Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №12/2007

СОБЫТИЯ

Ученик-исследователь

Нельзя забыть…

«Давайте, люди, никогда об этом не забудем!» – эти слова стали в определенном смысле мантрой для Усть-Илимского экспериментального лицея. Их произносят здесь в мае, в канун Дня Победы, незадолго до окончания учебного года. Ведь именно так называется научно-практическая конференция школьников. В этом году она прошла здесь в восьмой раз.

Это ее проведение можно считать знаковым: впервые за восемь лет конференции присвоен статус всероссийской*. Кроме школьников Усть-Илимска и Усть-Илимского района в ней приняли участие ребята из Абакана и Агинского Бурятского автономного округа – всего около 30 человек. И хотя, на мой взгляд, участников могло бы быть больше, идейный руководитель и вдохновитель конференции – директор МОУ «Усть-Илимский экспериментальный лицей» М.М. Батербиев – не скрывает своей удовлетворенности. «Тот, кто знает свое прошлое – может проектировать свое будущее, – утверждает он. – Об этом мы говорим с лицеистами каждый раз, готовясь к конференции. А в этом году к нашему тезису присоединились и дети из двух других регионов России. Мы чувствовали, что каждый из приехавших участников неравнодушен к теме памяти о войне и искренне делится тем, что смог узнать в ходе подготовки своей исследовательской работы. Это и составляет ценность конференции».

«Круглый стол» помог хозяевам и гостям конференции лучше узнать друг друга

Настроиться на работу помог ребятам «круглый стол» «Многоликая история великой войны. Проблемы и перспективы краеведения и устной истории», состоявшийся на день раньше официального открытия конференции. Беседа лицеистов, преподавателей лицея и гостей получилась содержательной и увлекательной. О различиях официальной и устной истории, о трудностях доступа к архивным материалам, о важности сохранения воспоминаний ветеранов войны старшеклассники говорили убедительно и совсем не по-детски. В их суждениях чувствовались глубина проникновения в тему, личная заинтересованность. Так, учащиеся Усть-Илимского лицея рассказали о проекте «Документальный фильм “Война глазами живых”», основная цель которого – снять материал обо всех ветеранах Усть-Илимска, которых сегодня в городе 137. Ребята уже посетили некоторых из них и сейчас заканчивают подготовку фильма.

«Если бы в аудиторию сейчас на мгновение зашел случайный человек, он бы подумал, что попал на репетицию спектакля – так грамотно, профессионально и заинтересованно молодые люди обсуждали столь непростую тему, как война», – именно так я думала, слушая выступления ребят. Немного невероятным кажется интерес 16-летних к этой теме. Гораздо чаще называют их равнодушными, безалаберными, живущими лишь сегодняшним днем людьми.

У Памятного знака «Три звезды»

«Мы должны сохранить воспоминания ветеранов, услышанные от них, и передать их подрастающему поколению, – утверждал на встрече 11-классник абаканской школы № 1 Александр Сергеев. – Вместе с ветеранами уходит память о бытовых деталях, подробностях и мелочах, которые и составляли смысл их жизни в годы войны. Мне, например, удалось на уроке истории заинтересовать своих одноклассников рассказом о жизни моих родственников в Поволжье в годы войны. А мой друг, попав со мной один раз случайно в гости к ветерану войны в нашем городе, впоследствии так заинтересовался его судьбой, что посвятил ему свою исследовательскую работу, хотя изначально не планировал этого делать». Согласитесь, подобная позиция далека от определения «равнодушный»...

Все участники «круглого стола» единодушно пришли к выводу о том, что сейчас, когда ветеранов Великой Отечественной войны осталось совсем мало, «главная задача – собрать материал о них и событиях войны из первых уст, и сохранить воспоминания участников трагических событий на бумаге, пленке».

Сама конференция состоялась на следующий день, начавшись возле лицея торжественным построением с присутствием ветеранов войны. После чего все ее участники прошли к расположенному неподалеку от лицея Памятному знаку «Три звезды». Здесь были возложены цветы и прошла минута молчания в память о павших. Причем все это было сделано тихо, быстро, без излишнего пафоса, но торжественно и проникновенно.

Часом позже в лицейском актовом зале состоялось официальное открытие конференции. Директор лицея М.М. Батербиев выразил надежду на то, что исследования ребят, основанные на общении с ветеранами ВОВ и тружениками тыла, будут достойно представлены на разных секциях и в дальнейшем продолжатся.

Тут же началась и работа. Двое лицеистов – 10-классники Кирилл Кондратьев и Роман Залитко – познакомили всех с результатами своего исследования «Аляска–Сибирь. Нижнеилимский военный аэродром», посвященного малоизвестному эпизоду Второй мировой войны – поставках и перегоне американских самолетов по трассе Аляска–Сибирь. Необычным и захватывающим стал их рассказ и о 16-летних строителях аэродрома, который был сооружен в глубоком тылу в качестве перевалочного пункта. Один из присутствующих ветеранов уже в кулуарах поделился своими воспоминаниями о том, как он работал на этом аэродроме, обслуживая и заправляя военные самолеты. Всего через его руки прошло около полутора тысяч самолетов, и все они благополучно долетели до места назначения.

Свою работу «История родины в истории моей семьи» представляет А. Коршунов.

Далее конференция продолжилась по секциям. Их было четыре: «Нам в жизни выпало немало...», «Славные сыны Отечества», «В память о великой победе», «Труженики тыла». В каждой из них работало по три эксперта – как педагоги лицея, так и приехавшие со своими учениками учителя. Всего было представлено 28 работ. Экспертные группы отметили многообразие тематики докладов, качественные тексты, высокий уровень и эмоциональность выступлений авторов.

Среди прочих особое впечатление произвела на экспертов работа «Фронтовые друзья» ученицы 10 класса Железнодорожной СОШ № 1 Анастасии Бостан. Случайно найдя письмо фронтовика своему боевому другу в каком-то журнале, она связалась с архивами Барнаула и Москвы, разыскала сына этого фронтовика, собрала информацию о двух фронтовых друзьях и все результаты поиска представила в своей работе. Не менее лиричной, искренней и проникновенной была работа А. Коршунова – лицеиста выпускного класса Усть-Илимского лицея. Он рассказал о своем деде, участнике войны, изложив строки из его писем, подробности фронтовой жизни и послевоенных встреч деда с друзьями.

В перерывах между работой ребята листали сборники предыдущих конференций ...

Итоги работы конференции были подведены ближе к вечеру. Участникам были вручены дипломы I, II и III степени, а также сборник материалов конференции, в который были включены тезисы всех работ.

Помимо этого, результатом конференции стало обращение участников к ученикам общеобразовательных учреждений и студентам высших учебных заведений Сибирского региона и всей России с предложением объединить усилия учащейся молодежи по сохранению памяти о героической Победе народа нашей страны в Великой Отечественной войне и принять участие:

– в воссоздании истории ВОВ по воспоминаниям ее ветеранов, тружеников тыла;

– в исследованиях по направлениям «Наш край в годы войны», «Наши земляки – участники Второй мировой войны»;

– в разработке и осуществлении сетевого проекта «Сибиряки в годы войны».

И, конечно же, в подготовке и проведении IX научно-практической конференции «Давайте, люди, никогда об этом не забудем!». Организаторы конференции приглашают всех, кто ведет поисковую и научно-исследовательскую работу по истории Великой Отечественной войны, присоединиться к работе конференции через год и сохранить память о ветеранах и суровых годах.

Директор Усть-Илимского экспериментального лицея М.М.Батербиев поздравляет участников конференции

...Расставаясь с участниками конференции, я подумала, что для тех ребят, которые пропустили, что называется, «через себя» историю жизни своих родных и близких в годы войны, которые слушали и записывали рассказы реальных, пока еще живущих сегодня ветеранов и тружеников тыла, история перестала быть скучными страницами книг и учебников. Для них эта война стала иной. Не лубочной росписью привычных хрестоматийных эпизодов и фотографий, мелькающих каждый раз по телевидению в канун Дня Победы, а подлинным, страшным событием.

И, может быть, это живое знание когда-нибудь убережет их от неосторожного решения или ошибки, которые так возможны во взрослой жизни. Ведь эмоциональное проживание ситуации, «прокручивание» ее внутри себя гораздо важнее, нежели заученный когда-то в ночи абзац из школьного учебника.

 

Из исследовательских работ школьников

«У меня, никогда не знавшего, что такое война, пожелтевшая страничка из обычной школьной тетрадки вызывает уважение и гордость. Молодое поколение сороковых годов прошло через страшную войну, но отстояло свободу своего народа...»

Александр Коршунов, 11 класс,
МОУ «Усть-Илимский экспериментальный лицей»

«Однажды на выставке прикладного искусства в Доме культуры я увидела вышивки, которые поражали своей красотой. Автором оказалась Надежда Яковлевна Баранова, живущая в доме напротив. Я сама люблю вышивать, поэтому решила познакомиться с ней. А услышав ее историю, поняла, что об этой женщине должны знать все жители нашего поселка… В 1943 году шестилетняя Надя вместе с мамой оказалась в одном из рабочих лагерей Западной Германии. Мать отправили работать на завод, Надя помогала в столовой, убирала территорию лагеря... Я невольно представляю себя, шестилетнюю, на месте той Нади. А выдержала бы я? Смогла бы пережить такое?..»

Анна Аксаментова, 8 класс,
МОУ «Тубинская СОШ»

«Скупая биография моего прадеда заканчивается строчкой «Пропал без вести в августе 1943 во время боев под Смоленском. Однако эти короткие и сухие данные не могут в полной мере осветить значимость тех событий, в которых участвовал мой прадед в последние дни и часы своей жизни. Представление о происходящих тогда событиях я составила, собирая сведения о боевых операциях, проводившихся в августе–сентябре на территории Смоленской области...»

Яна Сюхунбин, 9 класс,
МОУ «Могойтуйская СОШ № 2»

 

________________

* Помимо главного организатора конференции – Усть-Илимского экспериментального лицея – в этом году соорганизаторами стали управление образования администрации города Усть-Илимска, управление образования администрации Усть-Илимского района и Ассоциация лучших школ России.

Яна САРТАН
Москва – Усть-Илимск – Москва

Рейтинг@Mail.ru