Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №12/2007

ПАРТНЕРСТВО

Открытый доклад

Общее дело

Родители долгое время держались от школы в стороне. Незаинтересованность? Скорее полное доверие учебному заведению и системе образования в целом. Однако, когда им предложили перейти из роли сторонних наблюдателей в непосредственных участников образовательного процесса, поняли, что принцип «доверяй, но проверяй» школу не обидит. Напротив, поможет ей укрепить свои слабые стороны и приумножить достижения. О том, какую позицию по отношению к ОУ теперь занимают семьи, рассказывает председатель городского Совета родительской общественности г. Москвы Ирина ЯРЧАК.

Что такое школа в представлении родителей, что мы ожидаем от нее? Какая-то часть родителей, несомненно, ответит: «В школе дети получают образование». Кто-то скажет: «Школа должна воспитывать». Но теперь на такую, казалось бы, консервативную систему, как образование, мы можем взглянуть по-новому. Основанием для этого является приоритетный национальный проект «Образование».

После того как городской Cовет родительской общественности ввели в состав экспертных групп, родители смогли оценить инновационную деятельность школ с точки зрения заказчика образовательного процесса. Теперь мы получили возможность активно влиять на содержание образования, определять цели и задачи школы, а также воспользоваться своим правом участвовать в государственно-общественном управлении образовательным учреждением. Да и само включение родителей в состав общественных экспертов является инновацией для нашего образования. Создание в рамках национального проекта института общественных экспертов позволяет нам говорить о независимой общественной экспертизе образовательных учреждений и учителей Москвы. Ведь такая оценка деятельности школ важна и для родителей, и для всего общества как критерий качества московского образования в частности и российского в целом.

В прошлом году, впервые приступив к экспертизе инновационных школ, мы выделили для себя ряд важных вопросов, требующих решения в будущем. Например, для повышения общественной значимости проекта, мы посчитали необходимым привлечь к экспертизе как родителей-педагогов, так и родителей, имеющих другую профессию. Правда, в связи с этим возникла проблема: каким образом родитель, не являющийся работником системы образования и близко не знакомый с тем, как работает школа, будет проводить экспертизу по представленным материалам?

Также родители предложили закрепить статус родительской общественности в системе государственно-общественного управления в ОУ.

И, наконец, мы хотим изменить отношение педагогических работников к родителям, как основным социальным заказчикам образовательного процесса.

В прошедшем учебном году члены городского родительского совета начали просветительскую деятельность среди родительского актива школ, объясняя задачи национального проекта и значимость участия родителей в экспертизе. В ноябре 2006 года 14 членов городского родительского актива прошли обучение в Московском центре качества образования по теме «Экспертиза качества образовательного процесса в образовательном учреждении», где не только прослушали лекции, но и приняли участие в выездном семинаре, прошедшем в «Школе самоопределения» Александра Тубельского. Родители участвовали в детско-взрослой экспертизе школы, сами определяли критерий экспертизы и давали оценку качества образовательного процесса на основе проектной деятельности учащихся.

Хочу отметить работу Департамента образования, которая направлена на поддержку школьного самоуправления, инициатив родителей и обеспечение открытости образования. Во всех общеобразовательных учреждениях, согласно зарегистрированным уставам, созданы органы самоуправления, обеспечивающие государственно-общественный характер управления образованием. Советы образовательных учреждений созданы в 100% наших школ. Попечительские советы – более чем в 50% ОУ. Управляющие советы – примерно в 8% школ. Департамент образования запланировал проведение постоянно действующего лектория для родителей и курсы подготовки и повышения квалификации руководителей общественных органов самоуправления (школьных, попечительских и управляющих советов).

Особо хочется отметить, что лучшим программам деятельности активов ученического самоуправления выделяются гранты. Один из критериев участия в конкурсе – наличие динамично работающего органа школьного самоуправления и соуправления. Учащиеся – это стержень национального проекта. У них есть свой общественный орган – это Совет ученического самоуправления: он может быть в школе, на уровне административного округа Москвы и целого города. Посредством этого органа ребенок на равных общается и с учителями, и с администрацией образовательного учреждения. Но принимать участие в экспертизе по оценке деятельности школы ученики пока не могут: среди общественных организаций, занимающихся экспертизой, пока нет городского совета ученического самоуправления. Наверное, следует разработать какой-то механизм для такого участия учащихся старших классов в оценке работы школ столицы. Мы предлагаем привлекать ребят к независимой, детско-родительско-педагогической экспертизе деятельности органов самоуправления в образовательных учреждениях. Дело в том, что пока экспертиза в основном сводится к анализу материалов, которые предоставляют сами школы, и порой бывает сложно определить эффективность и качество работы школы – и по степени реализации программы развития, и по тому, как здесь работает самоуправление. А такая независимая оценка учащихся, родителей и педагогов помогала эксперту в выставлении оценок по данным критериям.

Родители рассчитывают, что в итоге национального проекта «Образование», инновационный опыт лучших школ распространится во все образовательные учреждения города Москвы. Тогда качественное образование станет доступно всем детям. И основное, что нам надо помнить всегда: родители – это прежде всего партнеры школы.

Материал подготовила Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru