Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №15/2007

ТЕМА НОМЕРА

Самооценка школы

Методическое руководство

Часть 2
Самооценка с использованием показателей качества

Как пользоваться частью 2

Показатели качества

Часть 2 состоит из 6 разделов. В ней даются общие и конкретные советы о том, как можно применять показатели качества, помещенные в части 3.

Показатели качества сгруппированы в общую структуру ключевых областей.

Ключевые области

Существует семь ключевых областей, касающихся главных аспектов работы в школе.

1. Учебный план.

2. Успеваемость.

3. Учеба и обучение.

4. Помощь учащимся.

5. Моральные установки.

6. Ресурсы.

7. Руководство, лидерство и обеспечение качества работы.

Показатели качества

Каждая ключевая область содержит в себе ряд показателей качества, например, «моральные установки»:

5.1. Обстановка и взаимоотношения.

5.2. Ожидаемые результаты и создание условий для их достижения.

5.3. Равенство и справедливость.

5.4. Сотрудничество с родителями, советом школы и общественностью.

Темы

Каждый из показателей качества содержит ряд тем, которые касаются исследуемых областей деятельности, например, «5.3. Равенство и справедливость»:

  • чувство равенства и справедливости;

  • обеспечение равенства и справедливости.

Пояснения

Каждая тема поясняется на двух уровнях (Уровень 5 – очень хорошо и Уровень 2 – слабо) с указанием конкретных аспектов, на которые следует обратить внимание. Например, позиция «Обеспечение равенства и справедливости» комментируется так: «Предпринимаются позитивные меры для того, чтобы добиться равного, уважительного, справедливого и честного отношения к учащимся, родителям и персоналу. Культура и язык, инвалидность, пол, национальность, сексуальная ориентация и особые требования к образованию не являются барьерами для обучения в школе. В школе практикуется общий подход к проблемам, связанным с равенством и справедливостью, таким, как преследование по расовым признакам и сексуальная дискриминация. Учащимся помогают чувствовать себя уверенно в деле изобличения дискриминации и борьбы с ней…».

Пояснения призваны создать всеобщее понимание баланса сильных и слабых сторон в работе, которые соответствуют каждому из шести уровней. Они базируются на лучших примерах из опыта проверок
ИЕВО по конкретным аспектам работы и должны облегчить для пользователей нахождение лучших образцов практической деятельности для планирования улучшения работы.

Уровни

О качестве того, что вы исследуете в рамках каждого показателя качества, можно судить, сравнивая его с шестью уровнями (см. часть 1).

Как применять показатели качества

Через процесс составления оценки вам помогут пройти три главных вопроса.

Как мы работаем?

  • Согласуйте вопросы, на которых вы собираетесь сосредоточить свои усилия касательно ожидаемых результатов от поставленных школой задач.

  • Определите область деятельности, сделав упор на аспектах, касающихся учебного плана, тематики, стадии обучения или метода преподавания.

Как нам это узнать?

  • Выберите соответствующие показатели качества.

  • Используйте пояснения для проработки вопросов, на которые необходимо дать ответ в ходе процесса составления оценки.

  • Определите те моменты в работе, которые следует увидеть, ориентируясь на соответствующие рекомендации со стороны национальных и/или местных органов или применяя примеры других школ к своей ситуации.

  • Решите для себя, какие фактические данные вам понадобятся, чтобы показать, что упомянутые моменты в работе присутствуют и оказывают свое действие.

  • Соберите эти фактические данные и составьте суждение о качестве того, что вы наблюдаете, ориентируясь на пояснения, данные для Уровня 2 и для Уровня 5, с тем, чтобы прийти к взвешенной оценке всей ситуации.

Что мы собираемся делать в настоящее время?

  • Определите сильные стороны в работе и области работы, требующие улучшения.

  • Позаботьтесь об установлении обратной связи с работниками школы и дайте им высказаться.

  • Составьте отчет о стандартах и качестве работы на основании того, что вы увидели.

  • Определите первоочередные задачи, которые следует включить в план развития школы (см. схему).

Что вам следует найти?

Показатели качества могут применяться на уровне:

  • целой школы, например, «Отслеживание прогресса и достижений в работе (ПК 4.4)»;

  • отдельного класса, например, «Удовлетворение нужд учащихся (ПК 3.4)»;

  • конкретной ситуации, например, «Общее качество успеваемости (ПК 2.1)»;

  • нескольких ситуаций, например, «Ожидание результатов и стимулирование их достижения (ПК 5.2)».

Поскольку все они созданы для применения в разных ситуациях, в них могут использоваться такие выражения, как «удачно сочетающийся», «эффективно используемый» или «соответственный ряд». Вы можете узнать, что они значат в определенных контекстах (касающихся темы, раздела или степени), обратившись к недавним публикациям, посвященным учебным планам. С их помощью вы также поймете конкретные признаки, которые указывают на то, какого рода работа является «очень хорошей» или «отличной». Для вынесения оценки «очень хорошо» необязательно, чтобы присутствовали все признаки. Вам не нужно помечать их галочками в контрольном списке. Некоторые из них могут оказаться более важными, чем остальные. В том, что вы видите, главное значение имеет лишь качество.

Как найти фактический материал?

Фактический материал можно собирать разными способами.

Спросите людей, что они думают. Это можно сделать с помощью:

  • индивидуальных интервью;

  • групповых дискуссий;

  • заседаний рабочих групп;

  • исследований и опросов;

  • получения письменных ответов на вопросы и подробных комментариев к ним;

  • собраний коллектива.

Просмотрите документацию и источники данных:

  • работы учащихся;

  • отчеты для родителей;

  • дневники или записи о работе;

  • программы обучения или планы работы;

  • планы на перспективу;

  • отчеты о ходе выполнения плана развития;

  • материалы учебного курса в сравнении со способностями учащихся;

  • руководящие установки и инструкции;

  • протоколы собраний.

Займитесь непосредственным наблюдением:

  • проследите за отдельными учащимися;

  • проследите за работой класса;

  • поприсутствуйте на уроках;

  • запишите на видео то, как вы сами ведете занятия;

  • поменяйтесь классами;

  • понаблюдайте друг за другом парами;

  • поработайте бок о бок с другими учителями.

Проанализируйте следующие данные:

  • достигнутый прогресс по сравнению с прежним уровнем успеваемости;

  • общий прогресс в движении к поставленным школой целям;

  • результаты экзаменов по установленной форме табелей оценок;

  • успеваемость на уровне детей в возрасте 5–14 лет;

  • данные, собранные на национальном или местном уровне;

  • показатели прироста в качестве работы.

Применение показателей качества для повседневного отслеживания

Для многих управленцев отслеживание и оценка – часть обычной работы. Собрав воедино все результаты за год, руководитель сможет равномерно их распределить в рамках такого года. Если увязать их еще и с показателями качества, можно использовать данный фактический материал для составления отчета о стандартах и качестве работы школы. Ниже на этой странице – пример календаря одной из школ, составленного для отслеживания результатов работы.

Ваши акценты, а также порядок и частота такой аналитической работы, возможно, будут отличаться от данного примера, однако принцип остается тем же и заключается в том, чтобы управлять процессом оценки. Если вы введете фактические данные в таблицу показателей качества, то увидите, что это повседневное отслеживание результатов работы предоставило вам довольно много фактических данных для составления отчета о стандартах и качестве работы и принятия решения о том, кому следует провести детальный анализ некоторых аспектов работы школы.

Пример календаря

Что отслеживается

Частота

ПК

авг.

сен.

окт.

нояб.

дек.

янв.

фев.

март

апр.

май

июнь

Кол-во часов на предмет

Годовая программа

1.1, 1.2

х

х

х

х

Общенациональные данные по успеваемости

Ежегодно

2.1

х

Планы на перспективу

Раз в шесть недель

3.1

х

х

х

х

х

Дневники с записями о домашних заданиях

Раз в полугодие

3.1, 3.2

х

х

х

х

Ученические тетради и классные работы

Выборочно каждый месяц

3.3

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

Работа в классах

По запланированной программе

3.1–3.5

х

х

х

х

х

х

Отчеты для родителей

По этапам

3.5, 3.6

х

х

х

х

Успехи и характеристики учащихся

Раз в полугодие

4.4

х

х

х

Отслеживание выполнения ИПО

Еженедельно

4.5, 4.6

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

Посещаемость

Ежемесячно

5.1

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

Поведение

Ежемесячно

5.1

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

Мнения персонала

Каждое полугодие

5.1, 7.1

х

х

х

Выборочное изучение мнений учащихся

Ежегодно

5.1, 7.1

х

Выборочное изучение мнений родителей

Ежегодно

5.1, 7.1

х

Проверки здоровья и безопасности

Раз в полугодие

6.1

х

х

х

Ход выполнения плана развития школы

Раз в полугодие

7.3

х

х

х

х

Проведение общего анализа работы

Самооценка по ключевым областям работы

Всегда полезно время от времени посмотреть со стороны и ответить на вопрос, поставленный в начале этого пособия: Насколько хорошо работает наша школа? Все, кто занимается предоставлением услуг в области образования, могут принять в этом участие:

  • персонал школы;

  • директор;

  • старшие управляющие;

  • отдельные сотрудники образовательных подразделений или ступеней;

  • родители и другие лица, заинтересованные в работе школы;

  • административные органы образования.

Как мы работаем?

Каждый год можно просматривать все ключевые области и относить каждый показатель качества к одному из шести уровней. Для этого используйте свое профессиональное суждение, опираясь на фактические данные, которые были собраны в ходе повседневной работы. Нет необходимости детально рассматривать все, что происходит вокруг вас. Сосредоточьтесь на главных областях деятельности. Тогда вы сможете разносить фактические данные по соответствующим показателям качества. Помните, что вы не просто фиксируете их возможные источники. Вы фиксируете фактические данные, которые действительно изучались вами на протяжении всего года.

В небольшой школе вы сможете провести общий анализ работы на собрании педагогов. В большой школе вам, возможно, потребуется разбить такую работу по темам, разделить ее между формальными группами и образовательными ступенями. Руководители старшего звена, возможно, займутся анализом всех показателей качества, в то время как разные группы учителей предпочтут сосредоточить свое внимание на ряде отдельных показателей, касающихся учебы и обучения. Впрочем, такую работу можно провести и всем вместе.

Как нам это узнать?

Как бы вы ни решили работать, ваша цель должна состоять в том, чтобы провести объективное и открытое обсуждение, основанное на фактических данных. Отсюда и наш вопрос: Как нам это узнать? Соотнесите каждый показатель с одним из шести уровней качества работы, используя сводную таблицу, пример которой приводится ниже.

Когда вы закончите, сразу будет видно, какие из показателей качества были отнесены к пятому уровню. Они и укажут на то, что в вашей деятельности является и должно быть признано сильными сторонами.

Вы также сразу заметите показатели, отнесенные к уровням 2 или 1. Они должны стать первоочередными ориентирами для улучшения работы в рамках вашего плана развития. Можно провести детальный анализ этих областей с использованием метода, описываемого ниже в разделе 2, с тем, чтобы определить факторы, влияющие на такое положение дел. Если в улучшениях нуждаются несколько областей, вам придется выбрать из них те, где требуются срочные меры, когда вы будете обсуждать приоритетные направления при составлении плана развития школы.

Пример сводной таблицы

ПК (показатели качества) и темы

Уровень

Фактические данные в пользу отнесения

к указанному уровню

3.2

Процесс обучения

• диапазон и соответствие приемов обучения

• взаимодействие между учителем и учащимся

• ясность и целесообразность опросов учащихся

Пример проведения общего анализа

На этом примере показывается один из способов проведения общего анализа. Конечно, существуют и другие. Данный пример основан на практике одной из школ. Эта школа:

  • освободила часть дня, посвященную занятиям по программе подготовки учителей на месте их работы, или выделила время, отведенное на проведение собраний курсами обучения, школьными коллективами или отделениями школы;

  • назначила в рамках регулярных обсуждений отдельную ключевую область для каждого лица, группы или коллектива;

  • поставила цель, в соответствии с которой в течение года сбор данных по всем ключевым областям проводился бы более чем одной группой;

  • попросила каждую группу соотносить каждый ПК (показатель качества) внутри выбранной ключевой области с каким-либо уровнем качества работы;

  • попросила их письменно подкреплять свои суждения фактическими данными.

Такой метод работы:

– может сэкономить время, поскольку дает вам надежные фактические данные для того, чтобы вы могли действовать без проведения детального анализа области, о которой идет речь;

– позволит всему коллективу небольшой школы или какому-либо ее подразделению анализировать одну ключевую область в рамках каждой оценочной сессии и охватывать все ключевые области в течение согласованного периода времени;

– даст возможность сопоставлять фактические данные по каждому показателю качества или по теме;

– поможет руководителям старшего звена или координирующей группе согласовывать выбор показателей качества или аспектов работы все еще нуждающихся в детальном анализе для получения твердых фактических данных, а также добиваться того, чтобы методы их сбора соответствовали цели и были тщательными.

Проведение детального анализа

Выбор области для тщательного изучения

Причин для проведения детального анализа каких-либо аспектов школьной работы может быть много. Конкретные вопросы могут возникнуть в ходе общего анализа, когда вы ведете повседневное отслеживание, либо в результате проверки со стороны ИЕВО, либо административных органов образования. Детальный анализ, вдобавок ко всему, является неотъемлемой частью планирования работы школы. Возможно, вам захочется проводить анализ в таких областях, как успеваемость, каждый год. Точно также учеба и обучение наверняка будут оставаться в центре внимания с учетом того, что акцент на конкретные аспекты работы в этой области изменяется год от года. Другие ключевые области и показатели качества можно анализировать примерно раз в три года, если качество обеспечения услуг в них было оценено как очень хорошее или отличное.

Процесс проведения оценки

Фактические данные, на которых вы основываете свои суждения, должны быть надежными и выдерживать внешнюю тщательную проверку. При проведении детального анализа вы будете выходить за рамки мнений, высказанных персоналом школы, и другого легко доступного фактического материала, сосредотачивая свое внимание на более широком ряде источников данных. Что-то из таких данных вам придется поискать или принять решение о том, чтобы их найти. Хотя тщательное изучение документов может стать одной из стадий данного процесса, в действительности значение имеет то, что у вас получится на практике. Процесс оценки зачастую включает в себя и сбор информации о восприятии работы школы со стороны учащихся, родителей и других лиц. Подходить к этому надо разумно.

  • Ограничьте область сосредоточения своего внимания и заранее выберите главные характеристики.

  • Не стремитесь увидеть все сразу и не пытайтесь оценить слишком много.

  • Решите, кто должен направлять и координировать процесс оценки и кто должен в нем участвовать.

При подведении итогов, старайтесь отразить и качественную, и количественную сторону. Некоторые из аспектов деятельности можно воспринимать как относящиеся к работе всей школы, другие же так воспринимать нельзя. Собранная информация будет важна при составлении планов совершенствования работы.

Некоторые характеристики, общие для школ, демонстрирующих хорошие практические показатели:

  • сбор данных об использовании показателей качества за трехлетний период;

  • проведение ежегодной оценки состояния дел в любой области, отнесенной к уровню 2 или ниже, до тех пор, пока там не улучшится качество работы;

  • фиксирование тех планов действий, которые привели к появлению сильных сторон в работе в каких-либо областях;

  • применение коллективного метода оценки везде, где это возможно;

  • вовлечение назначенного старшего персонала в целях поддержки и регулирования процесса самооценки в коллективах;

  • протоколирование собраний, на которых осуществлялась или обсуждалась оценка работы;

  • опрос родителей в тех случаях, когда это необходимо;

  • учет мнений учащихся и организация обсуждений с советом учащихся;

  • обсуждение результатов оценки и планирование действий в целях улучшения работы.

Следующие примеры из практики проверок со стороны ИЕВО основаны на подходах ряда школ к использованию показателей качества работы в ходе самооценки.

Детальный анализ планирования на перспективу

Ситуация

Административные органы образования согласовали со школами методы и структуру планирования на перспективу. Персонал школ стал чувствовать себя увереннее при составлении и выполнении таких планов.

Как мы работаем?

Главное: школы расценили планирование действий на перспективу как важный процесс, способствующий эффективной учебе и эффективному обучению, а также удовлетворению нужд учащихся. Они поняли, что планирование на перспективу должно быть включено в процесс повседневного отслеживания результатов работы в рамках оценочного цикла.

Как нам это узнать?

  • Они определили соответствующие ключевые области и показатели качества: ПК 3.1. Планирование со стороны учителей, ПК 3.2. Процесс обучения, ПК 3.4. Удовлетворение нужд учащихся. Используя пояснения, они вводили ключевые характеристики, касающиеся эффективного планирования, в таблицу.

  • Руководители старшего звена оценивали каждый план, вписывая оценочные комментарии напротив каждой характеристики. У них было отведено время для встречи с каждым учителем один раз в шесть недель. Они обсуждали и оценивали самооценку каждым учителем своего преподавания и учебы учащихся в ходе пройденной части учебной программы, соотнося эту самооценку с планом на перспективу.

  • Обсуждение фактических данных, касающихся успеваемости и прогресса учащихся, было одним из главных вопросов повестки дня. Они согласовывали те аспекты, на которые учителю следовало обратить внимание в рамках выполнения плана на перспективу.

  • В конце каждой недели учителя, используя простую процедуру, оценивали прогресс, достигнутый в выполнении согласованного плана на перспективу, а также прогресс отдельных учащихся или их групп в движении к намеченным целям. Они также определяли, какая помощь им необходима и какие требуются ресурсы.

Что мы собираемся делать в настоящее время?

  • Руководители старшего звена вносили согласованные в ходе обсуждения пункты в оценочные таблицы и использовали их для формирования следующего плана на перспективу и ежедневных программ. Отчеты о ходе выполнения составлялись еженедельно или на следующем собрании.

  • Персонал оценивал расписание с точки зрения его структуры, сбалансированности и гибкости. Итоги подводились за годовой период, а также в рамках шестинедельных блоков.

  • На своих собраниях они обсуждали результаты планирования на перспективу и все вопросы, которые возникали во время еженедельной оценки и отслеживания работы в классе. Такой обзор давал возможность подумать над тем, как лучше всего помочь учителям в их работе в классе, оказать точно выверенную поддержку в учебе учащимся и использовать другие ресурсы.

  • Директор школы использовал составленные оценки работы для ежегодного отчета о стандартах и качестве работы школы.

Следующие шаги

  • Письма, которые должны быть отправлены родителям в начале каждого периода планирования, с предложениями о том, как они могли бы помочь своему ребенку дома.

  • Записи консультаций с каждым учителем, которые включают в себя как положительную характеристику учащегося, так и вопросы, над которыми следует поработать.

Проведение детального анализа учебы и обучения в средней школе

Ситуация

Старший персонал и отделения школы проводят детальный анализ выбранных ключевых областей работы каждый год.

Как мы работаем?

Главное: школа приняла решение исследовать процессы учебы и обучения в их связке с программами обучения.

Как нам это узнать?

  • Персонал школы выбрал показатели качества, относящиеся к следующим областям:

  • ПК 3.1. Составление планов учителями;

  • ПК 3.2. Процесс обучения;

  • ПК 3.3. Навыки усвоения материала учащимися;

  • ПК 3.4. Удовлетворение нужд учащихся;

  • ПК 3.5. Оценка работы как часть процесса обучения;

  • ПК 4.4. Отслеживание хода выполнения планов и успеваемости;

  • ПК 5.2. Ожидаемые результаты и стимулирование достижений;

  • ПК 6.3. Организация и использование учебных ресурсов и помещений.

  • Характеристики, которые должны контролироваться, взяты из описаний ПК, общенациональных рекомендаций и школьных установок. Они были переработаны в вопросы, пригодные для ответов «да»/«нет», на которые учителя отвечали каждый отдельно.

  • Персонал школы собирал дополнительный фактический материал путем:

  • отслеживания прогресса учащихся с помощью тщательного изучения их личных дел;

  • просмотра анкеты самооценки учащихся, заполненной по завершении программы S1;

  • изучения использования ресурсов в рамках выполнения программ обучения и планов на перспективу;

  • опроса персонала, работавшего вместе со своими коллегами в классах;

  • получения от учителей образцов письменных работ в отделениях школы.

  • После этого были заполнены оценочные таблицы, где темы были переработаны в вопросы и разделы, в отношении которых необходимо было дать ответы, привести фактические данные, наметить, что предпринять, и составить общую оценку. Все это было передано руководству.

Что мы собираемся делать в настоящее время?

  • Ответы были обсуждены на собраниях отделений школы в присутствии руководителей старшего звена, которые выступали в роли связных между ними.

  • Окончательно оформленные ответы отделений были направлены назначенным для этой цели руководителям, которые в кратком виде выделили основные вопросы на уровнях SI/S2, S3/4 и S5/6 под заголовками с показателями качества.

  • Отделения школы на основе полученных материалов написали справки о стандартах и качестве работы для своих планов.

  • Рабочая группа использовала основные материалы для выработки установок в области учебы, обучения и выполнения домашней работы, отталкиваясь от пояснений к показателям качества. Их выполнение стало первоочередной задачей для школы и ее отделений.

Следующие шаги

  • Провести изучение того, каково в понимании родителей и учащихся качество образования в школе.

  • Руководители старшего звена должны поработать с отделениями над тем, чтобы составить эффективные планы действий.

  • Организовать консультации по конкретной тематике и обучение на месте работы для школьного персонала по вопросам, связанным с учебой и обучением.

Проведение детального анализа программ обучения в небольшой начальной школе

Ситуация

В этой небольшой сельской школе в каждом классе три или более этапов обучения. В школе составлена общая, разбитая на циклы, программа для каждого учебного плана, в рамках которой определяется, что должно преподаваться и изучаться в течение года. Эти программы основаны на установках для обучения детей в возрасте 5–14 лет, выработанных для удовлетворения нужд небольшой школы. Для того, чтобы осуществить их выполнение и сделать контроль над их выполнением управляемым:

  • годовые программы были разбиты на полугодовые планы на перспективу;

  • далее эти планы с помощью еженедельных и ежедневных расписаний перерабатывались в конкретные задачи;

  • эти задачи разъяснялись учащимся при записи ежедневных заданий на классной доске и в дневниках.

Как мы работаем?

Главное: В этих условиях учителей необходимо было убедить в том, что программы обучения:

  • обеспечивают право каждого ребенка на полноценный учебный план;

  • полностью отвечают нуждам каждого ребенка;

  • обеспечивают управляемость преподавания для учителей комбинированных классов.

Как нам это узнать?

  • Учителя определили соответствующие показатели качества:

  • ПК 1.1. Структура учебного плана;

  • ПК 1.2. Курсы и программы;

  • ПК 3.1. Составление планов учителями;

  • ПК 3.2. Процесс обучения;

  • ПК 3.4. Удовлетворение нужд учащихся.

  • Фактические данные собирались главным образом путем повседневного отслеживания результатов работы с использованием целого ряда приемов.

  • В сборе данных принимали участие как учителя, так и учащиеся.

  • Упор делался на то, чтобы совместно с учащимися определить цели, которых следует достичь, пути их достижения и показатели, которые свидетельствовали бы об успехе. Этот процесс включал в себя формальную и неформальную оценку, наблюдение, оценку со стороны коллег и – особенно – самооценку.

  • Набор инструментов для самооценки каждого учащегося содержал: досье со сведениями об особенно плохих или хороших работах; работы, выполненные специально для оценки; общенациональные контрольные работы; краткие записи о выполнении ежедневных заданий в журнале выполнения учебного плана. Все это собиралось в личное дело, которое передавалось от одного этапа обучения к другому.

  • Фактические данные, полученные в ходе ежедневного отслеживания результатов работы, периодически заносились в таблицу. Персонал школы составлял общие оценки по каждому показателю на соответствующем этапе цикла планирования.

Что мы собираемся делать в настоящее время?

  • В рамках плана развития определялись сильные стороны в работе и намечались области для ее улучшения.

Следующие шаги

  • Использовать этот фактический материал для составления годовой оценки общих достижений школы.

Детальный анализ работы дома в первые годы

Ситуация

Школа провела пересмотр поставленных ею целей таким образом, чтобы их можно было легче оценивать.

Как мы работаем?

Главное: Персонал школы принял решение оценивать предоставляемые ею услуги с точки зрения поставленных целей. В рамках ключевой области, охватывающей учебу и обучение, была выделена домашняя работа, в особенности чтение, на каждом этапе обучения.

Как нам это узнать?

  • Персонал школы использовал в качестве отправного пункта существовавшую практику выполнения домашней работы. Работники школы выбрали показатели качества, соответствовавшие принципам отслеживания и оценки хода выполнения программ обучения:

  • ПК 3.1. Составление планов учителями;

  • ПК 3.2. Процесс обучения, тема 1: спектр и соответствие приемов обучения.

  • Директор проконсультировался с Советом школы и принял к исполнению его рекомендацию провести опрос родителей.

  • Совет школы оказал помощь в проведении опроса, составив анкету, которая была основана на положениях школьных установок в отношении домашней работы, а также в сравнении полученных результатов.

Что мы собираемся делать в настоящее время?

  • Директор и Совет школы обсудили результаты опроса и наметили пункты плана действий для рассмотрения их персоналом школы.

  • Родители захотели посмотреть, как выполняется домашняя работа по другим предметам, кроме чтения. Было выдвинуто предложение проанализировать домашнюю работу по математике и письму.

  • Родители также выразили активное желание помогать своим детям в выполнении домашней работы и попросили школу консультировать их в этом вопросе.

  • Директор вместе с персоналом занялись работой по пересмотру установок в отношении домашних заданий с тем, чтобы давать домашние задания, соответствующие каждому этапу обучения по математике и письму, исходя из полугодового расписания.

Следующие шаги

  • По прошествии года директор и персонал школы снова провели оценку того, как выполняется домашняя работа, используя показатели качества. При этом они рассмотрели примеры домашних заданий и ход выполнения установок в этой области на каждой стадии обучения.

  • Они использовали данный фактический материал для составления годовой оценки общих достижений школы.

  • Они пришли к выводу, что домашние задания по математике и письму следует больше дифференцировать, и что родителям стоит оказывать большую помощь и давать им больше консультаций, объясняющих их роль в этом деле.

  • Все это стало первоочередной задачей в плане развития школы.

  • Рабочая группа подготовила дифференцированные графики домашних заданий по математике и письму.

  • Учителя теперь должны работать с группой родителей, составляя для них журнал действий, которые следует выполнять на каждом этапе обучения дома со своим ребенком.

Проведение детального анализа того, как удовлетворяются нужды учащихся при обучении английскому языку в небольшой начальной школе

Ситуация

Персонал школы решил контролировать и оценивать все аспекты учебного плана по очереди, рассматривая ход его выполнения, установок по учебе и обучению, а также достигнутые результаты. В каждом полугодии отслеживались и оценивались различные аспекты, причем применялся единый подход, заранее согласованный.

Как мы работаем?

Главное: Школа хотела узнать, в достаточной ли степени удовлетворяются нужды учащихся при изучении ими английского языка. Работники школы также хотели понять, насколько хорошо выполняются недавно введенные установки в отношении практических навыков письма и оформления своих работ учащимися.

Как нам это узнать?

  • Персонал школы выбрал следующие показатели качества:

  • ПК 3.3. Навыки учащихся в изучении материала;

  • ПК 3.4. Удовлетворение нужд учащихся;

  • ПК 3.5. Оценка результатов как часть обучения.

  • Директор составил таблицу, в которой пояснения к соответствующим темам из перечисленных выше показателей качества были переработаны в вопросы. Он добавил колонки для характерных признаков, которые следовало распознать, и для фактических данных, а также оставил место для замечаний и общей оценки работы. Все это было обсуждено с персоналом школы.

  • Директор просмотрел рабочие тетради по языку у всех учащихся во всех классах и на всех этапах обучения.

  • Он проследил за тем, как идут занятия в классе, работая бок о бок с каждым учителем, и записал подробные замечания в таблицу.

Что мы собираемся делать в настоящее время?

  • Директор обсудил оценку качества работы в каждом классе с соответствующим учителем, используя таблицу в качестве справочного материала.

  • Работники школы проанализировали то, что было обнаружено, и пришли к выводу, что им необходима дополнительная помощь в деле установления соответствующих стандартов в работе, выставлении оценок и изложении материала.

  • Директор отксерокопировал работы, выполненные детьми на каждой ступени обучения, и представил их в виде брошюр персоналу школы. В эти брошюры он добавил свои замечания, касавшиеся правильности постановки заданий и выставления оценок. Он включил туда несколько примеров работ учащихся за определенный период времени, в которых был виден явный прогресс, а также примеры, которые свидетельствовали о снижении результатов.

Следующие шаги

  • При составлении плана развития школы на следующий год серьезный упор был сделан на установки об усилении работы по выработке практических навыков письма и оформления работ учащимися.

Детальный анализ успеваемости учащихся в возрастных группах 5–14 лет

Ситуация

Директор и персонал школы признали важность проведения регулярного и постоянного отслеживания качества работы учащихся. Они ведут записи об успеваемости каждого учащегося в возрастных группах 5–14 лет в рамках каждого составляемого учебного плана.

Как мы работаем?

Главное: Школа проанализировала результаты успеваемости учащихся во всех возрастных группах и на всех этапах обучения по чтению, письму и математике. Работники школы поставили целью использовать эти результаты для планирования улучшений в качестве учебы и обучения.

Как нам это узнать?

  • Они решили провести оценку результатов успеваемости в каждой целевой области в сравнении с общенациональным уровнем, используя термины из показателей качества: отлично, очень хорошо, хорошо, адекватно, слабо или неудовлетворительно. Эти оценки затем должны быть включены в рамки общей оценки с использованием ПК 2.1. Общее качество успеваемости.

  • Учителя фиксировали дату, когда учащиеся достигали уровня, подтвержденного общенациональной контрольной работой.

  • В декабре каждого года они составляли прогнозы относительно того, когда учащиеся смогут достигнуть следующего уровня, на основе их повседневного прогресса.

  • Они также составляли списки групп учащихся по уровням успеваемости и регулярно подавали их руководству, отмечая изменения в составе групп.

  • Старшие руководители постоянно анализировали информацию в течение всего периода обучения с тем, чтобы выявить темпы развития каждого учащегося.

  • Они сравнивали полугодовые прогнозные оценки тех уровней, которых должны были достигнуть учащиеся с результатами в конце года.

  • В начале каждого нового периода обучения учителя и руководители школы совместно проводили анализ личных дел по успеваемости отдельных учащихся, классов и этапов обучения. Они сравнивали общее качество работы в школе с качеством работы в предыдущие годы.

Что мы собираемся делать в настоящее время?

  • Учителя отслеживали прогресс тех учащихся, кто еще не достиг ожидаемого уровня для своей стадии обучения.

  • При переходе от одной стадии обучения к другой учителя обсуждали прогресс отдельных учащихся и ставили для них задачи.

  • Весь персонал школы занимался отслеживанием продвижения к общей цели.

  • Они составляли общую оценку по ПК 2.1., принимая во внимание темы из других соответствующих показателей, как это указывается в пояснении.

  • Учитывались конкретные нужды персонала школы в плане его развития, которые выявлялись в ходе анализа успеваемости, как, например, по письму на некоторых этапах обучения.

Следующие шаги

  • Проверки на более ранних этапах по Р2 и иногда по Р1 для того, чтобы подтвердить достигнутые уровни.

Детальный анализ успеваемости в средней школе

Ситуация

В школе уже была внедрена система контроля качества работы учащихся в рамках экзаменов, проводимых по системе Шотландской квалификационной организации, однако сотрудники решили распространить контроль над качеством работы на все этапы обучения.

Как мы работаем?

Главное: Персонал решил отслеживать результаты работы всей школы, всего курса обучения и обучения по предметам, а также прогресс отдельных учащихся. Они также решили отслеживать прогресс по программе S1/S2.

Как нам это узнать?

  • Были использованы стандартные таблицы результатов, включая исходные данные, проценты, соотношения, десятые части и остатки с приростом, чтобы составить оценку по программам S4, S5 и S6 в отношении работы всей школы, всего курса обучения и обучения по каждому предмету. Работники школы проанализировали результаты, полученные по системе Шотландской квалификационной организации, с точки зрения общей оценки, отдельных составляющих стандартной оценки, а также с точки зрения их типа и соотношения с оценками, основанными на предварительных экзаменах. Они проследили за этими показателями во времени и составили оценку прогресса учащихся. Руководители старшего звена обсудили это со своими отделениями.

  • Средневзвешенная оценка рассчитывалась, исходя из оценок в рамках программы S3, и была использована в качестве ориентира для отслеживания качества работы каждого учащегося в рамках программ S3 и S4.

  • Основной состав преподавателей контролировал отчеты учащихся в рамках программ S1 и S2, обращая внимание на результаты, показанные ими в ходе выполнения четырех учебных планов в течение отведенных на них периодов времени.

  • Для того, чтобы разбить учащихся на условные возрастные группы по навыкам чтения при поступлении в среднюю школу, использовались данные, полученные в ходе стандартного теста по чтению. Школа устанавливала средний условный возраст по навыкам чтения в каждый год для каждой группы и затем следила за этими группами. Работники школы также регистрировали процентное соотношение в группе какого-либо года между условным возрастом по навыкам чтения менее 10 и менее 9,2. В рамках помощи обучающимся отслеживался прогресс этих учащихся с использованием коммерческой компьютерной программы и определялись лица, которые нуждались в дополнительной помощи.

  • Учащиеся сами следили за своим прогрессом, используя фактические данные на основе проверок умения читать и считать, а также на основе других оценок. Учащиеся также сами оценивали свои успехи в умении считать.

Что мы собираемся делать сейчас?

  • С каждым учащимся, за которым велось наблюдение, беседовал ведущий преподаватель английского языка, с ним согласовывались задачи обучения, и ему давалась программа интенсивного чтения. Ведущий преподаватель снова встречался с такими учащимися через месяц, чтобы обсудить достигнутые ими успехи.

  • По всей школе и на уровне отделений составлялись отчеты о результатах работы. Руководитель отделения и связующий руководитель старшего звена или директор рассматривали проведенный анализ данных и определяли сильные стороны в работе, а также области, нуждавшиеся в совершенствовании. Они обсуждали последствия такого анализа для учебы и обучения, а также для плана развития школы.

  • Если в одном из отделений школы достигался хороший уровень работы, то опыт этого отделения распространялся на остальные.

Следующие шаги

  • Эта школа распространит систему отслеживания качества работы учащихся на письмо.

Детальный анализ учебы в классе и успеваемости учащихся

Ситуация

Руководители старшего звена пришли к выводу, что акцент на учебе станет главной характеристикой их руководства. Пособие «Насколько хорошо работает наша школа» в течение некоторого времени использовалось для общего анализа каждого показателя качества.

Как мы работаем?

Главное: Руководители среднего и старшего звена хотели постоянно пересматривать стандарты учебы, обучения и успеваемости с тем, чтобы добиваться улучшений в работе школы и, особенно, в части успеваемости учащихся. Ключом к такому положению дел представлялось качество работы в классе.

Как нам это узнать?

  • Руководители старшего звена стали посещать ряд классов каждую неделю. Этот подход заранее был полностью согласован с персоналом школы и базировался на ПК 2.1. Общее качество успеваемости и ПК 3.3. Навыки усвоения материала учащимися. Акцент в ходе таких визитов главным образом делался на качестве работы в классе и качестве работы учащихся. Публиковалась еженедельная программа подобных посещений. Она заранее согласовывалась с персоналом школы и включала в себя три посещения каждую неделю со стороны каждого руководителя старшего звена. Все классы в школе посещались в течение года по несколько раз.

  • Во время посещения занятий старшие руководители обычно интересовались мнением учителя об успеваемости класса, хвалили хорошую работу, проверяли тетради учеников, оценивали отношение класса к учебе и установившуюся в нем этику работы, а также рассматривали пути устранения замеченных недостатков. По каждому посещению составлялся краткий отчет путем внесения сведений в базу данных в виде стандартной таблицы, основанной на пояснениях к показателям качества.

  • После всестороннего обсуждения преподаватели согласовывали план программы, в рамках которой они должны были дважды в год контролировать друг друга с непременным упором на учебу и обучение. Для записи оценок использовалась таблица наблюдений, основанная на темах ПК 3.1. Составление планов учителями и ПК 3.3. Навыки усвоения материала учащимися. Оценки затем обсуждались и согласовывались, в ходе чего в полной мере использовались пояснения к темам P1.

Что мы собираемся теперь делать?

  • В отношении персонала школы и учащихся часто высказывались похвала и одобрение, что вместе с тем вниманием, которое уделялось учебе и обучению, а также качеству работы учащихся, использовалось для создания действенной моральной атмосферы, побуждающей к достижению результатов в работе, и помогало школе решить поставленные ею задачи в области успеваемости.

  • Определялись первоочередные цели и задачи для включения в школьный план.

  • Обсуждение вопросов, связанных с учебой и обучением на уровне собраний, проводимых в рамках этапов обучения/отделений школы, а также в дни обучения работников школы, стало обычной практикой; чаще стали использоваться показатели качества.

Следующие шаги

  • Расширить применение учащимися оценки преподаваемых им курсов и поощрить учащихся проводить самооценку собственной учебы.

Детальный анализ соблюдения принципов равенства и справедливости

Ситуация

Школа захотела разработать программу включенности учащихся в ее социальную и культурную жизнь, а руководители старшего звена решили установить в школе более позитивную атмосферу такой включенности.

Как мы работаем?

Главное: Состоящая из работников школы рабочая группа решила подвергнуть анализу существующее положение дел в области соблюдения принципов равенства и справедливости в школьном сообществе в рамках подготовки к этой работе.

Как нам это узнать?

  • Рабочая группа воспользовалась общенациональным изданием «Дорога к справедливости и равенству», взяв его за основу для своего анализа.

  • В этих целях были выбраны следующие темы из показателей качества:

  • ПК 5.1. Климат и взаимоотношения, тема 2. Прием и атмосфера;

  • ПК 5.3. Равенство и справедливость, тема 1. Чувство равенства и справедливости.

  • Группа изучила отличительные черты, описанные в общенациональном документе, которые следует отыскивать при анализе, и выбрала те из них, которые удовлетворяли потребностям школы. Они включали в себя такие центральные моменты, как забота и терпимость, выказываемые по отношению к другим, признание и уважение различий, противостояние дискриминации, а также помощь в формировании социального и культурного багажа детей.

  • Сотрудники группы использовали выбранные отличительные черты при создании опросных листов для учителей, родителей и детей. Эти отличительные черты также послужили основой для создания форм документов, которые предстояло использовать при наблюдениях в классах с упором на соблюдение принципов равенства и справедливости в учебной атмосфере.

  • Эти опросные листы использовались в качестве главного элемента в беседах с родителями, персоналом школы и детьми с тем, чтобы узнать больше конкретных мнений. Прилагались значительные усилия к тому, чтобы в группах были представлены все слои общества.

  • После этого фактические данные сводились воедино и определялись сильные стороны в данном отношении и те области, где было необходимо принимать меры.

Что мы собираемся делать в настоящее время?

  • Был использован «светофорный» подход, изложенный на странице 28 общенационального издания, для того, чтобы наметить действия, необходимые для улучшения ситуации.

  • Красный свет означает то, что следует прекратить делать – «строить предположения, исходя из биографических данных детей».

  • Желтый свет означает то, что следует продолжать делать – «удерживать сильные позиции в деле одобрения и поощрения достижений и в плане уважения всех детей и родителей».

  • Зеленый свет означает то, что следует начать делать – «всячески поддерживать культурные различия, помогая группам, которые ощущают в отношении себя дискриминацию, укрепляя позитивное поведение и отношение друг к другу».

Следующие шаги

  • Совместная рабочая группа, состоящая из учителей и родителей, использует эти фактические данные для выработки школьной политики в области включенности учащихся в социальную и культурную жизнь школы.

Детальный анализ работы школьной библиотеки

Ситуация

В качестве составной части процедуры отслеживания выполнения установок в области учебы и обучения библиотечный комитет попросили проанализировать, какую помощь оказывает библиотека в работе учащихся и как она развивает их самостоятельность и ответственность.

Как мы работаем?

Главное: Комитет решил сосредоточить свое внимание на том, как пользуются библиотекой учащиеся и учителя с целью получения помощи в учебе и для удовлетворения своих запросов.

Как нам это узнать?

  • Комитет использовал общенациональный документ под названием «Детальный анализ работы школьной библиотеки/центра учебной литературы и пособий». Они выбрали качественные показатели, которые соответствовали удовлетворению нужд учащихся и предоставлению им возможности самостоятельно пользоваться учебной литературой и пособиями:

  • ПК 3.4. Удовлетворение нужд учащихся;

  • ПК 6.3. Организация и использование учебной литературы, пособий и помещения (с особым акцентом на самостоятельном использовании).

  • Работников школы попросили провести групповые встречи с тем, чтобы определить главные вопросы, исходя из показателей качества, в отношении работы библиотеки или центра учебной литературы и пособий и сообщить о результатах обсуждения комитету. Библиотекарь оказывал помощь и сводил воедино их выводы.

  • Комитет составил форму бланка самооценки для того, чтобы учителя и библиотекарь использовали ее при наблюдении за работой учащихся в библиотеке. Аспекты, которые было необходимо отметить, включали в себя связь между пользованием библиотекой и учебным планом учащихся, дифференциацию заданий и ее результаты, использование ИТ, возможности выбора для учащихся, помощь в развитии учебных навыков и ответственности у учащегося.

  • Комитет и библиотекарь беседовали с учащимися в группах, обсуждали упомянутые вопросы с учителями, просматривали личные карточки учащихся и оценивали планы на перспективу, касающиеся учебного процесса в библиотеке.

  • Результаты были сведены воедино, были отмечены сильные стороны в работе, а также согласованы области, в отношении которых необходимо принять меры.

Что мы собираемся делать в настоящее время?

  • Комитет представил результаты обследования собранию персонала школы, на котором библиотекарь играл главную роль.

  • Библиотекарь провел обучение персонала школы на месте работы по вопросам, касающимся приобретения учащимися учебных навыков и работы с учебной литературой и пособиями.

Следующие шаги

  • В планах и графиках работы учителей будет предусматриваться пользование библиотекой в качестве части процесса обучения как такового.

  • Для всех учащихся будут организованы курсы приобретения учебных навыков.

Рейтинг@Mail.ru