Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №13/2007

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Позиция

Профиль для экстернов

Педагогическое сообщество сегодня обсуждает профильное обучение, в основном, с чисто практических позиций: как внедрять, какие элективные курсы разрабатывать, как организовать процесс деления на группы и т.д. Группа исследователей и педагогов-практиков пытается высказать некоторые опасения, например, о том, что суть профильного обучения в настоящее время не совсем понятна учителям, детям, родителям. Привносит ли профилизация какие-то принципиальные эффекты в развитие образования или ее действие отсрочено во времени и скажется позднее?

Нам кажется важным и еще один вопрос. Понятно (теоретически) как будет функционировать многопрофильная школа, работающая в «очном» режиме. Но в п.11. Положения об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19 марта № 196) содержится перечень форм обучения, которые принципиально отличаются от «очной» формы способами реализации, режимом работы и т.д. Речь идет о заочной форме обучения, экстернате, самообразовании, семейном и домашнем обучении. Проблема заключается в том, как будет осуществляться профильное обучение тех, кто выбрал форму самообразования и экстерном проходит промежуточную и итоговую аттестации.

Условно, обучающихся в форме экстерната можно разделить на три группы людей, для которых актуально профильное обучение.

1 группа: учащиеся, которые занимаются самообразованием и ориентируются на конкретный ВУЗ, поэтому основное время уделяют изучению дисциплин, необходимых для поступления в выбранное учебное заведение.

2 группа: учащиеся очной школы, которые экстерном изучают и сдают один или несколько предметов школьной программы.

3 группа: взрослые люди, уже занятые в сфере профессионального труда, одновременно получающие общее среднее образование.

В последние 2–3 года обращает на себя внимание растущая роль прагматичного подхода к получению образования. И количество людей, обучающихся в форме экстерната, увеличивается. Индивидуальные образовательные маршруты экстернов проходят иногда через один–два класса (так называемое «интенсивное обучение»). Все это делает актуальной проблему профильного обучения экстернов на старшей ступени общего образования.

Ее можно рассматривать сквозь призму трех позиций профильного обучения.

Позиция 1. Осуществлять ли выбор профиля для учащихся в первую очередь через запросы самих учащихся и их родителей (законных представителей) или через требования государства, либо исходить из наличия педагогических кадров?

1-я группа экстернов самостоятельно решает вопрос выбора, исходя из собственных запросов; самостоятельно решает вопрос педагогических кадров с помощью подготовительных курсов вузов или репетиторов.

2-я группа экстернов может выбрать предложенные своей школой профиль и элективные курсы, либо пойти по пути группы № 1. Учащиеся данной группы ориентируются, в основном, на собственные запросы.

3-я группа экстернов, как правило, прагматики, стремятся с помощью учебы решить свои жизненные проблемы (карьера, общение и др.). Они уже реально оценивают свои силы и учитывают интересы государства (актуальность выбора будущей профессии). Эта группа, в отличие от групп № 1 и № 2 более охотно прибегает к репетиторским услугам именно школьных преподавателей. Обычно экстерны группы № 3 уже четко представляют профиль будущей деятельности на ближайшее время.

Возможные направления:

Для групп №№ 1, 2 – учет индивидуальных особенностей и запросов экстернов. Индивидуальная работа на основе хорошей информационной базы, т.е. помощь выбора пути дальнейшей профессионализации и предложение конкретных элективных курсов. Для группы № 3 – с учетом выбранного пути профессионализации предложение по углубленному изучению учебных предметов и элективных курсов. Здесь требуется тонкий подход, так как взрослый осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью и критически относится к любым попыткам руководить им, даже если вслух этого не высказывает. Его мировоззрение уже сформировалось с помощью жизненного, социального и профессионального опыта.

Позиция 2. Какой набор элективных курсов можно предложить?

Самые общие для всех трех групп элективные курсы могут быть связаны со способами получения, обработки и использования информации; с обучением навыкам самостоятельной работы, практически значимым (скорочтение, грамотное письмо, различные информационные технологии и др.); с развитием коммуникативных способностей (психология общения и др.); с технологией достижения успеха в профессиональной деятельности (технология продаж товаров и услуг, основы бизнеса, деловая активность и др.). Элективные курсы, связанные с сохранением собственного физического и психологического здоровья необходимы, учитывая контингент экстернов групп №№ 1 и 2, где зачастую встречаются учащиеся с проблемами в плане физического здоровья, но вряд ли будут востребованы. Мы исходим из того положения, что все предложенные экстернам трех групп элективные курсы могут быть ими только куплены, т.е. оплачены как дополнительные образовательные услуги. Соответственно, они будут готовы оплатить только те курсы, которые им практически необходимы.

Позиция 3. Кадровое и материально-техническое обеспечение профильного обучения.

Платное обучение в некоторой степени решает кадровую проблему элективных курсов, т.к. позволяет пригласить для ведения индивидуальных и групповых занятий нужных преподавателей.

Материально-техническое обеспечение напрямую связано с конкретным элективным курсом (пример – наличие компьютерного класса для ведения информационных технологий). Но, вероятно, возможен и другой путь. Экстерн информируется о возможности зачета по данному курсу с отражением результата в личном «портфолио», самостоятельно проходит курс на базе официальной организации и по окончании предъявляет свидетельство, сертификат и т.д.

Курсы, не требующие солидного материально-технического обеспечения могут проводиться на базе школы, где экстерн проходит аттестацию (например, во вторую половину дня).

Было бы целесообразным приобретение специальных материалов на электронных носителях, с помощью которых экстерн мог бы самостоятельно обучаться в домашних условиях. Таким образом, мы подошли к вопросу о дистанционном обучении. Но этот вид обучения также требует специальной материально-технической базы, кадрового обеспечения.

Таким образом, обучение на старшей ступени общего образования для осваивающих общеобразовательные программы в форме самообразования, экстерната является важным уже давно и, более того, актуальность этого процесса можно рассматривать как причину прихода в экстернат учащихся первой группы, как стимул для освоения некоторых предметов общеобразовательных программ на другом уровне для учащихся второй группы. Менее актуальным профильное обучение является для учащихся третьей группы.

Вопросы кадрового и материально-технического обеспечения элективных курсов решаются за счет продажи курсов экстернам как платной образовательной услуги, а также за счет возможности экстернов осваивать необходимые им курсы на выбранной им территории.

Актуальным является предоставление экстернам возможности работы с материалами курсов на электронных носителях. Таким образом, если учесть, что первейшей задачей образования является обучение людей базовым навыкам успешного функционирования в обществе, надо признать, что обучающиеся в системе экстерната имеют шансы эффективно освоить принципы профильного обучения в старшей школе.

Олег КОНДРАКОВ,
замдиректора, гимназия № 70, г. Санкт-Петербург

Рейтинг@Mail.ru