Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2007

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

Воспитание в ОУ

От школы навыка – к школе успеха

91 год – таков на сегодня возраст школы, расположенной в селе Урда-Ага Агинского Бурятского автономного округа. Своим появлением она обязана первому русскому исследователю Тибета – профессору Г.Ж. Цыбикову, чье имя и носит сегодня. Здесь все ориентированы на успех – и 200 учащихся, и 38 учителей. Ведь превращение из массовой, общеобразовательной школы навыка в школу успеха – именно тот ориентир, который, по мнению коллектива, определяет миссию их ОУ. На каких положениях и принципах основывается работа администрации школы и педагогов? Ниже Урда-Агинская школа представляет фрагменты своей концепции воспитательной системы.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина Л'Этуаль. Благодаря услугам интернет магазина Л'Этуаль, Вам больше не надо тратить время на посещение бутиков, чтобы купить качественную парфюмерию или косметику от ведущих мировых брендов. Низкие цены, скидки, акции, подарки и бесплатная доставка товара по Москве, позволят совершить приятную покупку, не покидая кресла за Вашим компьютером, экономя деньги и личное время. Посетить интернет магазин Л'Этуаль можно по адресу http://www.letu.ru

Концепция воспитательной системы школы

Анализ реального положения дел, уровня удовлетворенности учащихся, педагогов школьной жизнью выявил следующие противоречия:

  • между желанием каждого быть успешным и неопределенными представлениями о сфере своей успешности, неполным осознанием путей достижения цели;

  • между потребностью личности в общественном признании и наличием в школе непризнанных, незаметных учащихся;

  • между потребностью личности в развитии своих дарований, способностей и недостаточностью образовательных услуг;

  • потребностью учащихся в индивидуальной траектории образования и единым содержанием образования;

  • высокой информатизацией образовательной среды и недостаточной подготовленностью педагогических кадров в конкретных условиях.

Данные противоречия могут быть решены путем:

  • планирования воспитательной системы, ориентированной на успех;

  • повышения квалификации педагогов через систему курсов и практических семинаров;

  • освоения учителями личностно ориентированных подходов в образовании;

  • разработки и внедрения методов и способов создания ситуаций успеха; реализации рейтинговой системы оценки и самооценки учащихся;

  • расширения системы дополнительных образовательных услуг путем использования имеющихся кадровых и материальных ресурсов.

Выделенные направления работы, проблемы, сопровождающие их реализацию и пути преодоления проблем, в целом определяют перспективы работы и стратегию развития школы в будущем.

Миссия школы научить человека быть успешным. Мы стремимся к созданию такой среды в школе и за ее пределами, которая позволит обеспечить успешность каждого ребенка в процессе самореализации в системе социальных отношений. Девиз школы: «Человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле этого слова, если однажды не познает успеха в чем-то для него важном».

Такая трактовка миссии школы логично подтолкнула нас к выбору единственно возможной (исходя из социальных, культурных, экономических, демографических условий) модели образовательного учреждения – школы успеха, которая, по нашему мнению, способна удовлетворить культурно-образовательные потребности различных категорий учащихся и их родителей и в то же время способствовать реализации разнообразных инициатив всех участников образовательного процесса.

Опыт и школьные традиции – с одной стороны и социальные запросы – с другой обусловили выбор педагогическим коллективом школы основного направления развития – создания условий в рамках школы, помогающих актуальной и потенциальной успешности ученика в процессе личностной самореализации, личностно профессиональной успешности учителя и успешности школы как социального института.

Цель воспитательной системы школы успеха – создание условий для формирования успешной личности, готовой к жизненному самоопределению при содействии административных, социальных объектов села.

В определении перспектив развития воспитательной системы нашей школы мы исходим из того, что развитие не должно заменять функционирование, которое позволяет нам добиваться достаточно стабильных результатов благодаря устоявшимся условиям нашей работы: кадровому составу, удовлетворительному состоянию программно-методического и материального обеспечения. Развитие воспитательной системы школы, на наш взгляд, должно не ломать то, что устоялось, а органически входить в систему наших ценностей, традиций и всего того, что составляет «дух школы».

Основные идеи концепции воспитательной системы школы

Основными идеями, которые позволяют раскрыть сущность основного направления развития школы, являются:

1. Идея актуальной и потенциальной успешности личности ученика в процессе самореализации.

2. Идея педагогической поддержки личности ученика в процессе самореализации и на пути к успеху.

3. Идея вариативности развития и самореализации личности в процессе достижения успеха.

4. Идея стимулирования стремления личности учителя и ученика к успеху.

5. Идея целостности и взаимосвязи личностной и профессиональной успешности учителя.

6. Идея развития школы как открытой, саморазвивающейся системы, взаимодействующей с социальными объектами села.

7. Идея успешности школы как социального института.

8. Идея человека как биологического, психологического, социального, природно-этнокультурного, космического существа.

Основным понятием концепции воспитательной системы школы является категория «успех», которая получает отражение в триедином результате развития школы: актуальная и потенциальная успешность личности ученика, личностно профессиональная успешность учителя, успешность школы.

В исследованиях ученых понятия «успех», «успешность» раскрываются как общественное признание, хорошие результаты в учебе, работе, удача в достижении чего-либо.

В нашем понимании успех – это не просто хорошая оценка результатов деятельности, успех – это состояние человека, его качественная характеристика, чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких результатов. Такие ощущения возникают у человека при достижении полного физического, душевного и социального благополучия. Успешным человек может стать в условиях только той среды, которая способна обеспечить соблюдение его прав, создать ему комфортные условия для получения образования, реализует личностно ориентированные подходы в образовании, использует технологии обучения, позволяющие сохранять здоровье учащихся. Успех личности рассматривается нами как рост личности по сравнению с собой в прошлом.

Определить путь личности к успеху возможно на основе изучения, раскрытия ее склонностей, дарований путем предоставления широкого спектра образовательных услуг и применения различных технологий стимулирования ее успешности.

В рамках концепции воспитательной системы нами выделены три аспекта успешности, каждый из которых имеет свои отличительные признаки:

  • актуальная и потенциальная успешность личности ученика в процессе самореализации понимается нами как проявление школьником своих индивидуальных возможностей и способностей, достижение им определенных личностно и социально значимых результатов в процессе самореализации, определение и осмысление им перспективных личностных жизненных планов;

  • личностно-профессиональная успешность учителя рассматривается нами как: достижение учителем состояния личностной и профессиональной идентичности, сопряженной с компетентностью и удовлетворенностью профессиональной деятельностью, направленностью на творческую самореализацию;

  • успешность школы понимается нами как: востребованность и конкурентоспособность образовательного учреждения на рынке образовательных услуг, мобильность в реализации направлений образовательной и воспитательной практики, интегрированность в систему социальных отношений села.

Говоря о личностной самореализации участников образовательного процесса, мы подразумеваем в первую очередь учащихся и педагогов, так как родители задействованы в педагогическом процессе косвенно.

Самореализация учащихся – это раскрытие потенциальных возможностей ребенка и их осуществление в процессе включения в различные виды деятельности в рамках школы. Выявление, реализация и развитие всех детских инициатив – это условие продуктивной работы как самого ребенка, так и педагогического коллектива.

Самореализация педагога – это становление профессиональной компетентности педагога в процессе педагогической деятельности, это удовлетворенность результатами своего труда; это стремление к творчеству и самосовершенствованию. Самореализация педагога становится возможной только в условиях компетентного, свободного, открытого педагогического сообщества.

Предвосхищаемый образ выпускника школы

Выстраивая предвосхищаемый образ выпускника школы, мы будем исходить из того, что это динамическая система, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника – это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа. Исходя из того, что человек – это биологическое, психологическое, социальное, природно-этнокультурное, космическое существо, определяем следующий образ выпускника (см. схему).

Схема

Организация воспитательного процесса

В школе создается воспитательная система, построенная на идее актуальной и потенциальной успешности ученика. Определяющую роль в воспитательной системе школы играет центр педагогической поддержки. Центр педагогической поддержки в соответствии с «Программой педагогической поддержки актуальной и потенциальной успешности ученика» выполняет диагностическую, прогностическую, корректирующую функции на пути становления успешной личности на основе личного портфолио ученика.

Педагогическую поддержку осуществляют социальная служба школы, территориально-педагогическая служба, медико-валеологическая служба, психологическая служба, классные руководители, воспитатели ДОУ. Педагогическая поддержка внедряется по целевой одноименной программе. Системная работа классных руководителей, воспитателей ДОУ по научно-методическому пособию Г.Н. Богуславской «Веселый этикет» (ДОУ), также по программе самосовершенствования Г.К. Селевко (1–11 классы) способствует самопознанию, самовоспитанию и саморазвитию личности ребенка.

У всех учащихся есть личное портфолио (см. табл.), где они еженедельно отмечают свои достижения. Так как успех понимается нами как рост личности по сравнению с собой в прошлом, то позитивное продвижение личности за определенный период – это и есть его успех.

Таблица

Портфолио ученика

Вид деятельности

Результат

Кто

заполняет

Учебная деятельность

Средний балл за неделю

сам

Внеучебная деятельность (кружки, клубы, секции)

Где занимается, сколько занятий посетил

сам

Работа в ученическом самоуправлении

Что сделал за неделю

сам

Поощрения, награды (устные, письменные, УДЕ)

Сколько УДЕ заработал за неделю

сам

Дисциплина

классный руководитель

Позитивная инициатива в отношениях с близкими

Что сделал дома, в семье

родители

Кроме того, за каждым классом закреплен куратор из центра педагогической поддержки, который работает с личными портфолио. Если у ученика есть трудности, куратор вместе с классным руководителем и самим учеником разрабатывает индивидуальную программу развития. В час общения учащийся работает со своим личным портфолио (хранится у классного руководителя) и подводит итоги недели.

Личностно значимые достижения

– здоровье

– активное принятие здорового образа жизни

– душевное благополучие

– позитивная оценка себя

– позитивная оценка других

– социальная коммуникабельность

– знание собственной сферы наибольшей успешности

– качественное среднее полное образование

– усвоение выбранного профиля на уровне, достаточном для успешного обучения в вузах и ссузах

– осознанное определение перспективных жизненных планов

– сохранение традиций народа

– толерантность

– поддержание особой ауры села

– отношение к окружающей природной среде в соответствии с этнокультурными традициями

– осознание себя как частицы единой Вселенной

– представление

о взаимосвязи событий, происходящих

на планете,

во Вселенной

Технологический блок

Основным методом воспитательной деятельности в школе успеха является субъективно-прагматический метод. Для стимулирования успешности ученика вводится школьная валюта – ученическая денежная единица (УДЕ).

Образец УДЕ

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ
Ученическая денежная единица
Урда-Агинская средняя школа   им. Г. Цыбикова

Генеральный банк, печатающий УДЕ, – Президентский банк. Президент распределяет УДЕ учителям-предметникам, педагогам дополнительного образования и министрам для поощрения ими позитивных продвижений учащихся в собственном развитии. На УДЕ обязательно наличие росписи или педагога, или министра с указанием проделанной работы. Ученик, заработавший валюту, собирает УДЕ в индивидуальной чековой книжке. В результате у каждого ученика за год накапливается определенная сумма УДЕ. Экономисты класса ведут учет денег, определяют курс УДЕ. Таким образом, в игровой форме поощряется успешность личности и в учебной, и во внеучебной деятельности, и в ученическом самоуправлении.

Самым запоминающимся и долгожданным событием для каждого ученика является подведение итогов рейтинга учащихся и открытие рейтингового магазина. Первым в рейтинговый магазин заходит ученик, заработавший наибольшее количество УДЕ, и выбирает понравившийся товар. При этом звучат фанфары, презентуются все его успехи. Также представляют первую почетную десятку посетителей магазина. По оригинальной системе определяется рейтинг классов, в соответствии с которым классы также зарабатывают УДЕ в классных чековых книжках. В конце года для классов открывается аукцион. Рейтинговый магазин и аукцион финансирует родительский клуб «Хэшэг» («благосостояние»). Родители из данного клуба ведут коммерческую деятельность, зарабатывая в пользу детского магазина (см. Приложения на с. 29).

В воспитательной деятельности используются следующие технологии:

1. Групповая проблемная работа

2. Коллективные творческие дела

3. «Информационное зеркало»

4. Шоу-технология

Технология групповой проблемной работы используется, например, при выработке законов школьной жизни Школьным Парламентом (20 депутатов).

Этапы реализации технологии групповой проблемной работы:

1. Создание проблемной ситуации

На основе проведенного анкетирования зачитываются мнения школьников о жизни в школе, о том, как можно сделать ее лучше, выдвигается проблема, то есть противоречие между имеющимся и желаемым.

2. Постановка задачи при помощи наводящих вопросов; предлагаются идеи выработки законов школьной жизни

3. Формулировка законов

Педагог предлагает в безальтернативной форме порядок разработки законов школьной жизни: «Пусть сначала каждый решит и напишет, какие три главных закона будут в нашей школе, чтобы от их выполнения всем было лучше, а потом мы объединим эти законы».

4. От индивидуального продукта – к групповому

После написания индивидуальных списков законов продолжается работа в парах, когда из шести индивидуальных правил предлагается сделать список из трех законов. Затем все повторяется, но теперь из шести парных правил создается перечень трех законов и т.д.

5. Продукт проблемной работы

В итоге появляется список законов, предложенных группами. Если их слишком много, подключается метод мягкого ранжирования. Подсчет голосов (каждый выбор группы – 1 голос) позволяет привести кодекс в удобный вид. Этот список ярко оформляется и предъявляется Кабинету Министров для внедрения в школьную жизнь.

Технология коллективных творческих дел, как обычно, имеет шесть этапов: совместное решение о проведении дела, коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение дела, коллективный анализ и решение о последствии.

После принятия решения о проведении коллективного дела, например традиционного «Сагаалгана» (праздника Белого месяца – встречи Нового года по Лунному календарю. – Прим .ред.), коллектив делится на группы, которые вырабатывают предложения по организации дела и выдвигают своих представителей во временную группу организаторов (совет дела). Совет дела разрабатывает на основе предложений групп проект КТД, дает задания группам по подготовке, помогает группам и координирует их усилия. Проведение КТД опирается на активность групп, подключая для активизации школьников соревновательность, игру и импровизацию. После окончания дела проводится совместный анализ дел, организованный так, чтобы все участники дела могли выразить свое отношение, мнения, чувства по поводу прошедшего события.

В ученическом самоуправлении частично вводится, а в перспективе будет полностью введена технология личностно ориентированного коллективного творческого дела. При этом в коллективном планировании добавляются новые акценты: подчеркнутое авторство идей, предложений; планирование советом дела не только на основе проектов микрогрупп, но и индивидуальных проектов; подчеркнутое признание ценности как принятых, так и не принятых к реализации идей; признание вклада в КТД не только авторов идей, но и ребят, выполнявших другие роли – критиков, организаторов групповой работы, технических работников.

В коллективной подготовке КТД акцент на добровольное принятие на себя поручений по подготовке; поручения не только групповые, но и подчеркнуто индивидуальные; максимальное разнообразие и индивидуализация поручений вплоть до введения специальных ролей для конкретных школьников.

При проведении дела – акцент на сочетание групповых и индивидуальных заданий, поручений, публичное признание достижений и позитивного вклада всех участников дела через систему разнообразных символов.

В коллективном анализе должна присутствовать постановка вопросов, обращенных к анализу отношений, чувств, мыслей. Личностная ориентация такого анализа создается через постановку соответствующих «рефлективных» вопросов, через право выбора, на какие вопросы отвечать, через подчеркивание ценности для всех не только единства мнений, но и несовпадения позиций.

В ученическом самоуправлении также используется шоу-технология. «Стартинейджер», проводимый Кабинетом Министров, обладает классическими тремя особенностями шоу-технологий: деление участников на выступающих и зрителей, соревновательность на сцене, заготовленные организаторами сценарии.

Специфика шоу-технологий:

– решение принимается Кабинетом Министров с педагогом на основе предложений актива;

– планирование осуществляется Кабинетом Министров. Массы к планированию привлекаются.

Реализация проекта основана на элементах соревновательности, игры, приемов создания общей эмоциональной атмосферы. Анализ итогов проводится на уровне Кабинета Министров. Основные психологические механизмы шоу-технологии: эмоциональное заражение, соревновательность, импровизация.

Технология информационного зеркала подразумевает осуществление действий учащихся через информацию, поданную в графическо-настенной форме. Большую роль в реализации данной технологии играет министерство печати, освещающее события школьной жизни и села. Желаемый результат «информационного зеркала» – опыт активного отношения к публичной графической информации, сопровождаемый различными эффектами: формированием, изменением тех или иных позиций ребят; динамикой отношений ребят в связи с задаваемым «информационным зеркалом» содержанием.

Координационный совет села Урда-Ага имеет свое «информационное зеркало» – газету «Бэлшэр» (газета названа в честь озера Бэлшэр, которое является символом села). Существующая в ней помимо прочих рубрика «Триумф» всегда посвящена триумфатору недели. Там же оглашаются результаты победителей конкурсов по номинациям в классах:

• Лучший среди отличников.

• Лучший среди хорошистов.

• Самый трудолюбивый.

• Самый добрый.

• Самый активный ученик.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Положение о школьной валюте УДЕ
(ученической денежной единице)  и о рейтинговом магазине

Принято на заседании Школьного Парламента

1. Учредителем школьной валюты является Кабинет Министров УАСШ им. Г. Цыбикова.

2. Министерство экономики выполняет функции банка: печатает, считает, распределяет.

3. Основной целью создания школьной валюты (УДЕ) является поощрение и стимулирование учащихся за достигнутые успехи в учебной, внеучебной, общественной деятельности.

4. Сущность данного метода заключается в следующем: каждый ученик имеет чековую книжку, в которой проклеиваются УДЕ, заработанные в разных сферах деятельности и выдаваемые учителями-предметниками, классными руководителями, руководителями кружков и секций, организаторами различных мероприятий. Таким образом, по количеству УДЕ в чековой книжке, которая имеется у каждого ученика, определяется рейтинг личности школьника.

Итоги рейтингового конкурса подводятся в конце полугодия в виде общешкольного аукциона, и в конце года открывается рейтинговый магазин, который финансирует родительский клуб «Хэшэг» («благосостояние»).

Право первого посетителя магазина имеет самый богатый ученик, имеющий на своем счету наибольшее количество УДЕ.

На УДЕ обязательно должна быть роспись педагога или министра с указанием проделанной работы.

Приложение 2

Положение о родительском клубе «Хэшэг»

1.1. Настоящее Положение регламентирует деятельность родительского клуба «Хэшэг» Урда-Агинской средней школы им. Г. Цыбикова.

1.2. Положение о родительском клубе принимается на общешкольном родительском собрании, утверждается и вводится в действие приказом по общеобразовательному учреждению. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся в таком же порядке.

1.3. Родительский клуб «Хэшэг» создается на добровольной основе из числа родителей.

1.4. Родительский клуб возглавляет председатель. Срок полномочий – 1 год. Клуб подчиняется общешкольному родительскому собранию. Состав клуба – 7 человек, представители избираются ежегодно в начале учебного года.

1.5. О своей работе комитет отчитывается перед общешкольным родительским собранием не реже двух раз в год.

Задача: организация финансирования рейтингового магазина ученического самоуправления.

Функции:

1. Организация рейтингового магазина один раз в полугодие.

2. Коммерческая деятельность.

3. Спонсорская деятельность.

4. Снабжение товаром рейтингового магазина из Забайкальска.

5. Организация ярмарки-продажи кулинарных изделий во время общешкольных КТД.

Билигма НАСАНОВА, зам. директора по УВР,
Билигма РИНЧИНОВА, зам директора по ВР,
МОУ «Урда-Агинская СОШ им. Г. Цыбикова», АБАО, с. Урда-Ага

Рейтинг@Mail.ru