Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №20/2007

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

Воспитание в ОУ

«Свистят пули, рвутся снаряды, слепят глаза прожектора…»

Я сама родилась до войны. Мое детство проходило среди бомбежек, взрывов, слез. Я отношусь к тому поколению детей войны, чьи отцы не вернулись с фронта. Это особые дети. Их детство – годы лихолетья, голода и холода. Наверное, поэтому, работая с ребятами, я уделяю большое внимание патриотическому воспитанию, воспитанию гражданина. Это мой долг перед теми, кого уже нет с нами. И особенно перед теми, чья жизнь только начинается.

Глубокое понимание патриотизма приходит к нашим детям с годами. Я глубоко убеждена, что военно-патриотическое воспитание должно начинаться не с 9-го класса, когда на уроках истории берутся изучать Великую Отечественную войну, а гораздо раньше, причем очень серьезно.

Поэтому несколько лет назад на базе своего класса в МОУ СОШ № 3 г. Крымска я создала детскую организацию «Юные жуковцы», которая является филиалом краевой общественной организации памяти Г.К. Жукова. Первостепенная наша задача – изучение заслуг перед Отечеством великого полководца, единственного четырежды Героя Советского Союза, а также подвигов его соратников, чтобы рассказать об этом другим.

Наша организация имеет свое организационное строение, свой кодекс чести, по которому мы живем и работаем.

Школьный музей

Пару лет назад директор выделила нам комнату, и я с моими жуковцами, стала создавать школьный музей. Предстояла огромная работа, которая растянулась на полтора года. Теперь одним из стержней патриотического воспитания является школьный музей имени Г.К. Жукова. Он решает две задачи: исследовательскую и воспитательную. Углубленное знакомство ребят с отечественной историей, жизнью и деятельностью замечательных людей оказывает непосредственное влияние на формирование их жизненных идеалов, помогает найти образец для подражания.

Мы были приятно удивлены тем, что ветераны войны, фронтовики, совет ветеранов, узнав, что мы собираемся открыть музей, предлагали свою помощь. Они приносили книги о войне, о полководцах, значки городов-героев, солдатскую пилотку и гимнастерку. Мои выпускники, которые когда-то занимались поисковой работой, оказывали спонсорскую помощь. Московская делегация, побывавшая у нас в гостях, прислала набор портретов полководцев Великой Отечественной войны.

Поисковая работа

К сожалению, уходит из жизни поколение ветеранов войны. Многие из них уже не в состоянии поделиться, рассказать о пережитом, наболевшем и выстраданном, поэтому мы с жуковцами работаем над тем, чтобы сделать запись воспоминаний тех, кто своими глазами видел эту войну, защищал Родину, освободил Европу. В связи с этим я уделяю большое внимание поисковой работе.

Весь отряд был разделен на пять групп. Они получили такие задания: «Учителя-ветераны войны», «Партизанское движение в годы войны», «Они освобождали станицу Крымскую», «Он дошел до Берлина», «Выпускники 41-го».

Ребята установили адреса всех ветеранов войны, проживающих в нашем городе. У многих побывали дома. Хочу отметить, что фронтовики встречают детей радушно. При встрече они рассказывают много интересного из своей военной биографии.

В результате поисковой работы жуковцы собрали большой материал. А совсем недавно мы отыскали женщину, которая встречалась с Г.К. Жуковым в начале мая 1943 года. Она показала нам место, где стоял дом, в котором полководец остановился на короткое время после освобождения станицы Крымской.

Лекторские группы

Начали мы с того, что сами изучили биографию Жукова. Создали четыре лекторские группы, в каждую вошло по три человека. В течение одного полугодия юные жуковцы провели беседы с младшими классами: «Ранние годы Г.К. Жукова», «Годы учебы в Москве», «Начало ратного пути», «Жуков на Кубани. 1920-й год». С большим волнением мои ребята шли в классы. Но, преодолев волнение, в дальнейшем вели себя уже смелее.

Такие беседы, как «1941-й год. Начало войны», «Блокадный Ленинград», «Дорога жизни», сопровождались показом фильмов.

Экскурсии и походы

Наш район – легендарный, овеянный героической славой. Здесь в годы войны проходили жестокие сражения. Каждый год я со своими питомцами отправляюсь по местам боев, по партизанским тропам. Мне помогают родители. Во время таких походов дети лучше начинают понимать, в каких трудных условиях находился партизанский отряд «За Родину».

Одно дело слушать истории о войне, и совсем другое – увидеть самим те места, где находились партизаны. Наблюдая за ребятами, я видела, что они совсем по-другому смотрят на лес, горы. Задают вопросы: «А где же люди спали, мылись? Как готовили еду? А зимой, как же?» Устраиваемся недалеко от ручья. Начинаю вести с ними непринужденную беседу, задаю вопросы.

Исследовательская работа

Со своими жуковцами я занимаюсь и исследовательской работой. Назвали мы ее «Жуковская тропа». Работая с архивными материалами, узнали много нового о полководце Жукове, о пребывании его в нашем районе. Один из жуковцев принимал участие в научно-исследовательской конференции «Жуков на Кубани в годы войны», посвященной 110-летней годовщине со дня рождения прославленного полководца, и занял первое место в районе.

Живая связь поколений

Да, наши дети смотрят фильмы о войне, узнают о ней из учебников истории. Но какой эмоциональный заряд получает мальчишка при встрече с седым ветераном! К нам часто приходят фронтовики войны. Нельзя замалчивать трудности, тяжелейшие испытания, выпавшие на долю военного поколения. Мы убеждаемся в том, что ветераны помнят все, каждую подробность боя, своих фронтовых друзей. Пройдет немного лет, и эта нить оборвется. Дети будут знать о войне только из книг и кино.

В нашем школьном музее я провожу уроки мужества. Здесь проходят встречи с ветеранами войны. Иногда ребята заранее готовят рассказ о том или ином госте, так как в силу своего возраста или здоровья, не каждый готов рассказать о своем героическом прошлом. В заключение урока дети исполняют для гостей любимые фронтовые песни.

Однажды ветераны принесли в дар музею пилотку и гимнастерку своего однополчанина и рассказали о его боевом пути.

На одну из встреч к нам пришла связистка Великой Отечественной войны. Она рассказала ребятам о том, какая это трудная работа: «Оборвалась связь – нужно ее восстановить. Рядом свистят пули, рвутся снаряды, слепят глаза прожектора. Нужно было ползти с большой осторожностью, чтобы не попасть в руки немцев. Иногда во время выполнения такого задания можно было слышать немецкую речь. Значит, фашисты рядом. Страшно, но задание выполнить нужно, ведь Родина в опасности».

Творческая деятельность

Чрезвычайно трудно взволновать, захватить воображение ребят без использования стихов, музыки, кино, театрального действия. Очень важны для них торжественные линейки, посвящения в юные жуковцы, праздники в честь Дня Победы.

Дважды дети принимали участие в краевом слете юных жуковцев. Они были удивлены, увидев столько отрядов, прибывших на слет из разных районов нашего края. Видели бы вы, как они волновались перед выступлением! Возвращаясь домой, уже строили планы к следующему слету…

Римма ЖУКОВА,  руководитель организации «Юные жуковцы», г. Крымск, Краснодарский край
Рейтинг@Mail.ru