Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2007

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

Экспериментальная работа

Слагаемые качества образования

Качество – вещь забавная.
Все о нем говорят, все с ним живут,
и каждый думает, что знает,
что это такое. Но лишь немногие придут
к единому мнению об определении качества.

Дж. Харрингтон

Одной из целей модернизации российского образования является внедрение в педагогическую практику идеи качества образования – осмысление этого понятия, выработка стратегии и тактики его повышения, в том числе разработка способов и приемов управления им, определение критериев и способов их измерения.

Изменение экономической и социальной ситуации заставляет учебные учреждения искать и апробировать новые механизмы в управлении качеством. Повысилась значимость внешней оценки, что вызывает необходимость формирования имиджа школы в социуме. Возрастает роль самооценки учителя в своей профессиональной деятельности. Поэтому основной целью создания внутришкольной модели оценки качества образования является ориентация ОУ на повышенный уровень образованности учащихся и создание условий для формирования конкурентоспособной личности в современных условиях.

В нашей петербургской школе № 318 эта проблема решается за счет единства образовательной и воспитательной системы, расширения образования в сфере гуманитарных дисциплин.

Проанализировав свою работу, мы обнаружили противоречие между традиционной системой оценивания и реальными, современными требованиями, предъявляемыми обществом к учителю. Возникла необходимость в поиске новой системы оценивания качества знаний. И на базе нашего ОУ мы открыли опытно-экспериментальную площадку.

Ее цель – построение эффективной внутришкольной системы оценки качества образования. Задачами, обеспечивающими достижение поставленной цели, на наш взгляд, являются:

  • определение терминологического поля исследования;

  • определение критериев для построения эффективной системы оценки качества образования;

  • построение модели системы оценки качества образования;

  • отбор методик оценки качества образования;

  • реализация построенной модели внутришкольной системы оценки качества образования;

  • анализ результатов.

Всю нашу дальнейшую работу мы разделили на три основных этапа:

Первый этап – диагностическо-поисковый. Он включает в себя:

  • анализ и обобщение теоретического материала и накопленного опыта в российской и зарубежной практике;

  • выработку приемлемых определений, исходных понятий и положений, в том числе отражающих специфику школы;

  • уточнение гипотезы исследования, выявление и теоретическое обоснование методов оценки эффективности образования, которые впоследствии будут определяться экспериментально.

Итогом данного этапа станет сформированная теоретическая база исследования.

Второй этап – проектный. Во время него происходит:

  • построение процессуальной модели внутришкольной системы оценки качества образования;

  • назначение экспериментальной и контрольной групп участников эксперимента: педагогический и административный состав, возраст учащихся и конкретные классы;

  • определение задач и функций всех субъектов эксперимента.

Итогом является готовность школы к запуску непосредственно экспериментальной деятельности.

Третий этап – преобразующий. В ходе него предполагается:

  • реализация модели внутришкольной системы оценки качества образования;

  • анализ полученных результатов;

  • корректировка модели и изучение отношения субъектов образовательного процесса к данной модели оценки качества образования.

Ожидаемым результатом станет подтверждение (частичное или полное) гипотезы исследования.

В настоящий момент наша опытно-экспериментальная работа находится на первом этапе. С чего же мы начали свою деятельность? Отправной точкой любого научного исследования является этап диагностики. Мы затрагиваем позиции, относящиеся к понятию качества образования и ситуациям, связанным с оценочной деятельностью учителя. В первую очередь рабочая группа по ОЭР изучила отношение к вопросу о качестве образования у основных субъектов образовательного процесса (учителей, учеников, родителей). С помощью различных диагностик нам удалось выявить уровень понимания учителями современных методов и подходов к оцениванию. Результаты исследования позволили сделать нам следующие выводы:

  • учителя путают такие понятия, как «качество образования» и «качество обучения»;

  • умение методически грамотно излагать урок превалирует над умением организовать среду обучения и использованием различных форм оценивания деятельности учащихся, что противоречит современным подходам в области образования и всероссийской программе модернизации общего и среднего образования;

  • анкетирование показало, что для 71% учителей, принявших участие в опросе, оценочная деятельность достаточно важна, при этом существующая пятибалльная система почти 40% учителей не удовлетворяет совсем, а 40% удовлетворяет лишь частично;

  • на основе полученных результатов возникает противоречие между низким рейтингом умения учителя использовать различные формы и способы оценивания деятельности учащихся, важностью для нас оценочной деятельности и недовольством существующей системой оценки.

Мы стараемся строить образовательный процесс с учетом способностей каждого ученика и пытаемся дать возможность каждому реализоваться. Однако настораживает то, что 25% учителей затрудняются сформулировать, в чем же заключается оценка.

Чтобы разобраться в возникших противоречиях, необходимо было выяснить, что понимают учителя под «качеством образования». Анализ анкет показал, что 24% опрошенных затруднились ответить, 41% путают «качество образования» с «качеством обучения». Это и понятно, так как данной проблемой мы только начинаем заниматься. Поэтому наш первый педагогический совет, проходивший в рамках ОЭР, назывался «Слагаемые качества образования».

Для себя мы определили, что качество образования включает в себя:

  • гарантированную реализацию Государственного образовательного стандарта;

  • способность ставить цели и достигать их;

  • способность отвечать требованиям и ожиданиям заинтересованных сторон в образовании;

  • стремление к совершенствованию.

Основными слагаемыми качества образования, по нашему мнению, являются:

  • качество функционирования системы;

  • качество результата;

  • качество процесса.

Если все три компонента будут качественными, то мы сможем говорить о высоком качестве образования в нашей школе. Оценка качества распространяется не только на конечный, результативный этап деятельности, но и на все элементы образовательного процесса, способствующие достижению этого результата, а именно, на цель, содержание, технологии, результат и субъекты образовательного процесса. Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и качество образовательного процесса. В таком случае под качеством образования следует понимать характеристику системы образования в образовательном учреждении, которая отражает степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. То есть, с одной стороны, это требования, которые предъявляет государство, и оно прописано в «Образовательных стандартах», а с другой стороны, – это запрос самого ребенка и его родителей.

Сегодня школы используют различные формы и методы оценки качества. Различают внутреннюю и внешнюю оценки качества. Внутренняя оценка (самооценка) осуществляется субъектами образовательного процесса (администрацией, учителями, учениками).

Внешняя оценка качества образования осуществляется внешними по отношению к образовательному учреждению субъектами, государственными или региональными органами управления образованием.

Мы провели анкетирование среди родителей, как важных участников образовательного процесса, с целью выяснения степени их удовлетворенности качеством образования.

Анализируя полученные результаты, мы сделали для себя следующие выводы:

  • чем выше уровень образования родителей, тем выше уровень их притязания в отношении качества школьного образования;

  • задумываться о каких-либо проблемах, связанных с качеством образования, начинают в основном родители выпускников;

  • под качественным образованием 55% опрошенных родителей понимает такое образование, которое учит ребенка свободно работать с информацией.

Что касается вопросов внутренней оценки (самооценки), то мы рассчитываем на получение методической помощи по ее проведению в связи с участием нашей школы в международном российско-финском проекте «Обеспечение качества общего образования (самооценка)». Только обозначив в ходе самооценки «слабые» места в образовательном процессе, возможно движение вперед для достижения высокого качества образования.

Одно из важных мест на первом этапе ОЭР занимает анкетирование непосредственно основных субъектов образовательного процесса – учеников.

Ребята разных возрастных групп составляли портрет современного учителя. Независимо от возраста, ученики поставили на первое место такие качества педагога, как умение понятно объяснять и хорошее знание своего предмета. Последние места в этом рейтинге заняли чувство юмора, современный взгляд на мир, стремление к самосовершенствованию. Полученные результаты заставляют нас еще раз поразмышлять о роли учителя в образовательном процессе и получении качественного образования.

Определившись в терминологическом поле и изучив отношение субъектов образовательного процесса к проблемам качества образования, мы начали свое исследование в области личностно ориентированного подхода в образовании. На круглых столах, на заседаниях методических советов мы рассматривали инновационные методы в организации личностно ориентированного обучения, как основополагающего процесса в достижении качественного образования. Нас интересовал всесторонний подход к данной проблеме. В своих исследованиях мы пытались учитывать возрастные особенности ребенка, специфику предмета, возможность сочетать как традиционные, так и инновационные методы и приемы. В школу была приглашена кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена И.В. Гладкая с лекцией «Современные методы оценивания».

Проделанная за учебный год работа позволила нам приблизиться ко второму этапу ОЭР – созданию своей модели оценки качества образования.

Чтобы быть сегодня конкурентоспособным, надо стать уникальным и неповторимым. Необходимы изменения в учебном процессе и образовательной среде, окружающей обучающих, которые можно зафиксировать как улучшение знаний, умений и ценностей. Образование – это и результат, и процесс, в ходе которого формируется личность. В условиях модернизации образования и то и другое следует отслеживать и оценивать.

Сэр Кристофер Болл писал: «Существующие системы приводят к существующим результатам. Если требуется добиться чего-то иного, в корне измените систему». Безусловно, менять в корне существующую систему не нужно, но научиться ее качественно оценивать на новом уровне – необходимо.

Ирина ВИТТЕ,
замдиректора по УВР,
ГОУ СОШ № 318,
г. Санкт-Петербург
Рейтинг@Mail.ru