Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №13/2007

EDUCATION

Свободная школа

Цена свободы

– Скажите, что Вы считаете самым главным в педагогике?
– Философию, которая принимается учителями. Мы, например, уверены, что у детей должна быть возможность выбирать интересное для себя занятие и получать наслаждение от учебы. В своей работе мы пробуем следовать философии свободной школы, свободного образования.
– С какого же возраста, по вашему, дети могут выбирать для себя занятия?
– С детского сада, конечно. Мы обманывали бы самих себя, если бы распространяли свою философию только с заранее определенного нами, взрослыми, возраста.
– Приходится ли вам бороться за такую школу? Это трудно?
– Конечно, трудно. Но нам уже 17 лет, и теперь время работает на нас.

Школа «Лаудер», Будапешт, Венгрия

Венгерский профессор математической логики Томаш Гергей и российский философ образования Милослав Балабан, мой отец, в самом начале 90-х годов прошлого столетия выпустили книгу об идеологии современной класс-школы и невозможности построения в рамках классно-урочной системы гуманистического образования. Позже, в 2002 году, в России опубликовали книгу Милослава Балабана «Школа-парк», в которой была изложена концепция свободного образования.

Анна Сеслер, директор школы «Лаудер» (Будапешт, Венгрия), одна из первых венгерских педагогов, заинтересовавшихся изложенной в книге новой философией образования. Сначала возглавляемое ею образовательное учреждение мало чем отличалось от других. Но и директор, и педагогический коллектив хотели изменить образовательный процесс. Они искали новые концепции, новые идеи, прочитали книгу, долго спорили о том, возможны ли глобальные изменения, о которых в ней говорится, и решили попробовать.

Красивое здание совсем не похоже на школу. Скорее – на современный офис, в котором одновременно работает множество фирм.

Школа «Лаудер» частная. Как известно, в этом есть преимущества, например, относительная свобода выбора программы. В то же время, даже частичное финансирование и государственный сертификат об образовании ограничивают суверенитет ОУ и не позволяют внедрять образовательные программы альтернативные государственным. Я спросила, сталкивались ли венгерские коллеги с такими проблемами? «Теперь мы обеспечиваем себя сами, практически не получая средств от государства. Такова цена свободы. Почти все свое время я трачу на поиски спонсоров для содержания школы. Как видите, делаю это довольно успешно», – пояснила Анна Сеслер. Да, цена свободы высока, не каждый решится отказаться от финансовой поддержки.

Вверх по лестнице,  ведущей вниз...

Красивое здание совсем не похоже на школу. Скорее – на современный офис, в котором одновременно работает множество фирм, но есть и общие пространства, например, конференц-холл.

В школе около 600 учеников. Самые младшие – в детском саду, входящем в ее состав. Выпускной класс – 12-й. В классах примерно по 25 ребят.

Система обучения состоит из нескольких ступеней: детского сада, младшего звена (1–6-й классы), средней (7–9-й классы) и старшей (10–12-й классы) школы.

А. Сеслер

Большинство групп в детском саду – разновозрастные, лишь подготовительная собирает только шестилеток для подготовки в первый класс. Но и там нет занятий по единому плану, таких, на которых дети сидят и внимают словам учителя. В этом детском саду система выбора проектов ребятами – привычное дело. Не знаю, что можно назвать «проектом» для таких маленьких детей... Но ведь я не специалист по образованию в детском саду! Анна Сеслер рассказала о садике с абсолютной уверенностью в том, что там образование свободное, и я просто склонна ей верить.

До шестого класса занятия проходят без звонков на уроки и перемены. Дело в том, что почти вся работа там проводится в проектной форме, при этом, как известно, трудно определить единое время начала и завершения деятельности. Это же не урок, расписанный учителем заранее поминутно...

Идет обсуждение проекта съемки документального фильма

В 5–6-м классах наряду с проектами в школе преподаются некоторые (основные) учебные предметы. В среднем звене утром ребята учатся в классно-урочной системе, а после обеда участвуют в различных проектах (причем участие в них обязательно!). В старшей школе идет подготовка к выпускным экзаменам и проектная деятельность существует как факультативно-обязательная.

Нетрудно заметить, что степень свободы для учеников заметно уменьшается от класса к классу. Рамки классно-урочной системы: требования программы, подготовка к приближающимся экзаменам, к поступлению в высшие учебные заведения – словно тиски, сковывающие современную школу... Какая уж тут свобода? Но наши дети живут, растут, получают образование сегодня, и от нас, от взрослых, зависит, что мы можем сделать.

Меня больше всего заинтересовало среднее звено: именно там идет основная борьба между двумя системами. О нем – немного подробнее.

На перепутье двух систем...

Итак, в 7–9-м классах школы «Лаудер» занятия проходят в две смены. Утром идут уроки, а после обеда все ученики обязательно работают в проектах, которые ведут учителя, причем каждый год они открывают разные проектные пространства. Педагоги, желающие стать лидерами проектов, заявляют об этом и рассказывают ребятам о том, чем можно будет заняться в их группах, чему можно будет там научиться. Проводится своеобразный конкурс. В результате из 22–25 желающих открыть проект школа финансирует работу 16 преподавателей, выбирая тех, кто набрал самые большие группы (не менее 8 учеников).

Нетрудно заметить, что степень свободы для учеников заметно уменьшается от класса к классу.

В одном проекте дети работают примерно три месяца, хотя могут уйти и раньше, обосновав свое решение. Так что между педагогами постоянно происходит соревнование.

Каждый проект требует дополнительных материальных затрат. Деньги на воплощение задуманного ребята зарабатывают сами (в частности, на школьных и городских праздниках, фестивалях продают сделанные собственными руками поделки, выпечку – в общем, зарабатывают любыми способами, на которые способна детская фантазия). Заработанное идет на покупку корма животным, за которыми ухаживают, на материалы для оформления школы и т.д. Проекты встречаются самые разнообразные – начиная от живого уголка и кулинарии, заканчивая созданием документальных фильмов.

Проектная деятельность во вторую учебную смену неизбежно изменяет и систему обучения утром. Эти изменения происходят медленно, но неизбежно. Мне не раз приходилось наблюдать, как трансформируется работа учителя на уроках после того, как он сумеет вовлечь своих учеников в интересную для них совместную деятельность вне учебных занятий. Школа «Лаудер» не исключение: там многие педагоги пытаются и свои уроки сделать другими, более свободными.

Учителя, преподающие естественные науки, решили кардинально изменить систему обучения. Объединив учебные часы, которые отведены программой на биологию, физику, химию и географию (всего восемь уроков в неделю), они распределили их по-новому. Каждую учебную четверть идет погружение в один из четырех предметов естествознания, по четыре часа в неделю. Во время этих погружений дети изучают «минимум» по каждой дисциплине.

Но что такое минимум? Стоит ли обо всем, что написано в учебниках, рассказывать ребятам? Довольно быстро педагоги поняли, что всю необходимую информацию можно просто внести в обучающие компьютерные программы, по которым дети смогут заниматься сами – учитель для этого совсем не нужен. Поэтому теперь во время погружений преподаватели основное внимание уделяют лишь самым сложным проблемам, помогая ученикам в них разобраться.

Клетки для кроликов учащиеся ремонтируют своими руками

Результатом обучения во время погружения являются эссе на определенную тему, которая выбирается совместно учеником и преподавателем.

Оставшиеся четыре часа в неделю распределили следующим образом: два урока дети занимаются тем учебным предметом, который им интереснее всего (эти занятия проводятся в основном в экспериментальной форме, предмет по выбору можно менять достаточно часто, без дополнительных условий); оставшиеся два часа в неделю ученики работают над собственными темами индивидуально или в парах. Есть лишь одно условие: тема должна быть такой, чтобы для ее раскрытия требовалось выйти за пределы школы и провести некоторое исследование в городе или на природе.

Конечно, созданная учителями система не идеальна. Она изменяется, и это неизбежно. Самой большой проблемой для педагогов остается система оценивания полученных результатов. Довольно просто проверить, могут ли дети воспроизвести материал того или иного параграфа в учебнике, но как понять, чему научились твои ученики во время работы по такой сложной схеме? Как помочь своим ученикам увидеть, чему они действительно научились? Ответов на эти вопросы не нашли до сих пор и в этой школе. Не беда, было бы желание!

Вместо заключения

Почему же теперь, через 17 лет, школе легче отстаивать свою уникальность, свое право на организацию свободных учебных пространств?

Теперь учителям не приходится делать это в одиночестве. Им помогают их ученики и выпускники. Результаты тестов по PISA учеников данной школы гораздо выше, чем в других в Венгрии. Выпускники показали себя успешными студентами в университетах, работают в хороших фирмах, на престижных должностях.

Приведу лишь один заинтересовавший меня факт: в составе венгерской делегации в Евросоюзе есть и пять выпускников этой школы. Они легки в общении, быстро решают поставленные перед ними задачи, говорят на нескольких иностранных языках...

Цена свободы высока, но результат такого образования – достойный результат за вложенные усилия.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА,
Будапешт – Москва

Рейтинг@Mail.ru