Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2007

НАУКА УПРАВЛЯТЬ

Педсовет

Жажда быть оригинальным

Ломоносовская гимназия № 73 Санкт-Петербурга продолжает знакомить коллег из числа читателей «Управления школой» с накопленным опытом в области подготовки и проведения педагогических советов. В этом номере администрация гимназии представляет педсовет по теме «Детская, подростковая и юношеская субкультура как условие самоопределения и воспитания учащихся».

«…Ничто не искоренит в нас твердой веры в то, что придет время, хотя, может быть, и не скоро, когда потомки наши будут с удивлением вспоминать, как долго мы пренебрегали делом воспитания и как много страдали от этой небрежности…»

К.Д.Ушинский

Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «gammaparfum.ru». Если Вы решили порадовать свою вторую половинку хорошим парфюмом, то оптимальным решением станет обратиться в интернет-магазин «gammaparfum.ru». Перейдя по ссылке: «профессиональная косметика цены», вы сможете, не вставая с своего кресла, заказать парфюмерию ведущих брендов по выгодным ценам. Интернет-магазин «gammaparfum.ru» имеет широкий ассортимент косметической продукции от «A Lab on Fire» до «Zenadora».

План проведения

1. Понятие о детской, подростковой, юношеской субкультуре, ее компоненты.

2. Субкультура детства и юности, ее влияние на воспитательный процесс в Ломоносовской гимназии:

а) субкультура и семья;

б) средства массовой информации;

в) чтение, культурные пристрастия, интересы учащихся гимназии;

г) классный руководитель: как учитываются проблемы молодежной субкультуры в его профессиональной деятельности (проблематика классных часов, экскурсии, проведение торжественных акций, праздников и т.д.).

3. Взаимосвязь и взаимодействие детской, подростковой и юношеской субкультуры с образовательным процессом в гимназии:

а) программы и план воспитательной работы гимназии, отражение в нем вопросов молодежной субкультуры;

б) «петербургский» фактор в воспитании учащихся, его влияние на молодежную субкультуру: существует ли, в чем проявляется;

в) УНИО гимназии как механизм для формирования и развития основ исследовательской культуры у воспитанников: ощущается ли влияние от участия в нем (УНИО) в области, характерной для молодежной субкультуры (стиль поведения, характер общения, приоритеты в чтении, проведение свободного времени, интересы и т.д.)?

4. Решение педагогического совета.

Определение основного рабочего понятия

«…Под возрастной (детской, подростковой, юношеской) субкультурой понимается тот комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, которые являются типичными для ребят определенного возраста и пола…» (А.В.Мудрик. Общение школьников, 1987).

Компоненты возрастной субкультуры:

1. Подростково-юношеский жаргон.

2. Следование моде в одежде, прическе, косметике, стремление с ее помощью ощутить свое единство со сверстниками и выделиться по отношению к взрослым.

3. Эстетические пристрастия в сфере музыки и танцев.

4. Эстетика поведения и общения.

Тезисы для обсуждения в контексте проблематики педсовета

1. Евгений Винокуров (поэт): «Отрочество – это беспокойство: вдруг я не такой, как все? И ужас: вдруг я такой, как все?»

2. Отличительная черта подростков – это жажда быть оригинальными и одеваться при этом совершенно одинаково.

3. Франсуа Мориак (писатель): «…В каждом поколении современники силятся выявить черты «нынешнего молодого человека» и показать, чем он отличается от старших, но как искусственны все эти схемы!.. Молодежь – это тысячелетнее божество, автор любого опроса получит именно те ответы, на которые рассчитывает…»

Возможная проблематика классных часов к педсовету (по программе воспитания Н.Е. Щурковой)

Младшеклассник:

– один день в жизни человека, отражающий всю систему социальных норм жизни;

– речевой этикет как форма отношения к человеку; отношение к грубой речи, к жаргону как отношение к человеку низкого уровня развития;

– освоение товарищеских норм отношений в поведении: забота друг о друге, выделение достоинств каждого, взаимопомощь, сочувствие;

– книга как постоянный спутник жизни; круг чтения;

– газеты и журналы как источник познания; правила чтения газет и журналов;

– размышления об информации: сопоставление известного в опыте жизни и вновь узнанного; сопоставление хода жизни и полученного сообщения;

– отражение познания в рисунках, речи, поступках, поведении.

Младший подросток:

– облик человека, образ человека, имидж человека. Жизнь души. Влияние духовного на внешность. Красота человека: мужская и женская, детская и юношеская, молодость и старость;

– речь как форма отношения к человеку; жаргон, его применение;

– различия в восприятии мира; необходимость человека для других людей; индивидуальные вкусы, интересы, предпочтения (круг чтения, музыка, кино- и видеопродукция);

– стиль личности – его внешние и внутренние проявления (мода, культура одежды; идеалы, образцы для подражания; быть индивидуальностью и казаться индивидуальностью);

– мужские и женские роли в окружающем мире: женские роли в поведении: «девочки», «девушки», «дамы», «девицы», «девки», «бабы»; мужские роли в поведении: «мальчики», «юноши», «парни», «молодцы», «мужики», «мужчины».

Старший подросток:

– общество сверстников – каково оно сегодня? Понятия «коллектив», «группа», «команда», «тусовка», «конформизм»; «тусовка» как бегство от индивидуальной свободы; регулятивные нормы любого вида сообщества; коллективизм как наивысший принцип общественного устройства; примитивное понимание коллективизма и его трагический исход;

– моя семья: семья как защищенность человека, корни семьи, забота членов семьи друг о друге, семейные роли. Отношение родителей к интересам, увлечениям, кругу общения детей; наличие (отсутствие) понимания или желания понять;

– общение и выбор группы: случайный или сознательный, насильственная принадлежность к группе; уровень развития группы и уровень развития человека в ней; поведение в группе; умение общаться с группой. Типология групп: а) подавляющие – группы риска, преступные группировки, маргинальные группы; б) учебные – по интересам, по проведению досуга, по подготовке к профессии, творческие, идеологические. Умение человека сохранять свое «я» в группе;

– мое свободное время: вкусы, пристрастия, интересы (круг чтения, средства массовой информации, музыка, театр, музеи, кино- и видеопродукция, танцы, дискотеки, предпочтения в одежде, мода и т.п.); внешние атрибуты молодого поколения и внутренние, сущностные отличия его от старших.

Старшеклассник:

– особенности возраста; уважение к возрасту человека; драма несоответствия возрасту, подготовленность к взрослому периоду жизни;

– форма и содержание моего «я»: речь, мимика, пластика, одежда, манеры как средства внешнего портрета моего «я»; открытость и доброжелательность в союзе со сдержанностью и корректностью поведения;

– жизненная позиция: «созидать», «творить», «довольствоваться», «существовать», «разрушать»; способность отдавать себе отчет в итоге занятой жизненной позиции;

– «быть как все» и «не быть как все» – вечная проблема человека;

– что такое «молодежный стиль»? Как вы это понимаете? Внешние и внутренние его характеристики.

Для всех возрастных групп возможна тематика классных часов, связанная с «петербургским фактором»:

1. «Я – петербуржец»: какие черты и характеристики присущи гражданину Петербурга в идеальной формуле (внешние, внутренние)? Идеальное и реальное как соотносятся в твоих наблюдениях?

2. «Петербургская культура»: в чем смысл этого понятия? Как нужно себя вести, выглядеть, говорить, мыслить, чтобы реализовать это понятие в жизни?

Анкета для учащихся 6-х классов

1. Ты живешь в городе Санкт-Петербурге, учишься в Ломоносовской гимназии. Влияет ли Петербург, знания о его истории, культуре, архитектуре, искусстве на твои вкусы, интересы? Да/Нет. Если «Да», в чем проявляется это влияние? Как ты понимаешь сочетание слов «Я – петербуржец»? В чем смысл этого понятия?

2. Из каких источников прежде всего ты получаешь знания о Санкт-Петербурге, его истории, архитектуре, искусстве:

– из бесед с родителями, прогулок с родителями по городу;

– из материалов школьных уроков, из рассказов учителей;

– из информации, полученной на экскурсиях, в музеях нашего города;

– из сведений, приобретенных в кружках, которые ты посещаешь в школе, вне ее?

Выбери два наиболее значимых для тебя источника информации из перечисленных и отметь знаком +.

3. На уроках каких именно школьных предметов ты получаешь наиболее полную и интересную информацию о городе Санкт-Петербурге? Укажи, пожалуйста, названия предметов, а также уроков, которые были тебе интересны именно в связи с упоминанием Петербурга.

4. Проводились ли в твоем классном коллективе специальные классные часы, посвященные проблемам истории, культуры Санкт-Петербурга, современной жизни города? Да/Нет. Заинтересовали ли тебя эти классные часы и чему конкретно или кому были посвящены?

5. В жизни такого крупного города, как Санкт-Петербург, конечно же, много проблем. Как ты считаешь, могут ли ребята твоего класса, ты сам (сама) сделать что-нибудь, чтобы хоть немного, но улучшить жизнь в Петербурге? Напиши свое суждение по этому вопросу, приведи пример.

6. Как, по твоему мнению, должна (должен) выглядеть ученица (ученик) петербургской гимназии 6-го класса, а именно: как одета, стиль общения с другими людьми, какой должна быть культура поведения?

7. Вспомни и напиши, пожалуйста, когда ты последний раз был (была) в городском музее Петербурга? С кем ты его посещал (посещала):

– с учителем гимназии и классным коллективом;

– с родителями;

– самостоятельно ходил (ходила) с друзьями или другом (подругой). Отметь знаком + выбранный тобой вариант ответа.

8. Перечисли несколько твоих любимых литературных произведений, которые связаны с Петербургом (Ленинградом).

Анкета для учащихся 7–8-х классов

1. Расскажи, пожалуйста, о мире твоих увлечений: чем ты предпочитаешь заниматься в свободное время (отметь, пожалуйста, 3 наиболее важных для тебя вида досуга, обозначь их цифрами 1, 2, 3 по степени убывания значимости):

– читать (что именно, какого плана книги);

– смотреть телевизор, видеофильмы;

– слушать музыку (какого стиля, можно указать название групп);

– ходить в театры, на концерты;

– посешать музеи, выставки;

– заниматься спортом (каким именно видом, где);

– гулять, «тусоваться» с друзьями;

– посещать дискотеки, танцевать;

– может быть, что-либо еще?

2. Свое свободное время ты проводишь в большей степени:

– с друзьями по классу;

– с родителями;

– с друзьями, которые у тебя есть вне класса?

Выбери один наиболее типичный вариант из трех, подчеркни его в тексте.

3. Любишь ли ты читать? Да/Нет (подчеркни нужное). Какую литературу предпочитаешь:

– фантастику;

– приключения;

– детективы;

– классическую литературу;

– мифы, легенды, сказки.

Отметь знаком + наиболее любимые тобою жанры. Ограничиваешь ли ты свой круг чтения только литературой, рекомендованной по школьной программе? Да/нет. При выборе книг с кем ты советуешься:

– с родителями;

– с друзьями;

– с библиотекарем в школе;

– с кем еще?

Нужные ответы подчеркни.

4. Обсуждаешь ли ты с родителями информацию, которую получаешь из различных средств массовой информации (телевидение, газеты, журналы, радио и т.д.)? Да/Нет (подчеркни нужное). Если «Да», то что является предметом обсуждения: новости культуры, вопросы экономики, политики? Жизнь общества (права человека, преступность, общественное устройство и т.д.), образование, молодежная культура, спорт? Что-то еще?

5. Какую музыку ты больше всего любишь слушать и почему? Аргументируй ответ, пожалуйста. Обсуждаешь ли ты с родителями свои музыкальные вкусы? Понимают ли их родители?

6. Увлекаешься ли ты современной молодежной модой? Какой стиль тебе нравится? Как ты полагаешь:

– мода – это возможность подражать общепринятому сейчас молодежному стилю в одежде или

– мода – это возможность выделиться из «общей» массы, выглядеть «абсолютно оригинально», «не как все»?

7. В молодежной среде, у подростков, юношей и девушек, в настоящее время широко распространен так называемый молодежный жаргон, или сленг. Используешь ли ты в своей речи подобный жаргон? Аргументируй ответ, пожалуйста.

8. В гимназии во всех классах регулярно проходят классные часы. Интересно ли они проходят в твоем классе? Какие проблемы, по твоему мнению, должны обсуждаться на классных часах? Сформулируй, пожалуйста, 2–3 интересующие тебя темы для классных часов.

9. Общительный ли ты человек? Свое свободное время предпочитаешь проводить:

– с друзьями, в компании одноклассников;

– с родителями, в семье;

– с друзьями вне класса (или школы).

С кем из них тебе интереснее общаться и почему?

10. Как обычно в твоей семье принято отмечать твой день рождения?

Анкета для классных руководителей

1. Ф.И.О.__________________________________________________________________

2. Классным руководителем какого класса являетесь в настоящее время? Средний возраст ваших воспитанников?

3. Ваш профессиональный стаж в качестве классного руководителя.

4. Знакомы ли вы как педагог-воспитатель с понятием «подростковая» или «юношеская» субкультура? Да/Нет/Не очень четко. (Выберите ваш вариант ответа.) Если «Да» или «Не очень четко», то как вы для себя определите это понятие? Значимо ли оно для деятельности классного руководителя? Да/Нет. При выборе любого варианта ответа обоснуйте, пожалуйста, свое суждение.

5. В какой системе межличностных отношений вам легче выстроить общение с детьми:

– учитель-предметник – учащиеся;

– классный руководитель – воспитанники;

– не выделяю эти системы отдельно – педагогическое общение для меня едино. (Выберите ваш вариант ответа и обведите его кружком.)

6. Проводите ли вы как классный руководитель специальные классные часы, посвященные аспектам субкультуры, то есть проблемам подросткового или юношеского общения, особенностям речевых характеристик, внешнего вида, современной музыки, досуга и т.п.? Да/Нет. Если вы выбрали ответ «Да» – приведите, пожалуйста, 2–3 темы классных часов, проведенных по указанным выше проблемам, за недавний период. Почему вы обратились к такой тематике? Какие причины побудили вас к этому выбору? Если «Нет», то почему не затрагиваете эту проблематику на классных часах:

– не вижу необходимости, потому что…

– мало опыта, пока опасаюсь «сложной» проблематики;

– принципиально не обращаюсь к вопросам субкультуры, так как эти проблемы исключительно в сфере компетенции семьи учащегося;

– подготовка к подобным классным часам требует нестандартных педагогических решений, огромной затраты времени, сил, душевного напряжения – пока не готова профессионально к такому уровню воспитательной работы…

Выберите вариант ответа из предложенных или напишите свой собственный.

7. В решении каких педагогических проблем родители учащихся вашего классного коллектива просят вас помочь? Приведите 2–3 проблемы, наиболее значимые по мнению родителей.

8. Насколько высоко, по вашему мнению, воспитанники вашего класса ценят общение именно внутри своего классного коллектива? Высоко/Не очень высоко/Совершенно не ценят, предпочитают искать значимое для них общение «на стороне», то есть вне классного коллектива.

Выберите вариант ответа, объясните ваш выбор.

9. Каким образом должна, на ваш взгляд, определяться тематика классных часов:

– централизованно, исходя из четкого и обязательного для всех плана воспитательной работы гимназии в целом;

– методическим объединением классных руководителей, по «параллелям»;

– совместно с родителями учащихся, после изучения их мнений и данных психолого-педагогической диагностики;

– каким-либо еще образом?

Выберите наиболее оптимальный вариант из предложенных или сформулируйте свой. Обоснуйте свой выбор, пожалуйста.

10. Какая конкретная помощь необходима в целях улучшения работы классных руководителей? В чем она заключается? От кого должна, по вашему мнению, исходить?

Анкета для учащихся – членов УНИО

Фамилия, Имя__________________________ Продолжительность работы в УНИО ___________

Тема исследования _____________________

Научный руководитель или учитель-куратор (указать Ф.И.О., должность, место работы) _________

1. Какие именно новые для себя знания (сверх школьной программы) ты приобрел(а) в процессе своего исследования?

2. Какими полезными умениями тебе удалось овладеть, работая над своей исследовательской темой:

– работать самостоятельно с разнообразными литературными источниками (составлять библиографию, подготовить аннотацию на книгу, конспект прочитанного, составить тезисы, написать план работы);

– разработать и сформулировать гипотезу своего исследования;

– наблюдать;

– формулировать и доказывать возможные варианты решения определенной проблемы;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– готовить и проводить эксперименты;

– выступать с сообщениями по материалам своих исследований (когда и где);

– участвовать в научных дискуссиях;

– правильно оформлять материалы своего исследования, подготовить по этим материалам реферат;

– какие еще умения из не указанных в данном перечне?

В строке, где обозначено умение, которым ты овладел(а) в совершенстве, поставь знак +; если данным умением пока совсем не овладел (а), поставь знак –; если умением владеешь еще не в полной мере – знак v.

3. Чем привлекает тебя работа в УНИО:

– интересом к решению оригинальной исследовательской проблемы;

– самостоятельностью в исследовательском поиске;

– общением с интересными людьми (учителя-кураторы, научные руководители);

– приобщением к миру «большой науки»;

– позволяет начать решение профессиональных планов;

– готовит к обучению в высшей школе.

Выбери наиболее важные для тебя 3 позиции и отметь знаком +.

4. Существует ли, по твоему мнению, взаимосвязь между научным, культурным потенциалом Петербурга и УНИО гимназии? Да/Нет. Аргументируй, пожалуйста, свое суждение: в чем эта взаимосвязь выражается?

5. Проявляется ли влияние работы в УНИО на твою жизнь и деятельность как в гимназии, так и вне ее? Да/Нет. Если «Да», то в чем именно проявляется? Обоснуй подробнее свое суждение.

Рейтинг@Mail.ru