Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/2007

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС

Воспитание в школе

Формы и методы воспитательной деятельности классных руководителей и педагогов дополнительного образования

Стремясь гармонизировать деятельность воспитательной системы, необходимо учитывать не только интеграцию личных, региональных, национальных и общечеловеческих данностей в содержании воспитания, но и взаимопроникновение и взаимодействие различных воспитательных подходов.

Как на главный приоритет мы указали на личностно ориентированное образование и воспитание. Но следует еще раз подчеркнуть: определяя личностный и индивидуальный подход в качестве некоторой гуманистической доминанты, мы вместе с тем заявляем, что в рамках нашей концепции, значительное место занимают и другие подходы, приобретая новое звучание:

– деятельностный подход приобретает базовую ценность в связи с ориентацией педагогов на развитие личности воспитанника, создание единого пространства жизнедеятельности ребенка;

– отношенческий подход следует рассматривать в связи с идеями субъект-субъектной педагогики, с возникающими в совместной деятельности и общении детей отношениями, их гуманизацией с помощью специально создаваемых ситуаций;

– событийный подход может использоваться в тех случаях, когда необходимо превратить то или иное планируемое мероприятие в увлекательное для всего детского коллектива дело, оставить яркий след в памяти его участников;

– средовый подход вытекает из положения концепции «воспитательной среды» и подразумевает интеграцию влияния всех воспитательных инструментов, существующих в рамках окружающей школу среды, результатом чего может стать микрорегиональная, городская или районная система.

В концепции школы мы указали на значительную роль детского школьного коллектива как среды развития личности (см. Приложение 2). Школьный ученический коллектив состоит из первичных коллективов. Основным первичным коллективом в школе является класс. Он – существенный фактор воспитывающего воздействия школы на ребенка, а также фактор социальной защиты и поддержки.

По отношению к детским коллективам в качестве субъекта управления вместе со взрослыми выступают детские общественные организации и органы детского самоуправления (см. схему). В зависимости от развития самоуправления в детском коллективе часть воспитательных функций педагогов берут на себя дети, выступающие в роли ответственных за то или иное дело. Для народной школы как открытой социально-воспитательной системы перспективным типом является коллектив-община, постоянно готовый прийти его членам на помощь, взять на себя часть забот. Управленческая структура детского школьного коллектива очень демократична и вырабатывается самими учениками.

Схема

На заметку

Рассказывая о формах и методах ВР, не хочется ограничиваться общими словами. Приведем примеры такой работы:

• Воспитание в процессе учебной деятельности, регионализации базисных учебных курсов, включение в учебный план школы целого ряда спецкурсов и факультативов, указанных в «Концепции школы».

• Разнообразная благотворительная деятельность школьников.

• Историко-культурное просвещение школьников, поисковая и краеведческая работа.

• Создание в школе оздоровительной и валеологической службы, изучение состояния здоровья детей и культивирование здорового образа жизни, закаливание, воспитание силы и выносливости, опираясь на русские и казачьи традиции.

• Экологическое образование и воспитание, практическая эколого-оздоровительная и природоохранная работа школьников (изучение степени загрязненности воздуха станицы Ольгинской, составление экологических карт и т.п.), собирание местных лекарственных трав, изучение казачьих способов врачевания и т.п.

• Организация разветвленной структуры дополнительного образования (кружки, секции, студии, клубы и т.п.) с целью приобщения ребят к национальным прикладным ремеслам, фольклору, народному искусству, театру.

• Героико-патриотическое воспитание юношей и девушек, изучение духовных, трудовых, героических традиций донских казаков, функционирование в музее Комнаты боевой и трудовой славы.

 

АНКЕТА

Просим вас принять участие в анкетировании с целью определения значения работы классного руководителя в системе воспитательной работы школы.

1. Что для вас наиболее значимо (пронумеровать по мере убывания значимости):

– дать определенный багаж знаний учащимся;

– сформировать (развить) общие умения и навыки учащихся; воспитание личности учащихся?

2. Чем является для вас работа в школе:

– средство заработать на жизнь;

– времяпрепровождение – чтобы полностью не уйти в быт;

– способ самовыражения, самоутверждения;

– способ самосовершенствования, саморазвития;

– это миссия вашей жизни, ваше призвание?

3. Влияют ли оплата и условия труда на вашу творческую деятельность:

– да, и поэтому вы работаете без энтузиазма;

– да, но творчески работать в нашей профессии все же необходимо;

– нет, вы достаточно обеспеченный человек;

– нет, так как вы получаете от работы нечто большее?

4. Ваше отношение к необходимости создания системы воспитательной работы:

– вполне достаточно той работы, которая уже проводится;

– система необходима;

– воспитание – проблема семьи.

5. В чем, по вашему мнению, должна заключаться деятельность заместителя директора по ВР:

– проведение различных мероприятий: праздников, конкурсов;

– методическая, аналитическая и координирующая деятельность?

6. Оцените воспитательную работу школы (по 5-балльной системе).

7. Оцените свою работу как классного руководителя (по 5-балльной шкале).

8. Что определяет содержание вашей воспитательной деятельности:

– цели;

– школьный план;

– план работы с классом;

– система воспитательной работы;

– стихийно возникающие творческие идеи?

9. Чьи интересы вы учитываете при работе с классом прежде всего:

– детей;

– их родителей;

– свои;

– школы;

– страны?

10. Какие проблемы воспитательной деятельности вы бы хотели обсудить на совещании?

Спасибо за сотрудничество!

 

Рейтинг@Mail.ru