Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №17/2007

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Рецензии

Аттестация педагогических работников общеобразовательных учреждений: методические рекомендации и материалы/ Авт.-сост. И.А. Фоменко. Под общ. ред. Л.Я. Олиференко – М.: АРКТИ, 2005 (Управление образованием)

«Цель периода прохождения аттестации – оценка профессиональной компетентности учителя и определение путей его дальнейшего совершенствования».

Небольшое издание, посвященное вопросам аттестации, содержит методические материалы – общие требования к аттестации, модель и возможные формы ее проведения, а также соответствующие нормативные документы.

По авторскому замыслу, методические рекомендации предполагают всесторонний, а потому порой критический анализ процесса аттестации, ее целей и средств, что, по-видимому, и обусловило проблемный характер изложения. В частности, в книге приводятся данные опроса учителей и заместителей директоров образовательных учреждений, рассматривающих аттестацию как средство контроля, а не стимул совершенствования и развития профессиональной компетентности. Анализ теоретических разработок по вопросам практики проведения аттестационных процедур также позволил выявить их направленность на оценку достижений за последние пять лет.

Трудно не согласиться с утверждением, что оценка прошлых заслуг учителя не содержит в себе информации о стремлении к самосовершенствованию, в то время как педагогическая деятельность в соответствии с присвоенной категорией будет осуществляться в последующие пять лет. Это противоречие свидетельствует в пользу актуальности разработки такой модели аттестации, которая решала бы не только диагностические задачи, но и способствовала развитию профессиональной компетентности. В книге предприняты первые серьезные шаги на пути разработки такой модели аттестации – выделены основные линии ее взаимосвязи с процессом развития педагогической компетентности.

Интерес представляет «Диагностическая карта аттестации педагогических кадров», в которой содержатся требования к деятельности педагога в зависимости от его квалификационной категории. Такие карты, с одной стороны, значительно облегчают понимание авторской позиции, а с другой – позволяют обнаружить уязвимые для критики места. Например, уровень практических умений педагога второй и высшей категорий отличается использованием образовательных технологий – традиционных или личностно ориентированных. Подобное противопоставление содержит указание на преимущества личностно ориентированного обучения по сравнению с традиционным.

Однако из одного факта использования новых технологий не следует однозначного вывода о преимуществах такого обучения. Верно и обратное: построенное с учетом возрастных особенностей обучение по традиционным образовательным программам, как правило, обеспечивает высокие результаты усвоения материала. Другой пример, когда показателем продуктивности труда педагога выступает стабильная положительная динамика учебных достижений детей. В данном случае не стоит исключать влияние широкой социальной среды, в том числе и семьи.

Книга рассчитана и на педагогов, и на руководителей образовательных учреждений. В исключительном положении оказались лишь школьные психологи. Вопрос о том, как должна проходить их аттестация, остается открытым, и отсутствие внимания к этой проблеме в рецензируемой книге – лишнее тому доказательство.

Марина СТЕПАНОВА
Рейтинг@Mail.ru