Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №17/2007

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Рецензии

Т.И. Шамова, С.Н. Белова, И.В. Ильина, Г.Н. Подчалимова, А.Н. Худин Современные средства оценивания результатов обучения в школе: Учебное пособие – М.: Педагогическое общество России, 2007

«В условиях личностно ориентированной направленности школьного образования… к числу приоритетных проблем можно отнести… открытость требований к уровню подготовки обучающихся и процедур контроля для всех участников образовательного процесса…».

Современное состояние школьного образования нередко вызывает резкую критику, причем как со стороны непосредственных участников педагогического процесса – прежде всего учителей и администрации, так и широкой общественности. В этой связи актуальной видится задача определения того, насколько эта критика справедлива. Следует со всей основательностью и осторожностью оценить происходящие в образовании и с образованием изменения с тем, чтобы отделить нежелательные, но поддающиеся коррекции тенденции, от тех нововведений, которые отражают происходящие в последние десятилетия социальные преобразования и потому носят необратимый характер.

Данное пособие, заявленное как учебное, принадлежит к изданиям, которые помогают вынести суждения об оценке качества обучения с опорой не на субъективные, – а порой и просто недостаточные представления, – а на необходимую для этого информацию. Оно предназначено руководителям учебных учреждений, желающим разобраться в вопросах определения качества образования и сделать соответствующие практические выводы.

Судя по названию, речь в книге идет о новых способах оценивания успешности обучения, что нуждается в пояснении: с одной стороны, о новых технологиях, а с другой – о новых способах повышения интереса учащихся к получению знаний.

Традиционная система оценок, несмотря на свою жизнеспособность, уже давно обнаружила серьезные недостатки. Во-первых, она перестала быть пятибалльной, во-вторых, не позволяет точно дифференцировать ответы учеников и их письменные работы, в-третьих, способствует появлению школьной тревожности. И этот критический список может быть продолжен.

В качестве главной задачи модернизации способов оценивания результатов обучения в школе авторы называют параметризацию, которая предполагает поиск ответов на вопросы: что, зачем и с помощью чего измерять? Отдельно рассматриваются инновации в оценивании образовательной деятельности младших школьников и учащихся основной и средней школы. Значительное место в книге отведено описанию тестовой формы проверки знаний (история возникновения и становления, понятийный аппарат, классификация, психолого-педагогическая поддержка и др.) и Единому Государственному Экзамену. Сочетание научно обоснованной характеристики ЕГЭ с подробным изложением его организации, включая технологию подготовки, позволяет получить о нем достаточно полное представление.

По прочтении книги складывается впечатление, что и ЕГЭ, и активно используемое тестирование – хорошо продуманные технологии, применение которых должно способствовать повышению качества образования. Почему же тогда в их адрес раздается столько недовольных голосов? «Виноват» ли ЕГЭ в том, что для некоторых выпускников он оказался слишком трудным? Может быть, причину школьных неудач следует искать в чем-то другом?..

Марина СТЕПАНОВА
Рейтинг@Mail.ru