Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/2007

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС

Воспитание в школе

Теперь мы предлагаем вашему вниманию конкурсную работу нашего следующего победителя – программу «Воспитательная система школы» МОУ «Саскалинская СОШ», с. Саскаль Амурской области.

Концепция личностно ориентированной воспитательной системы

Наша личность – это сад, а наша воля – садовник.

В. Шекспир

1. Актуальность проблемы

В центре небольшого приамурского села Саскаль стоит новое здание школы, которому в этом году исполняется четыре года. Ребята, окончившие наше образовательное учреждение, получают среднее (полное) образование. В одиннадцати классах-комплектах, обучается 140 учеников, среди них 7 – из неблагополучных семей, 30 – из малообеспеченных.

Каждое новое время ставит свои задачи перед педагогами. Мы живем в очень сложный период для нашей страны, поэтому учителя должны найти силы, знания, мудрость, ту педагогическую теорию, которые будут способствовать нравственному воспитанию молодежи, раскрывать ее духовные качества, прививать навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор.

2. Цель и задачи воспитания

Педагогический коллектив школы работает по теме «Личность и общество».

Цель: создание условий для формирования духовных, нравственных, патриотических качеств личности, способствующих самоопределению и самореализации в обществе.

Задачи:

1. Воспитание общечеловеческих ценностей культуры поведения и общения в аспекте нравственности и патриотизма.

2. Личностно ориентированное обучение как основа для свободного развития личности.

3. Адекватность учебно-воспитательного процесса как результат рефлексивной деятельности педагогов.

3. Теоретическая основа концепции личностно ориентированного воспитания

Авторы: О. Газман, С. Поляков, Н. Михайлова.

Личностно ориентированная система деятельности характеризуется переходом от декларативного постулата «ребенок – субъект воспитания» к методически обеспеченной системе саморазвития, как помощи ребенку в самостоятельном решении своих жизненных проблем, в преодолении трудностей учения, в проведении досуга. То есть помощи в самоопределении, самореализации, самоорганизации и самореабилитации.

Принципы воспитания

• Принцип заботливого отношения друг к другу, к окружающему миру.

• Принцип совместной деятельности детей и взрослых.

• Принцип целесообразности.

• Принцип творческого отношения к делу.

Педагогическая система школы ориентирована на:

– «природосообразность» ребенка (наличие разнообразных форм, видов и методов учебно-воспитательной творческой деятельности и возможности ее выбора);

– включение личности в процессы самовоспитания и саморазвития;

– создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого ребенка;

– организацию воспитательного процесса в условиях интегрированного взаимодействия на уровне отношений гуманистического характера;

– обеспечение преемственности процесса воспитания на всех ступенях.

Этапы формирования воспитательной системы

Первый этап – проектный (май 2002 – июнь 2003 гг.)

1. Обсуждение и утверждение концепции воспитательной системы Школы на МО классных руководителей совместно с БУСом (Большим ученическим Советом).

2. Создание и программирование работы педагогов с классным коллективом:

– «Технологии личностно ориентированного образования»;

– «Моделирование и построение воспитательной системы класса»;

– «Мониторинг результатов развития личности и коллектива».

3. Планирование работы МО классных руководителей.

4. Определение совместно с учащимися наиболее рациональной системы кружковых, секционных объединений.

5. Планирование совместной работы педагогического коллектива с родителями.

6. Создание системы взаимодействия всех звеньев воспитательного процесса в соответствии с концепцией личностно ориентированного воспитания.

Второй этап – практический (сентябрь 2003 – июнь 2009 гг.)

1. Опытно-педагогическая деятельность по моделированию и построению воспитательной системы школы и классов.

2. Апробация новых форм дифференциации обучения и воспитания учащихся.

3. Разработка и реализация технологий, приемов и способов актуализации опыта учащихся на уроке и во внеклассной деятельности.

4. Определение возможностей, условий, приемов и методов создания для учащихся ситуаций выбора и успеха в учебно-воспитательном процессе.

5. Выявление характерных черт личности, ориентирование, учебные занятия и внеклассные воспитательные дела.

6. Ежегодный мониторинг уровня воспитания учащихся. Исследование эффективности работы воспитательной системы школы.

7. Совершенствование и обновление практики воспитания и обучения учащихся посредством расширения возможностей в школе для самовыражения и самореализации учащихся.

8. Осуществление научно-исследовательской деятельности в рамках реализации программы: «Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения».

9. Творческое развитие педагогов, МО, коллективов дополнительного образования.

10. Поддержание постоянных контактов с ДОУ, общественными организациями, учебными заведениями района, г. Шимановска.

11. Ежегодное информирование педагогов, учащихся и родителей о ходе и результатах инновационной деятельности школьного коллектива.

Третий этап – обобщающий (сентябрь 2009 – май 2010 гг.)

1. Создание технологического фонда приемов и способов актуализации опыта учителей и учащихся на уроке и во внеклассной деятельности.

2. Систематизация приемов и методов создания для учащихся ситуации выбора и успеха в учебно-воспитательном процессе.

3. Подготовка и оформление методического материала: «Личностно ориентированный подход в процессе обучения и воспитания учащихся».

Схема

sh.gif (53816 bytes)

 

Рейтинг@Mail.ru