Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2007

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Рецензии

В.И. Панов. Психодидактика образовательных систем: теория и практика – СПб.: Питер, 2007

«…психодидактика лежит на стыке психологии, дидактики и практической деятельности образовательных учреждений…»

В необходимости и полезности психологических знаний для педагогов и школьной администрации сомневаться не приходится: учителя и школьные психологи, с одной стороны, родители и дети – с другой в один голос утверждают, что многие ошибки в образовании своим источником имеют психологическую безграмотность. Однако при этом остается открытым вопрос о том, какие психологические проблемы могут быть решены педагогами самостоятельно, а какие находятся в компетенции профессиональных психологов.

Не менее важным для директора и его заместителей представляется также осознание психолого-педагогических оснований деятельности школы, в которой они ответственны за содержание образовательного процесса. Следует честно признать, что недостаточно продуманные действия руководителей ОУ при решении таких принципиальных вопросов, как выбор профиля школы или организация на ее базе экспериментальной площадки, объясняются не только нежеланием разобраться в существе дела, но и отсутствием соответствующей психолого-педагогической литературы.

Данное издание вышло в серии «Практическая психология» и, очевидно, рассчитано на занятых в образовании психологов. Автор книги – профессиональный психолог, известный своими научно-практическими исследованиями в области психологических и психодидактических основ развивающего образования. Однако уже с первых страниц становится ясно, что обсуждаемые им проблемы представляют интерес не только для психологов. Обучение одаренных детей, безопасность образовательной среды и перегрузка учащихся – это проблемы какие: психологические или педагогические? Неслучайно анализ психологических аспектов образования автор начинает с описания общего состояния современной российской школы. При этом принципиальными становятся ответы на вопросы: кого, зачем, чему, как и где учить? Они предполагают соответственно выявление психологических особенностей учащихся, формулирование социальных и психологических задач обучения, определение содержания обучения, его форм и методов и, наконец, вида и типа образовательного учреждения. Развиваемый автором психодидактический подход означает, что при ответе на поставленные вопросы и построении образовательной среды приоритетная роль отводится психологическим закономерностям развития способностей человека. При этом образовательная среда рассматривается и как условие, и как фактор психического развития детей.

Названия глав свидетельствуют: это издание было бы ошибочно относить к разряду специальной литературы для психологов. «Концептуальные основания психодидактики образовательных систем», «Некоторые психологические проблемы в контексте психодидактики образовательной среды», «Практические аспекты психодидактики образовательных систем» – если бы не заявленная на обложке серия, то книгу скорее следовало бы отнести к категории педагогической научно-методической литературы.

Правда, необходимо отметить, и это следует уже из приведенных заглавий, что книга написана достаточно сложным даже для профессионального психолога языком. Однако это вполне согласуется с тем, что издание носит практико-ориентированный характер. Это подтверждает, например, приводимая автором методика «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды».

В заключение следует сказать, что данное издание не претендует в полной мере представить психологические проблемы современной школы, но собранные под одной обложкой материалы позволяют психологам и педагогам объединить усилия при решении конкретных образовательных задач.

Рейтинг@Mail.ru