грабеж, кражу, хулиганство и т.п., а с 16 лет – уголовную ответственность по любым преступлениям; с 16 лет, если он работает по трудовому договору или если в соответствии с законом он до 18 лет вступил в брак, – он может быть объявлен полностью дееспособным, т.е. своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их; наконец, вскоре после окончания школы, с 18 лет, он может в полном объеме осуществлять свои права и обязанности. Иными словами – это рубеж, когда человек, от рождения обладающий основными правами и свободами, должен без скидок на возраст оправдать ожидания общества, выступая в типичных ролях члена семьи, собственника, потребителя, гражданина, работника, непрерывно совершенствующего свою квалификацию».

С другой стороны, переход современной цивилизации от индустриального к постиндустриальному обществу приводит к тому, что на смену навыкам работы с материальными объектами приходит умение работать с людьми. Основным объектом манипуляции человека становится то, что невидимо глазу, – социальные и технические символы, власть, престиж, эмоции, интеллект. А обеспечивают необходимые умения и способы деятельности именно социально-гуманитарные дисциплины. Они же служат каналом подготовки к политической деятельности, к вступлению в аппарат государственного управления, дают возможность человеку приобрести высокий социальный статус.

Социально-гуманитарный профиль предоставляет учащимся старшей школы возможность широкого выбора будущей профессиональной деятельности. На с. 26 приводится таблица, где представлены специальности, на которые может рассчитывать выпускник класса социально-гуманитарного профиля, и возможности построения его дальнейшей профессиональной карьеры (на примере высших учебных заведений г. Омска).

Таким образом, мы видим, что основными сферами, в которых будет реализовывать себя выпускник класса социально-гуманитарного профиля, являются сферы труда, политики, потребления, «гражданское общество» и инициативный сектор социального развития. А значит, этим сферам необходим человек-деятель, способный ставить цели, планировать и программировать способы их достижения, мобильный и грамотный.

Важно понимать, что отношение к гуманитарному знанию сегодня изменилось. «К нему относятся уже не как к истине в ее законченном виде, а как способу понимания сложно устроенных объектов, таких, как человек, общество и, прежде всего, сам субъект познания. Специфика гуманитарного образования состоит в том, чтобы научить человека действовать в ситуации неопределенности и отсутствия «единственно верного» решения. Гуманитарная проблема заключается не в ответе, а в способе постановки вопроса, в поиске ответа, его аргументации, в способе презентации своего решения, в позиционировании (т.е. выборе рациональной позиции для решения ситуативной задачи), в убеждении окружающих (близких и не очень близких) в основательности собственных выводов и положений. Гуманитарное образование помогает научиться отвечать за принятые решения, определять меру собственной компетентности и ответственности, научиться планировать собственные действия и проектировать желаемые эффекты, разрешать проблемы из жизни, а не решать задачи из учебника»5.

Специфика социально-гуманитарного познания заключается в совпадении изучаемого объекта и субъекта познавательной деятельности. В отличие от естественно-научного социально-гуманитарное знание характеризуется:

  • участием в общественных процессах различных социальных сил;

  • переплетением многообразных экономических, политических, духовных причин и социальных процессов и явлений;

  • вторжением в общественные процессы множества случайностей;

  • пересечением интересов множества людей.

Следствием этих особенностей социально-гуманитарного знания является высокая степень субъективизма, несовпадение выводов и оценок в существующих знаниях об одном и том же общественном явлении. Во многих случаях отсутствует не только однозначная оценка того или иного явления, но не существует и общепринятого определения понятия, его обобщающего. В этом проявляется и сложность объекта изучения, и различная методология множества научных школ и направлений.

Важно отметить различия социальных и гуманитарных знаний.

Социальные знания

Гуманитарные знания

Отражают относительно устойчивые связи, общественные тенденции в развитии человечества

Обращены к миру человека, целям и мотивам его деятельности, его духовным ценностям, субъективному, личностному восприятию мира

При этом экономика, социология несколько ближе к естественным наукам, поскольку они отражают объективные процессы; социальная философия, политология, культурология, в которых более заметно влияние субъективных факторов, несут больше признаков гуманитарного знания; для правоведческой составляющей курса характерна максимальная степень формализации знаний, строгость языка, присущая праву, точность определений.

Это учтено в содержании стандартов и программ профильной школы по обществознанию. В них также выделены общеучебные умения, навыки и способы деятельности, которыми должны обладать учащиеся по окончании профильной школы.

Рассмотрим сетку часов социально-гуманитарного профиля (см. Примерный учебный план).

В социально-гуманитарном профиле на базовом уровне изучаются иностранный язык, математика, экономика, естествознание, мировая художественная культура, физическая культура в соответствии с инвариантной частью федерального компонента БУПа.

Базовые общеобразовательные предметы направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Базовые курсы не являются профилирующими; они предназначены для завершения образования учащихся в области базовых компетенций и являются преимущественно интегративными, обобщающими, с явно выраженной методологической составляющей. Содержание базовых курсов определяется стандартами базового образования для старшей ступени школы. Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.

Задача изучения интегрированного предмета «Естествознание» в профиле гуманитарной направленности – формирование современного научного мировоззрения, самоопределения личности в окружающем мире.

Следует заметить, что часто проблемы возникают именно у учителей, ведущих базовые общеобразовательные предметы. Стремление педагогов представить свой предмет учащимся наиболее полно, да еще и выйти за рамки курса, общеизвестно. Переход на новую сетку часов, а значит, и на принципиально новые учебные программы, необходимость вести систематизированные, обобщающие курсы базового уровня, отсутствие на сегодняшний день необходимого учебно-методического обеспечения явно вызовут у части педагогов состояние психологического и профессионального дискомфорта. На наш взгляд, этой проблеме следует уделить большое внимание и в системе повышения квалификации педагогов, и в организации работы муниципальных методических служб, а также методической работы в образовательных учреждениях (школах).

Профильными учебными предметами в классах социально-гуманитарной направленности остаются: русский язык, литература, история, обществоведение, право.

Профильные курсы предназначены для расширения и углубления общеобразовательной подготовки учащихся в той или иной области образования, направленной на сферу будущей профессиональной деятельности. Профильные курсы призваны обеспечить преемственность со следующей ступенью образования (среднего или высшего профессионального) в избранном направлении или области специализации. Содержание профильных курсов определяется стандартами профильного образования по каждому учебному предмету.

В профильном классе необходимо отказаться от обучения даже самых слабых учащихся на уровне репродуктивного воспроизведения фактов. Требуется создание условий для максимального вовлечения учащихся в процесс содержательного расширения и обобщения знаний основной школы; формирование умений и навыков разрешения проблемной ситуации; обучение на основе практического применения знаний в сходных предметно-образовательных ситуациях. А также формирование умений и навыков самостоятельного выхода из критической жизненной проблемной ситуации на основе консультирования или развития коммуникативных компетентностей.

Результативностью деятельности учащихся будет написание рефератов по общим проблемам литературы, истории и обществознания или по региональной тематике, творческих сочинений, исторических эссе; выполнение коллективных или специальных проектов в своей профильной области, научных исследований, творческих работ.

Предполагается, что выпускные экзамены учащиеся будут сдавать именно по профильным предметам.

Дальнейшая специализация учащихся в рамках выбранного профиля или направления образования проводится на основе углубленного изучения элективных курсов – обязательных учебных предметов по выбору учащегося из компонента образовательного учреждения или различных спецкурсов, спецпрактикумов, модулей по выбору учащихся. Предлагаемый перечень элективных курсов должен учитывать, во-первых, необходимость дополнительной подготовки к ЕГЭ, во-вторых, специфику видов деятельности, ведущую в будущей профессиональной деятельности учащихся. На 2 года обучения в социально-гуманитарном профиле предлагается 7 часов элективных курсов.

Так как итоговая аттестация выпускников средней (полной) школы проводится по 5 предметам (из них 2 обязательных – русский язык и математика, 3 по выбору учащихся) в формате Единого государственного экзамена, то ученик класса социально-гуманитарного профиля может успешно сдать ЕГЭ по 4 профильным предметам: русскому языку, литературе, истории, обществознанию.

Для того чтобы он справился с заданиями ЕГЭ по математике и в соответствии с запросами учащихся, можно добавить в учебный план дополнительный час на изучение этого предмета за счет часов элективных курсов. Кроме того, математика решает задачу формирования специальных умений по предмету, необходимых для гуманитариев: развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, а также проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений.

Конечно, выбор элективных курсов будет зависеть в большей степени от кадровых и материально-технических возможностей школ и запросов учащихся и их родителей. Однако можно обозначить несколько вариантов формирования учебного плана для классов социально-гуманитарного профиля ОУ в части элективных курсов. И мы обратимся к этому вопросу в следующем номере.

Таблица

Специальность

Экзамены

Возможности для дальнейшей профессиональной карьеры

1

Журналистика

Русский язык

и литература

Журналист – работа в средствах массовой информации

2

Издательское дело и редактирование

История России,

обществознание,

русский язык

Издатель – специалист в книгоиздательском предпринимательстве, редактор

3

Библиотечно-информационное дело

Русский язык

и литература

Библиотекарь

4

История, музеология

История России, русский язык, обществознание

Историк – учитель в школе, преподаватель истории в вузе;

Историк-архивист – работа в органах архивного и информационного управления, ученый-исследователь

Музеология – работа в государственных и частных музеях различных профилей, в туристических агентствах (если есть специализация), в организациях частного бизнеса

5

Социальная работа

Обществознание,

русский язык или история России, обществознание,

русский язык

Работа в органах социальной защиты, фондах социальной помощи, в сфере образования, здравоохранения, культуры и спорта

6

Политология, социальная антропология

Обществознание, история России, русский язык

Политолог – работа в органах государственной власти и управления; в структурах крупных современных предприятий и организаций; в консультационных фирмах по направлениям: руководство персоналом, политический менеджмент и маркетинг; в общественно-политических центрах и партийно-политических структурах; в сферах исследовательской деятельности

Социолог – в структурах, связанных с государственным и социальным управлением; правоохранительных органах и политических организациях; коммерческих структурах и СМИ

7

Культурология, теология

Обществознание, история России, русский язык

Культуролог – работа в научно-исследовательских и проектных организациях, связанных с изучением культуры; в государственных учреждениях, занимающихся управлением культурой и охраной памятников истории и культуры; в образовательных учреждениях различных уровней

Теолог – работа в органах управления в сфере религии и межнациональных отношений; в СМИ; в высшей и средней школе, где могут преподавать историю мировой культуры, этику, основы нравственности, философию, историю религии и религиоведения, основы православной культуры

8

Филология

Русский язык

и литература

Филолог – работа в образовательных учреждениях различных уровней

9

Психология

Обществознание,

русский язык

или история России,

обществознание,

русский язык

Психолог – осуществляет индивидуальное психологическое консультирование; личностную психодиагностику и коррекцию; ведет социально-психологические тренинги и психолого-методические семинары; организует и проводит социально-психологические исследования; решает психологические проблемы в сфере производства; разрабатывает и проводит индивидуальные развивающие программы; оказывает психологическую помощь различным группам населения и многое другое

10

Философия

История России,

обществознание,

русский язык

Философ – преподавание в системе высшего, среднеспециального и общего образования; научно-исследовательская деятельность; работа в органах государственного управления, в сферах политики и бизнеса, консалтинга и рекламы

11

Связи

с общественностью

История России,

обществознание,

русский язык

или русский язык,

иностранный язык,

математика

Специалист по связям с общественностью (PR) – работа в госучреждениях, коммерческих фирмах, политических партиях и общественных движениях: пресс-секретарь, менеджер коммуникационной структуры, эксперт, консультант, референт по вопросам массовой информации и деловой коммуникации, научных и культурных обменов; формирование имиджа предприятий и его руководителей; организация связей с общественностью; планирование и проведение рекламных, пропагандистских и информационных компаний

12

Юриспруденция

Обществознание,

русский язык

Работа в государственных органах прокуратуры и судах, адвокатуры и нотариата; в государственных и негосударственных структурах; в сфере предпринимательства и политики; в высшей школе (преподавание и научно-исследовательская деятельность)

Примерный учебный план для классов социально-гуманитарного профиля

Учебные предметы

Число недельных учебных часов за два года обучения

I. Базовые учебные предметы

Иностранный язык

6

Математика

8

Экономика

1

Естествознание

6

Мировая художественная

культура

2

Физическая культура

4

II. Профильные учебные предметы

Русский язык

6

Литература

10

История

8

Обществоведение

6

Право

4

III. Элективные учебные предметы

Курсы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

7

IV. Региональный компонент

По усмотрению региона

4

 


Наталия БУГРОВА,
Омский государственный педагогический университет

___________

1 Материал разработан для курсов повышения квалификации руководителей ОУ.

2 Как указывается в методических рекомендациях «О преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях в 2004/2005 учебном году в условиях перехода на новое содержание».

3 Болотина Т. С. «О преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях в 2004/05 уч. г. в условиях перехода на новое содержание образования» / Т.С. Болотина, С.И. Козленко, О.В. Кишенкова; в сб.: Методическое обеспечение профильного обучения. История и обществознание: методические рекомендации. – М.: АПКиПРО, 2004.

4 Боголюбов Л.Н. Проблемы обществоведческой подготовки в профильных классах / В сб.: Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования. – М.: ИОСО РАО, 2003.

5 Митрофанов К.Г. Специфика содержания и способы преподавания элективных курсов по общественным дисциплинам / К.Г. Митрофанов, К.Н. Поливанов; в сб.: Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Обществознание». – М.: Вита-Пресс, 2004.

Рейтинг@Mail.ru