Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №13/2007

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

Управление классом

Делайте неожиданности!

Управление группой людей требует авторитета. Бывает авторитет силы. Ему подчиняются из страха наказания. Механизм силового управления сравнительно прост, поэтому его часто используют люди. И тогда не нужна никакая педагогическая техника. Но и расплата за эту простоту велика. Бывает авторитет знания. Ему подчиняются добровольно: все понимают, что так будет лучше. Ключевое слово здесь – уважение. Но не всякое знание признается группой как заслуживающее уважения. В реальных условиях авторитет учителя включает обе составляющие – авторитет силы и авторитет знания. Вопрос меры – какая основная, главная, ведущая.

Приемы поддержания демократической, дружеской, сотруднической составляющей:

  • Демонстрация профессионального уровня – учитель показывает свой пример выполнения творческого или хотя бы сложного задания.

  • Выход за пределы.

1) учитель выходит за пределы учебника;

2) учитель выходит за рамки своего учебного предмета;

3) учитель демонстрирует знание молодежной субкультуры.

  • Сравнивание позиций – учитель сам ставит себя в позицию оцениваемого.

  • Совещательность – по всяким сложным вопросам, проблемам отношений учитель советуется с детьми.

Можно выделить следующие виды отклоняющегося поведения учащихся и стратегии взаимодействия с детьми (см. табл. 1).

Таблица 1

Возможные стратегии поведения учителя с учеником

Вид отклоняющегося поведения

Стратегия взаимодействия с детьми

Негативизм (отрицательное отношение ко всему)

Игнорировать нежелательное поведение, создавая ситуации удивления через неожиданность, новизну, необычность действий по отношению к ребенку

Демонстративность (вызывающее поведение)

Предоставить ребенку возможности лидерства в определенных ситуациях (урок, мероприятие и т.д.)

Агрессивность

Стимулировать гуманные чувства: обращать внимание на чувства другого, на свое состояние и добиваться реакции на это, запрещать такое поведение

Эмоциональная отгороженность (замыкание в себе, своей проблеме)

Ориентировать ребенка на эмоциональные состояние других, стимулировать его чувство юмора и положительные эмоции (изменив контекст травмирующей ситуации, постараться превратить ее в представлении ребенка в смешную)

Конфликтность

Создавать ситуации, когда ребенок может почувствовать успех и уверенность в своих возможностях, обращать внимание на состояния других детей, его самого, добиваясь его реакции на это

Обидчивость

Постоянно, при первой же возможности, поощрять результаты учебы и позитив в поведении, поощрять чувство юмора

Страхи

Стимулировать положительные эмоции, создавать ситуации, при которых мог бы пройти страх

Дурашливость

Игнорировать такие проявления и создавать ситуации, когда ребенок был бы вынужден выбрать иное поведение

Нерешительность

Поощрять реальные и предполагаемые результаты в той сфере, где он испытывает неуверенность (общение, учеба и т.п.). Стимулировать положительные эмоции

Заторможенность

Стимулировать положительные эмоции, психомоторную активность, чувство юмора, постараться установить положительный телесный контакт с ребенком

Невнимательность

Стимулировать умственную активность, переключать с одного вида работы на другой, изменять, упрощать, усложнять правила взаимодействия с ним (выбирая, что подходит на данный момент)

Стремление избежать умственных усилий

Двигательная расторможенность

Стремиться переключить ребенка на другое состояние, предупреждать проявление расторможенности, поощрять волевые усилия, стремиться к осознанию им особенностей своего поведения

Речевая расторможенность

Переключать ребенка на другие состояния

Псевдоглухота

Добиваться, чтобы ребенок пережил удивление, потрясение

Непонимание сложных словесных инструкций

Стимулировать умственную активность

Застреваемость

Стремиться переключить ребенка на иное состояние, варьировать содержание предложенных ему задач

Сниженная умственная работоспособность

Стремиться предупредить подобное состояние путем переключения на другой вид деятельности

Сниженная физическая работоспособность

Стремиться упростить и варьировать содержание задач

Что более всего мешает учителю?

Во-первых, неумение удерживать дисциплину на уроке.

Во-вторых, отсутствие собственных внепредметных интересов и умений, которые могли бы быть весьма значимы для учеников.

В-третьих, педагогические и психологические ошибки в общении с детьми и взрослыми, которые не дают достаточного педагогического авторитета, чтобы быть услышанными, уважаемыми, любимыми.

В-четвертых, несдержанность, агрессивность, крикливость как проявление отсутствия профессионализма; в психологическом плане подобное поведение педагога порождает у него чувство вины, что еще более усугубляет жизнь и отношения с окружающими, обостряет чувство вины и – круг замыкается.

В-пятых, неумение организовать деятельность, творчество учащихся на уроке, во внеклассной работе по предмету, неумение быть увлекательным, убедительным и успешным педагогом.

В-шестых, неумение создавать поле, обстановку и возможности для успеха каждого ученика.

И, как это ни странно, многие учителя не хотят, не любят и не умеют слушать, а значит, и понимать своих воспитанников.

Учитель – это должность, состояние, потребность, образ жизни. Должность предполагает власть, и перед учителем стоит важнейшая нравственная задача – либо отказаться от власти, и тогда необходимо освоить психолого-педагогические методы воздействия, не уповая на административный ресурс, либо пользоваться властью всегда в интересах ученика, разумно сочетая необходимые требования со стимулами, индивидуальный подход с просвещенной толерантностью.

Предварительными условиями успешности воспитательного процесса являются:

  • включенность и заинтересованное участие в нем родителей;

  • создание или наличие положительного психолого-педагогического климата;

  • всесторонняя забота администрации школы об учителе (программа его социально-экономической, медицинской, психолого-педагогической, информационной поддержки);

  • хорошо поставленная система повышения квалификации.

Таблица 2

Некоторые меры экстренного педагогического воздействия, которые можно применить, если цель ребенка – привлечение внимания

Стратегия

Техники

Минимизация внимания

игнорируйте демонстративное поведение;
контакт глазами;
становитесь рядом;
вставляйте имя ученика в текст объяснения урока;
посылайте секретный знак;
посылайте письменные замечания;
используйте «Я-высказывание»

Разрешающее поведение

стройте урок на основе вопиющего поведения;
доведите до предела демонстративную выходку;
присоединяйте к выходке весь класс;
«разрешенная квота»

Создание неожиданной ситуации

выключите свет;
издайте музыкальный звук;
говорите тихим голосом;
измените модуляции голоса;
говорите со стеной или портретом;
временно прекратите урок

Отвлечение ученика

задавайте прямые вопросы;
попросите об одолжении;
измените деятельность

Акцентирование внимания класса на примерах хорошего поведения

благодарите учеников 

Пересаживание учеников

меняйте учеников местами;
«Стул размышлений»

Ольга БРЫКОВА,
методист,
Центр информационных технологий и телекоммуникаций,
г. Санкт-Петербург

Рейтинг@Mail.ru