Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №19/2007

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Заработная плата

Педагогам заплатят по статье закона

Лучшим учителям Тамбовской области гарантируется повышение зарплаты на 60%

С 1 сентября 2007 года все школы Тамбовской области перешли на НСОТ. «Если мы полностью перейдем на отраслевую систему оплаты труда, за три года реализации комплексного проекта зарплата педагогов в среднем вырастет в полтора–два раза», – считает глава администрации Тамбовской области, доктор экономических наук Олег Бетин.

Губернаторский проект

– Проект комплексной модернизации образования – это не уровень одного управления образования, этот проект – губернаторский, – говорит руководитель Управления образования Тамбовской области Наталья Георгиевна Астафьева. – Создана региональная стратегическая группа, которую возглавляет вице-губернатор, он же у нас является и руководителем проекта. Переход на новую систему оплаты труда и реализация нормативного подушевого финансирования, естественно, связана с финансовым управлением области. Административная реформа точно также интегрируется в рамки нашего проекта. И во всем этом колоссальную роль играет общественная составляющая».

Один из рисков НСОТ – это нарастающая учительская погоня за «ученико-часами» и вытекающими из них
материальными выгодами.

…Разработка новой системы оплаты труда началась в Тамбовской области с апреля 2006 года. Эксперты изучили опыт других регионов, разработали «Положение об оплате труда», «Положение о стимулирующих выплатах». Было выпущено Постановление администрации области «Об установлении показателей и порядка отнесения образовательных учреждений к группам по оплате труда руководителей областных государственных и муниципальных образовательных учреждений», Постановление администрации области «О порядке установления повышенных тарифных ставок (должностных окладов) для работников образовательных учреждений за работу в опасных для здоровья и тяжелых условиях труда». Согласованные действия руководителей образования, экспертов, экономистов позволили уже в мае 2007 года принять соответствующий областной закон.

«Реформирование должно идти снизу, и здесь ключевой момент – заинтересованность людей в результатах своей работы, – убежден глава администрации Тамбовской области Олег Бетин. – Добиться этого можно с помощью отраслевой системы оплаты труда. Это ключ к модернизации школ, эффективности реализации приоритетного национального проекта «Образование».

Рискнем?

Опыт нескольких регионов, которые проводили эксперимент по внедрению НСОТ, показал, что реализация новой системы оплаты труда богата подводными камнями. Эксперты предупреждали о нескольких распространенных рисках введения НСОТ. Один из главных – в условиях НПФ (внедряющегося в школах Тамбовской области с 2005 года) введение новой система оплаты труда приведет к увольнению учителей, учебно-вспомогательного и административного персонала (см. табл.1).

Таблица 1

Размер подушевого норматива по ступеням обучения (в рублях)

Ступень обучения

Сельская местность

Городская местность

2005

2006

2007

2005

2006

2007

1 ступень

9019,3

17973,9

20136

5034,0

6688

7486,5

2 ступень

10994,4

21909,8

24546

5835,4

7752,7

8678,3

3 ступень

11979,9

23853,6

26723

6765,8

8988,6

10061,7

Второй риск НСОТ (уже определившийся в ходе эксперимента в Тюмени, Самаре, Петербурге) – это нарастающая учительская погоня за «ученико-часами» и вытекающими из них материальными выгодами. Это приводит к переполненности классов, к падению качества учительского труда.

Третий риск – социальная напряженность в среде педагогов. Учитель высшей категории, подтвердивший свою квалификацию в новой системе аттестации, сможет получать по НСОТ на 60% больше (это без надбавок, стимулирующих выплат и т.п.). Те, кто свою квалификацию не подтвердят, останутся с прежней зарплатой.

Чтобы снизить риски увольнения учителей, эксперты подняли муниципальные программы развития прежних лет (2004–2005 гг.), где уже было подсчитано, сколько педагогов высвободится в результате реструктуризации образовательной сети. Была определена потребность области в педагогах-психологах, социологах, профориентологах, социальных педагогах, специалистах в области дошкольного, дополнительного образования детей и т.п. Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования организовал курсы профессиональной переподготовки учителей по 15-ти программам.

Чтобы снизить риск погони за «ученико-часами», эксперты предложили разработать нормативный акт, не позволяющий увеличивать число учеников в классе. Этот документ в дальнейшем должен учитываться при проведении процедур лицензирования, аттестации и аккредитации школ. Но самыми важными ограничителями, по мнению экспертов, являются высокие коэффициенты за квалификацию учительского труда. Уважающему себя педагогу, получившему коэффициент 1,6, незачем будет брать большой класс.

Готовясь к введению НСОТ, экономисты и руководители образования тщательно подсчитали потребность в дополнительных средствах.

Выяснилось, что в Тамбовской области 688 директоров дневных общеобразовательных учреждений и 12 директоров вечерних школ, 12 750 учителей дневных школ и 190 учителей вечерних школ. Из них 4698 имеют 12-й разряд ЕТС, 4432 – 13-й разряд, 1096 – 14-й разряд, 256 – 15-й разряд, 46 – 16-й разряд и 23 – 17-й разряд. Базовый размер ставки оклада составляет у учителей 12-го разряда – 3773 руб., 13-го разряда – 4402 руб., с 14 по 17-й разряд – 5030 руб.

Базовая часть фонда оплаты труда на 2007 год составляет: для учителей 12-го разряда 17 725 554 руб., 13-го – 19 509 664, 14-го – 5 512 880, 15-го – 1 287 680 руб., 16-го – 231 380 руб., 17-го – 115 960 руб.

Дополнительный месячный ФОТ на 2007 год: для 12-го разряда – 3 828 870 руб., для 13-го – 5 340 560 руб., для 14-го 1 748 120, для 15–го – 338 688, для 16-го – 48 346, для 17-го – 17 112 руб.

Было подсчитано, что для введения НСОТ с 01.09.2007 г. в общеобразовательных учреждениях области понадобится 88 665 419 руб. в год (без учета ее индексации в соответствии с решениями Правительства РФ).

А на увеличение зарплаты из бюджета области в 2007–09 гг. потребуется около 1,3 млрд. руб. дополнительного финансирования.

За счет чего?

Досье

В системе образования Тамбовской области 700 школ, в которых обучаются около 100 тыс. детей. 80% ОУ расположены в сельской местности. Более половины из них – малочисленные и малокомплектные. В области работают пять государственных вузов, 30 заведений НПО. В образовательных учреждениях около 13-ти тысяч учителей и более девяти тысяч персонала. В 150-ти школах действуют советы школы, в 380-ти – попечительские советы. В ряде ОУ начали свою деятельность школьные управляющие советы. Сегодня на один современный компьютер в Тамбовской области приходится 53 школьника. Свыше 500 школ имеют доступ в Интернет, в 46-ти созданы свои сайты.

«За счет внутреннего ресурса, который появился по ходу реструктуризации образовательной сети, – считают руководители образования области, – и в результате общей демографической ситуации».

– Повышение зарплаты учителям необходимо во всех регионах, хотя, конечно, у каждого субъекта Федерации свои возможности, – считает глава администрации Тамбовской области Олег Бетин. – Рост в этом году в Тамбовской области должен составить от 11 до 27% в зависимости от качества работы учителя; кроме того, с сентября запланирована общая индексация на 15%. На 2007 год доля стимулирующей части фонда оплаты труда установлена в размере 30%. При благоприятной финансовой ситуации в области (ориентировочно в течение трех лет) этот показатель будет доведен до 40%.

За последние три года расходы на образование в консолидированном бюджете Тамбовской области немного увеличиваются: в 2005 г. – 3139,7 млн. руб. (27,3%), 2006 г. – 3516,6 млн. руб. (28%), 2007 г. – 3841,6 млн. руб. (28,3%).

В 2007 году область получила за победу в конкурсе проектов комплексной модернизации грант в 145,5 млн. руб.

За три года (с 2007 по 2009) сумма из государственного бюджета вырастет до 436,5 млн. руб.

578 млн. руб. (130% от затрат федерального бюджета) планирует вложить в реализацию нацпроекта областной бюджет.

Ежегодно в Тамбовской области не досчитываются около 7,5% первоклассников (если считать от общей численности школьников). В сельской местности закрываются маленькие начальные школы. Правда, в районных центрах тут же открываются крупные ресурсные центры.

– Мы строим много новых школ – только в этом году открыли девять базовых школ в райцентрах и крупных населенных пунктах. Это здания со всей социальной атрибутикой – современные библиотеки, спортзалы, доступ в Интернет», – рассказывает Олег Бетин.

Деньги, высвобождающиеся за счет реструктуризации и сокращения рождаемости, остаются в отрасли. Это обещал учителям глава областной администрации.

…Сегодня сельские родители на Тамбовщине уже не прочь, чтобы их семи–восьмилетние дети ездили в районную начальную школу. Родителям нравятся теплые туалеты, горячие батареи, уютные классы, симпатичные учителя. И они постепенно приходят к выводу: «Разве семи–восьмилетний ребенок не может проехать 20 минут на автобусе, чтобы учиться в нормальных условиях?». Случается, что дети и учителя вместе переходят из одной школы в другую. Старое школьное здание, которое больше не надо освещать и отапливать, закрывается на замок. Но деньги, высвобождающиеся за счет реструктуризации и сокращения рождаемости, остаются в отрасли.

Финансирование образования в Тамбовской области остается на прежнем уровне. Это обещал учителям глава областной администрации. И свое слово держит.

Все это позволяет повышать учительскую зарплату (хотя лишь немногие педагоги после 1 января 2008 года получат 60% прибавки).

Заплатите бухгалтеру!

НСОТ распространяется на всех работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений. При начислении зарплаты их разделили на три группы – руководители, педагогические работники, работники рабочих профессий и специалисты.

Директора школ, их заместители и главные бухгалтера по НСОТ входят в категорию «руководители». Они получают фиксированные базовые оклады. Затем тарифные ставки умножаются на повышающие коэффициенты.

При установлении оклада руководителя (в диапазоне от 3700 до 4700 руб.) учитывается тип школы, количество учащихся, сложность руководства учреждением.

Директора могут получать ежемесячные стимулирующие выплаты за:

– превышение объемных показателей в размере до 50%;

– применение передовых методов обучения и воспитания информационных технологий – до 50%;

– особые условия труда – до 20%.

Закон серьезно относится к труду школьного бухгалтера. До конца 2008 г. по распоряжению главы администрации области все школы должны получить финансовую самостоятельность. В городских и крупных сельских ОУ будет организована самостоятельная бухгалтерия. В небольших сельских школах – использована система внешнего бухгалтерского и налогового обслуживания в составе централизованной бухгалтерии.

Распорядителем бюджетных средств является директор школы, централизованная бухгалтерия в этом случае выступает в роли аутсорсинговой компании. Обязательным условием является открытие школой лицевого счета в отделении Федерального казначейства.

Оплата школьного бухгалтера регулируется ст. 14 областного Закона. Так же, как и учительская зарплата, она состоит из тарифной ставки и выплат стимулирующего и компенсационного характера.

Бухгалтер может рассчитывать на повышающие коэффициенты за работу в сельской местности или образовательных учреждениях с опасными для здоровья условиями труда. Школьный главбух также – как и учителя – имеет право на стимулирующие выплаты, компенсации и материальную помощь (см. табл. 2).

Таблица 2

Наименование должности

Ежемесячные оклады (должностные оклады) по группам оплаты труда руководителей (в рублях)

1

2

3

4

1. Руководители (директор, начальник, заведующий)

4700

4300

4000

3700

2. Заместитель руководителя (директора, начальника, заведующего, заведующего филиала, старшего мастера)

4000

3700

3400

3200

3. Главный бухгалтер

4200

3900

3600

3400

80% прожиточного минимума

Для учителей Тамбовской области закон устанавливает фиксированные базовые оклады.

14 разрядов сетки ЕТС заменяются пятью стажевыми группами. В соответствии с ними базовые оклады для категории «педагогические работники» устанавливаются в диапазоне от 2168 до 3144 руб.

Минимальный оклад – 80% величины прожиточного минимума в области (см. табл. 3).

Таблица 3

Действующая (тарифная) система оплаты труда

Новая система оплаты труда

% увеличения

Минимальная тарифная ставка (1-й разряд) – 1221 руб.

Минимальная тарифная ставка (1-й разряд) – 1355 руб.

11%

Максимальный оклад педагога (без степени и звания, максимальный стаж, высшая квалификационная категория) (16-й разряд) – 3979 руб.

Максимальный оклад педагога, рассчитанный с учетом максимальной стажевой группы и коэффициента квалификации – 5030 руб.

26%

Минимальный оклад руководителя (13-й разряд) – 3179 руб.

Минимальный оклад руководителя – 3700 руб.

16%

Максимальный оклад руководителя (без степени и звания, максимальный стаж, высшая квалификационная категория) (18-й разряд) – 5495 руб.

Максимальный оклад руководителя (первая группа по оплате труда, высшая категория) – 7520 руб.

37%

НСОТ предлагает педагогам Тамбовской области новые разовые выплаты. Скажем, победителям и лауреатам конкурса «Учитель года» раньше материального поощрения не полагалось. НСОТ гарантирует по 5 тыс. руб. каждому.

Учителям, подготовившим призеров и победителей всероссийских и международных олимпиад, – по 10 тыс. руб. Тем, кто пестовал победителей и лауреатов областных олимпиад – по 4 тыс. руб. Как ни странно, премия за высокие результаты ЕГЭ оказалась больше – 6 тыс. руб.

Устанавливаются обязательные ежемесячные надбавки: кандидатам наук – по 1500 руб., обладателям звания «Народный учитель», «Заслуженный учитель», «Заслуженный преподаватель» – по 1500 руб., докторам наук – по 2000 руб.

Педагогам, имеющим звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации», «Отличник народного просвещения (просвещения СССР, РСФСР)», «Отличник народного образования» – по 500 руб. в месяц.

Распределением выплат из стимулирующей части ФОТ занимается попечительский (управляющий) совет.

Теперь за применение передовых методов, использование информационных технологий; высокие достижения учителям положено до 30% (раньше до 10%).

– За выполнение особо важных или срочных работ – до 30%.

– За сложность и приоритетность предмета – до 30%.

– За участие предмета в итоговой аттестации, в том числе в форме ЕГЭ (математика, русский язык) – до 20%.

– За предмет, требующий изучения множества источников (литература, география, история) – до 20%.

– За необходимость подготовки лабораторного, демонстрационного оборудования (химия, биология, физика) – до 20%.

Доплаты молодым педагогам увеличиваются до 30%.

Сохраняются доплаты за классное руководство, проверку тетрадей, за руководство методическими комиссиями.

Сегодня в Тамбовской области стимулирующая часть занимает в фонде оплаты труда 25%. Глава администрации области обещает увеличить ее – при благоприятной финансовой ситуации – до 40% (см. табл. 4).

Таблица 4

ФОТ

Категории работников

Педагогические работники

Руководители

Работников рабочих профессий, специалистов и служащих

Постоянная (базовая) часть

Произведение базового оклада с учетом стажа, на коэффициенты территориальной расположенности (село, рабочий поселок), специфики образовательного учреждения, уровня квалификации

Произведение базового оклада с учетом масштабности управления на коэффициенты территориальной расположенности (село), специфики образовательного учреждения, уровня квалификации

Произведение тарифной ставки на коэффициенты территориальной расположенности (село, рабочий поселок), специфики образовательного учреждения

Компенсационные выплаты

Компенсационные выплаты

Компенсационные выплаты

Переменная (стимулирующая) часть

Доплаты + единовременные ежемесячные надбавки обязательного характера

Устанавливаются учредителем (надбавки, премии)

Устанавливаются руководителем

Соотношение постоянной и переменной (стимулирующей) части ФОТ

При введении НСОТ с 01.09.2007 28% – 72%. В дальнейшем доводится до соотношения 40%–60%

При введении НСОТ с 01.09.2007 – 25%–75%

Не установлено

 Аттестуйтесь вне очереди

Новая система оплаты учительского труда (предполагающая, что лучший учитель станет получать на 60% больше своих коллег) требует высокой точности в оценках. Как рассчитать коэффициенты эффективности и результативности учительского труда? Как измерить активность педагога и его вклад в работу родной школы?

По решению Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования (ТОИПКРО) разработал модель аттестации учителей и руководящих работников школ в условиях НСОТ. Новые принципы обсуждались и получили поддержку в Псковской, Тамбовской, Челябинской, Пензенской, Ростовской областях, Алтайском крае, Еврейской автономной области. Разработан проект административного регламента предоставления государственной услуги по аттестации педагогических кадров, проект положения о проведении аттестации.

«Новая система основана на компетентностном подходе», – объясняет начальник Управления областного управления образования Наталья Астафьева.

В процессе новой аттестации будут оцениваться:

– самоанализ учителя или руководителя;

– эффективность и продуктивность его деятельности;

– инновационность педагогического процесса;

– отношение к труду.

По итогам аттестации складывается рейтинговая оценка учителя. Она выставляется в баллах. По итогам новой аттестации учитель второй категории получает коэффициент 1,2 (прибавка 20%), первой 1,4 (прибавка 40%), высшей – 1,6 (прибавка 60%).

Апробация этой модели начнется с 1 января 2008 года.

Директора школ области задаются вопросом: что делать учителям, которые аттестовались в прошлом году? Значит ли, что их результаты упраздняются? Можно и не выходить на новую аттестацию? Но в этих условиях учителям будет выплачиваться зарплата по старой системе (то есть 20% за высшую категорию).

Некоторые тамбовские учителя не уверены, что выйдут на аттестацию в новом году.

«Раньше мы рассматривали аттестацию в большей степени как социальную защиту, – объясняет Наталья Астафьева, – и не смотрели на то, в каких условиях работает учитель, соответствуют ли эти условия предъявляемым требованиям. Сейчас, благодаря инвестициям в школу, обеспечению современным оборудованием (средства мы выиграли достаточно солидные, позволяющие решить вопрос создания устойчивых базовых школ) естественно, от учителя будет требоваться высокий уровень профессионализма. В соответствии с НСОТ преподаватель с высшей категорией будет получать на 60% больше, чем без категории. Я думаю, что в течение одного–двух лет школа сможет осмыслить происходящие события, избавиться от людей, которые уже давно не работают, или оказались случайно в системе образования. Должный уровень заработной платы привлечет в педагогическую отрасль действительно хороших специалистов».

А как же лаборанты?

Системы НСОТ в других регионах России показывают, как трудно ликвидировать разрыв между повышающейся учительской зарплатой и неподвижными зарплатами непедагогического персонала – психологов, медсестер, лаборантов. Нередко случается, что директор школы – за отсутствием персонала – сам и дворник, и истопник, и психолог, и медсестра и массовик-затейник.

В Тамбовской области считают, что соотношение педагогического персонала к учебно-вспомогательному и младшему обслуживающему должно составлять 75% к 25-ти. Иными словами: три учителя, один психолог, еще три учителя – лаборант, вожатый, водитель, уборщица.

Труд непедагогического персонала оплачивается по особой областной тарифной сетке. Она отличается от действующей в ряде регионов России ЕТС.

«Тарифная сетка по оплате труда работников образовательных учреждений состоит из двенадцати разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов», – гласит ст. 5 областного Закона.

Первый разряд этой сетки равняется 50% от прожиточного минимума по Тамбовской области. (В 2007 году размер базовой тарифной ставки первого разряда – 1355 руб., размер базовой тарифной ставки 12-го разряда – 3415 руб.). Затем на ставки накручиваются коэффициенты.

Скажем, работа в сельской местности дает коэффициент 1,25.

Работа в школах-интернатах, учреждениях для детей-сирот в специальных (коррекционных) и санаторных учреждениях отмечается коэффициентов от 1,15 до 1,4.

Коэффициенты тарифной сетки и размеры базовых тарифных ставок, окладов (должностных окладов) в Тамбовской области представлены в табл. 5.

Таблица 5

Коэффициенты тарифной сетки и размеры базовых тарифных ставок (должностных окладов)
в Тамбовской области

Тарифные разряды

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Тарифные коэффициенты

1,0

1,11

1,23

1,36

1,46

1,51

1,60

1,76

1,93

2,12

2.32

2,52

Базовые размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов)

1355

1504

1667

1843

1978

2046

2168

2385

2615

2873

3144

3415

Согласится ли непедагогический персонал работать в школах за такие ставки? На этот счет областной закон обещает: в будущем оклады увеличатся до суммы, равной прожиточному минимуму трудоспособного населения Тамбовской области. Одним словом, в два раза.

Профсоюзная солидарность

Новая система оплаты труда педагогов Тамбовской области была разработана при активном участии профсоюзов. Это – едва ли не единственный случай в России. В других субъектах РФ профсоюзные лидеры защищают интересы работников образования пикетами и забастовками. На Тамбовщине они отстаивают интересы педагогов разработкой закона. Профсоюзы отвечают за него и считают своим. Со всеми вытекающими последствиями.

Подготовила Светлана КИРРИЛОВА

 

Мнение директора

Об аттестации и новых принципах оплаты учительского труда рассуждает Ирина Владимировна Курбатова, директор школы № 13 г. Тамбова, победившей во всероссийском конкурсе «Лучшие школы России»:

– Наша школа – инновационное учреждение, в котором углубленно преподается несколько предметов. Подходы к аттестации учителей в таком образовательном учреждении всегда отличались от тех, что применялись в других школах Тамбовской области.

Фактически, мы уже несколько лет работаем по принципам той аттестации, которую учителям области предлагается проходить с 2008 года. Поэтому новые требования, которые в течение всего лета разъясняли в школах областное управление образования и Комитет образования города Тамбова, не вызвали у нашего педагогического коллектива неприятия и негативных откликов.
Но в области они, несомненно, были и будут: многим аттестация кажется слишком строгой.

На мой взгляд, жесткость новых правил аттестации – понятие субъективное. Наши педагоги
(а сегодня у нас – 30% учителей с высшей категорией, шесть кандидатов наук) уже готовятся к этой процедуре. Позитивно настроены даже те, у кого вторая и первая категории: некоторые из них надеются на присвоение высшей категории.

Не стал для нас сюрпризом и состав учительского портфолио: наши учителя уже несколько лет разрабатывают свои индивидуальные маршруты развития. Ничего неожиданного для нашей школы не заключается и в компетентностном подходе в оценке качества работы учителя. Познакомившись с новыми принципами аттестации педагогов, директора инновационных учреждений, с которыми мы постоянно общаемся (не могу ручаться за другие школы в городе и области) доработали в течение нескольких месяцев свою общешкольную систему аттестации.

Что оказалось новым для нас – так это привлечение общественности к оценке деятельности учителя и распределение стимулирующего фонда с участием общественного органа. В течение нескольких лет в нашей школе действовала собственная система распределения надтарифного фонда. Не могу сказать, что она буквально похожа на то, что предлагают сейчас. Нам еще предстоит внести в нее изменения. Главное отличие в том, что в распределении стимулирующей части ФОТ наш Управляющий совет не принимал участия. Мы проводили согласование только на уровне профсоюзного комитета.

Вижу ли я риски в новых принципах распределения стимулирующего фонда? Несомненно. Мы постоянно сталкиваемся с субъективной оценкой того или иного педагога – я говорю о мнениях родителей, о слухах, циркулирующих вокруг школы. Профессиональная оценка деятельности учителя нередко с ней расходится. Поэтому выносить на обсуждение Общественного совета рейтинговые баллы, оценивающие работу каждого педагога, кажется мне абсолютно неприемлемым.

Прежде мы в школе даже не знали такого понятия как рейтинг учителя. Были качественные показатели работы педагога, квалификационные категории, оценка по результатам внешней экспертизы (я имею в виду ЕГЭ) и т.п. Но никогда внутри учреждения не выстраивался четкий рейтинг между преподавателями по уровню их компетенций.

Я считаю – опираясь на Гражданский и Трудовой кодекс – что каждый работник имеет право на неразглашение своих персональных данных. И – суммы заработной платы. Микроклимат каждой школы уникален. И вмешиваться в него можно лишь при условии, что позиция, по которой проходит вмешательство, понятна и одобрена всеми…

 

Образец документа

Доклад директора о стимулирующих выплатах

В соответствии с Положением об оплате труда работников СОШ № _____, решением профсоюзного комитета от _________, Положением о рейтинге достижений педагогических работников, Регламентом распределения стимулирующих выплат предлагаю рассмотреть предложения об установлении стимулирующих выплат педагогическим работникам СОШ № ____:

1. ФИО.

2. Должность.

3. Основание установления выплаты (в соответствии с оценкой результатов деятельности).

4. Срок выплаты (периодичность устанавливается образовательным учреждением, исходя из специфики его деятельности).

5. Рейтинговая оценка (в баллах).

Прошу управляющий совет СОШ № __________ одобрить настоящий доклад.

Приложение: решение профсоюзного комитета (Протокол № __ от ________).

Директор Подпись

 

Комментарий эксперта

Нина Осовецкая, Институт развития образования ГУ-ВШЭ:

– Предлагаемая система НСОТ Тамбовской области ценна, на мой взгляд, тем, что руководители области исходят не из общепринятого тезиса «сделаем для образования то, что мы можем». В Тамбовской области берут на себя обязательства и сопоставляют зарплату педагога со средней по промышленности. Это грамотное решение. Беря за ориентир промышленность области, руководители образования таким образом подчеркивают, что профессия учителя должна стать конкурентоспособной на региональном уровне.

Вторая важная вещь состоит в том, что в области делают серьезные шаги по соотнесению учительской зарплаты с новой, действенной аттестацией педагогов. С 1 января 2008 начинается процесс новой аттестации, которую могут пройти все, кто заявит о своем решении. Сегодня существует договор практически со всеми муниципалитетами о том, что они делегируют полномочия на проведение аттестации региону.

Участвовать в этом будут и организующиеся в регионе структуры Рособрнадзора. Однако аттестация будет реальной и потому строгой. Не секрет, что получив определенную категорию, учитель практически почти никогда ее не теряет. Случаи снижения категории крайне редки. В области сделана реальная попытка превращения аттестации в действенный инструмент оценки квалификации учителя, соответствия его современным требованиям и представлениям о качестве преподавания. Выйдя на аттестацию в 2008 году, учитель будет получать существенную надбавку к базовому окладу: 20% для учителей, получивших вторую категорию, 40% – первую и 60% – высшую. Если учитель не уверен в том, что сумеет пройти аттестацию по новым правилам, он может на нее и не выходить. В этом случае, на срок действия ранее полученной категории, на его заработную плату будут распространяться старые повышающие коэффициенты.

Принципиально важно то, что закон о новых принципах оплаты труда разрабатывали руководители образования и профсоюзы. В других регионах при принятии подобных законов профсоюзы выступают чаще всего только с позиций оппонентов. В Тамбовской области профсоюзы, вместе с сотрудниками Управления по труду и заработной плате, считают себя авторами нового закона и чрезвычайно заинтересованы во введении НСОТ. Такую позицию я считаю большим достижением руководителя областного управления образования Натальи Астафьевой.

По моему убеждению, директор школы обязательно должен найти консенсус с профкомом. Вынося документы о распределении стимулирующей части ФОТ на Общественный совет, директор школы, согласовавший свою позицию с профкомом, будет иметь в его лице соратника, а не оппонента, что существенно укрепит позиции руководства школы во взаимодействии со школьным советом. Поэтому директору предварительно следует обсуждать с профкомом все – вплоть до последней копейки. Однако потом, вынося доклад на обсуждение Общественного совета, где заседают родители и представители общественности, следует, на мой взгляд, убрать конкретные денежные суммы. Оставить можно только рейтинги, баллы стимулирующие показатели учителей.

Родители не должны обсуждать, что Марья Ивановна получила из стимулирующей части ФОТ пять рублей, а Алексей Иванович – на рубль больше. Общественность, на мой взгляд, должна знать, что тот или иной учитель премируется за определенные показатели, перечень которых должен быть установлен в школьном положении о распределении стимулирующего фонда и предварительно согласован со школьным советом. При этом, так же как и в случае распределения стимулирующих надбавок учителям, это положение до вынесения на школьный совет должно быть согласовано с профсоюзным комитетом (ячейкой) школы, то есть руководство школы и профком должны выступать перед школьным советом союзниками, а не противниками.

Если директору школу не удастся добиться такого сотрудничества со школьной профорганизацией, это будет его большой неудачей, свидетельствующей о неумении строить работу с педагогическим коллективом. Тем более, когда имеется такая поддержка на региональном уровне.

Подводя итоги, отметим несколько наиболее ценных подходов к новой системе оплаты труда, разработанных в Тамбовской области.

1. Увязка зарплаты педагогов со средней региональной по промышленности и с прожиточным минимумом.

2. Разработка серьезных процедур аттестации, которые дают значительные различия в зарплате учителей различных категорий. Это повышает статус квалифицированных педагогов.

3. Руководители образования сумели сделать профсоюзные организации не своими оппонентами, а своими соратниками.

 

 

Рейтинг@Mail.ru