Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №17/2007

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Интернет в ОУ

Полный контакт

Обеспечение выхода школ к информационным образовательным ресурсам Интернета – одно из важнейших направлений нацпроекта «Образование». Поэтому было принято решение в сжатые сроки – за два года – предоставить широкополосный доступ всем ОУ, которые его не имели. Это реализация принципа выравнивания стартовых возможностей образовательных учреждений, устранения «цифрового» и социального неравенства. В результате проекта в национальном масштабе будет сформирована необходимая техническая основа для внедрения современных образовательных технологий обучения.

Перечень подключаемых образовательных учреждений был составлен по итогам анализа, проведенного Россвязьнадзором в 2006 году. Изучался уровень фактической оснащенности ОУ информационно-коммуникационными технологиями. Эти данные согласовывались главами субъектов Российской Федерации и органами управления образованием, а затем утверждались совместным приказом Мининформсвязи России и Минобрнауки.

В перечень вошли ОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста; общеобразовательные учреждения; общеобразовательные школы-интернаты; оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением открытого и закрытого типа; специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения; общеобразовательные школы-интернаты с первоначальной летной подготовкой.

К концу прошлого учебного года (по данным на 17 мая 2007 года) к сети Интернет было подключено 33 319 ОУ (из них городских – 14 191, сельских – 19 128). Эти цифры свидетельствуют о выполнении плана подключения по Российской Федерации и федеральным округам.

В труднодоступных районах образовательные учреждения подключаются благодаря использованию спутниковых технологий. Одними из первых стали ОУ Республики Дагестан – 115 подключений, Чеченской Республики – 107, Якутии – 101, Волгоградской и Архангельской областей – 93 и 78 соответственно.

Управление проектом организовано с участием всех заинтересованных сторон: Минобрнауки России, Мининформсвязи России, Рособразование, органы государственного управления субъектов Российской Федерации. А контроль за проведением работ возложен на Россвязьнадзор.

Совместным приказом ведомств утверждена спецификация автоматизированного рабочего места, предоставляемого субъектами РФ в те ОУ, которые подключаются к Интернету в рамках мероприятий Приоритетного Национального проекта «Образование» (ПНПО) по направлению «Внедрение современных образовательных технологий» в 2006–2007 годах. В части софинансирования, в соответствии с заключенными соглашениями, субъект Российской Федерации обеспечивает наличие в каждом образовательном учреждении своего региона не менее одного автоматизированного рабочего места, оснащенного компьютерным оборудованием, для предоставления доступа к сети.

Кто в ответе

Государственный контракт на обеспечение доступа к сети Интернет образовательным учреждениям от 13.09.2006 № 369 по результатам конкурса был заключен Федеральным агентством по образованию с открытым акционерным обществом «РТКомм.РУ».

Цена контракта составляет 3 млрд. рублей:

2006 год – 1 млрд. руб.,

2007 год – 2 млрд. руб.

Источник финансирования – Федеральный бюджет Российской Федерации. Информационное и методическое сопровождение проекта выполняет Национальный фонд подготовки кадров.

Объем работ – предоставление ОУ неограниченного доступа к ресурсам сети Интернет до 31 декабря 2007 года – выполняется в несколько этапов.

В 2006 году – 18 тыс. ОУ.

План 2006 года по Российской Федерации был выполнен досрочно, 12 декабря.

В 2007 году:

• в 1-м квартале – 9321 ОУ;

• во 2-м квартале – не менее 9133 ОУ;

• в 3-м квартале – не менее 10 502 ОУ;

• в 4-м квартале – не менее 5796 ОУ.

Как сообщила на заседании Межведомственной рабочей группы* заместитель руководителя Федерального агентства по образованию Ольга Волжина, на сайтах Минобрнауки России, Рособразования и федерального оператора НФПК ведется информационное сопровождение проекта. Работают три «горячие линии»: по техническим вопросам подключения, по системе исключения доступа и по организационным вопросам. На портале Рособразования открыт интернет-форум.

На основе опыта работы учителей с ресурсами Интернета разработаны следующие материалы: каталог образовательных ресурсов сети для основного и среднего (полного) общего образования; методические рекомендации для школ, подключаемых к Интернету по технологии xDSL; примерные правила использования сети Интернет в общеобразовательном учреждении; регламенты работы по запуску и обновлению антивирусного программного обеспечения; регламент по работе с электронной почтой и др. Указанные материалы размещены на сайтах Рособразования и НФПК и направлены ответственным за проведение мероприятий по подключению в субъектах Российской Федерации.

В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы (ФЦПРО) организована содержательная поддержка ПНПО.

Идет разработка электронных образовательных ресурсов нового поколения (ЭОР), которые обеспечивают реализацию образовательных программ по предметам: физика, химия, биология, иностранный язык (английский), география, мировая художественная культура и искусство, история, русский язык, естествознание, математика. Все они ориентированы на работу через сеть Интернет.

Проводится консолидация деятельности всех созданных и формируемых в рамках системы образования инфраструктурных механизмов в единый системный комплекс. Его задачи – осуществление координации и целостной методологической политики внедрения современных ИКТ в учебный процесс школы, а также обновление и развитие службы методической поддержки, переподготовки и повышения квалификации работников образования. Консолидация должна привести к построению вертикали: федеральный межшкольный методический центр экспертизы и внедрения современных образовательных технологий (ФММЦ) – региональная методическая служба (РМС) – муниципальная методическая служба (ММС) – образовательные учреждения (ОУ).

В качестве поставщика новых методик вводится в эксплуатацию специализированный Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР), основными задачами которого являются:

– формирование единого образовательного пространства на всей территории страны (с одной стороны, стандарты, методики, регламенты, единое содержание; а с другой – гибкость, возможность легкого внесения утвержденных изменений);

– повышение качества образования во всех регионах страны за счет онлайн-доступа педагогов и обучающихся к современным технологиям обучения, научно-методическим материалам и другим источникам знаний, а также организации эффективной обратной связи между участниками учебного процесса и педагогической наукой;

– реализация возможностей получения знаний как из сферы национального образования, так и мирового.

В рамках проекта «Информатизация системы образования» создается национальная общедоступная коллекция цифровых образовательных ресурсов. В ней уже сейчас можно найти материалы по всем общеобразовательным предметам: репродукции, яркие иллюстрации, даже фрагменты музыкальных произведений в формате mp3. Все это выкладывается не только для педагогов, но и для родителей с детьми, как, например, на Российском общеобразовательном портале.

Анализ информации по использованию ресурсов Интернета образовательными учреждениями, подключенными в 2006 и первом квартале 2007 года, показывает, что при подготовке к ЕГЭ процент выхода в сеть учащимися 10–11-х классов в учебное время увеличился: по Калининградской области на 37%, по Республике Коми – на 18%, по Орловской области – на 4%.

Следует отметить, что образовательные учреждения активно обращаются к всемирной паутине и на занятиях, и во внеурочное время. В первом квартале 2007 года это было связано с необходимостью (в процентном отношении к общему числу часов, потраченных на Интернет):

  • отработки общеучебных навыков.

В этом случае наиболее активно к ресурсам сети обращались следующие субъекты РФ: Республика Алтай (38%), Читинская область (34,7%), Корякский АО (33,7%), г. Санкт-Петербург (23,3%);

  • создания мультимедиа презентаций.

Чаще других в Интернет заглядывали представители образовательных учреждений Нижегородской (28%), Оренбургской (24%), Новосибирской (23%) и Белгородской областей (22%).

В тестовом режиме развернута единая, постоянно обновляемая система, которая исключает доступ с рабочих мест в школах к интернет-ресурсам, несовместимым с задачами воспитания и образования. Планируется, что она будет запущена в промышленную эксплуатацию к концу этого года.

Региональные регламенты доступа общеобразовательных учреждений в сеть Интернет сформированы и утверждены более чем в 71 субъекте РФ. Осуществляется настройка и организация дистрибутива программного обеспечения системы для каждого из них. Создан специализированный сервер поддержки процесса внедрения системы в общеобразовательных учреждениях. Системой обработано свыше 1,5 млрд. запросов, из которых 51 млн. был отфильтрован как несоответствующий задачам образования и воспитания.

И, наконец, рассматривается вопрос установки дополнительных серверов фильтрации в семи столицах федеральных округов (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Хабаровск); идет организация централизованного управления системой и мониторинга использования сети в ОУ и развитие службы технической и методической поддержки пользователей Интернета в общеобразовательных учреждениях.

У нас проблема

На заседании Межведомственной рабочей группы прозвучал вопрос от представителя одного из регионов. Как позже выяснилось, создавшиеся у них трудности вообще оказались характерными для России.

«У нас проявилась проблема, – сказал он. – Сейчас, если учащийся хочет выйти в Интернет, его трафик проходит через Москву. Ожидание бывает очень длительным. Это приводит к тому, что затруднен доступ к региональным образовательным ресурсам. Ребенок не может попасть даже на сайт школы, расположенной в ста метрах от его компьютера! А раз в регионе такой плохой доступ, то под угрозой оказываются сетевые проекты взаимодействия школ, и не может быть речи о дистанционном образовании».

Такое серьезное замечание не осталось без ответа, и полученная информация обнадеживает: на сегодняшний день уже готов проект, который позволит локализировать прохождение трафика.

Инна АЛЕЙНИКОВА

________________

* Межведомственная рабочая группа по реализации ПНПО при Совете при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

Рейтинг@Mail.ru