Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №21/2007

ТЕМА НОМЕРА: РАЗНОВОЗРАСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ
 

Я бы выбрала разновозрастной!..

В предлагаемой статье я попыталась сделать небольшой ретроспективный анализ собственного педагогического опыта работы классным руководителем и учителем разновозрастной учебной группы (отряда). Эксперимент начался в 1989 году, когда нашу школу в станице Азовской возглавлял педагог-новатор М.П. Щетинин. Несмотря на то, что в 1993 году он уехал из станицы, положительный опыт разновозрастной организации учебной и воспитательной работы школы и детского сада был продолжен коллективом Азовского педагогического лицея.

Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто, жить готовясь, в детстве не живет.

Самуил Маршак

Разновозрастный отряд, в который я была назначена куратором, состоял из детей 2–5-х классов. Может, потому что была молода, может, потому что надо мной не довлела методика преподавания в начальной школе (я имею филологическое образование), было чувство, что все будет хорошо, все получится. Вдохновляла любовь к детям и жажда новых педагогических находок. В детском коллективе было 25 человек. Мы выбрали командира отряда и сформировали пять рабочих экипажей. Надо заметить, что почти все время в командах было по пять человек. В экипажах выбрали ведущих, которые в течение учебного года менялись. Если, как правило, в начале учебного года ведущим выбирался или назначался ученик 5-го класса, то затем в этой роли могли оказаться и дети младшего возраста. Здесь имели значение и организаторские способности, и любовь к тому или иному предмету.

Что же изменила новая организация учебного и воспитательного процесса?

1. Совершенно исчезла проблема с дисциплиной. Старшим не хотелось выглядеть недостойно перед младшими, а младшие не могли позволить себе плохое поведение при старших.

2. Большинство детей реализовывали себя, помогая другим, находя в этом внутреннее удовлетворение. Следовательно, общее настроение было приподнятым, не было скуки и вялости на уроках.

3. Хорошо известно, что учебный материал усваивается и запоминается лучше, если его кому-то несколько раз объяснишь. Работа в экипажах как раз и предполагала взаимообучение.

4. Непринужденная раскованная работа в маленьком коллективе, когда дети непосредственно общаются, глядя друг другу в глаза, а не в затылки, помогая друг другу, снимает нервное напряжение. Учителю не нужно кого-то заставлять, так как в работу включены все. Вообще класс похож на муравейник, в котором каждый что-то делает. Правда, есть небольшой рабочий шум, но он никому не мешает.

5. Разновозрастная модель создает широкое поле для творчества учителя. Во-первых, он должен хорошо владеть программным материалом всего школьного курса по преподаваемому предмету, во-вторых, уметь грамотно компоновать материал, чтобы пятиклассники не отстали от программы пятого класса, а второклассники не скучали от слишком сложных заданий. Подготовка таких заданий дает колоссальный профессиональный рост учителю. Если кто-то скажет, что это невозможно, возразим – возможно, у нас получалось.

6. Внеклассная работа в разновозрастном коллективе идет просто на ура. Здесь нет зависти, нездоровой конкуренции, которая, как правило, присутствует в одновозрастных группах. Мои младшие обожали старших, а старшие проявляли всяческую заботу о младших и на уроках, и на переменах, и после учебного дня. Мне не нужно было сопровождать детей в столовую, прикладывать большие усилия к организации субботников, напоминать о дежурстве в классе. А сколько творчества проявляли дети, готовясь к отрядным вечерам!

Конечно, очень важно, чтобы у ребят было свое обжитое пространство. Тогда у нас не было двухсменных занятий, и все с удовольствием оставались после уроков в классе. Экипажи готовили различные творческие задания к урокам литературы, истории, мультики в «пальчиковом» театре, которые показывали при помощи старого корпуса от телевизора без кинескопа. Дети рисовали героев, вырезали их, приклеивали с внутренней стороны полоски бумаги, чтобы можно было надеть кукольных персонажей на пальцы, а затем озвучивали сюжеты. Причем главными организаторами процесса были старшие ребята. Такая работа могла продолжаться долго и никогда не заканчивалась ссорами или конфликтами.

7. Но самое главное, на наш взгляд, достоинство разновозрастного коллектива в том, что в нем дети живут нормальной естественной невыдуманной жизнью, основанной на взаимной заботе, доверии и уважении, с радостью идут в школу, где они вместе с учителями живут по-настоящему, а не готовятся жить.

У нашего отряда, как и у всех других в лицее, было свое имя. Тогда он назывался «Родничок». После учебного дня мы проводили «огонек», на котором учились анализировать прожитый день, старались отметить все лучшее, сказать добрые слова о тех, кто их заслужил, думали о том, как устранить недостатки.

Были у отряда и свои законы. Например, закон «Сердце» предполагал только добрые, сердечные отношения друг к другу, закон «Гранит» обязывал хранить отрядные тайны. В конце года мы готовились к проводам пятиклассников в среднее школьное звено и к встрече новых второклассников. Таким образом, в отряде появлялись новые старшие, а ушедшим в средний школьный отряд приходилось снова включаться в роль ведомых и младших, что и тех и других обогащало новым социальным опытом. Ведь в жизни человек обязан уметь быть и лидером, и подчиненным, и руководителем, и исполнителем. И такой опыт наши ученики получили в школе.

К сожалению, сегодняшние глобальные эксперименты в образовании (реструктуризация, модернизация, комплексные проекты и прочее) забыли о ребенке и сужают поле настоящей творческой деятельности учителя. Все буквально завалены бумагами, отчетами, и на общение с детьми просто не остается физических сил. Да и нормативно-правовых оснований для живой экспериментальной работы уже почти не осталось. Но если бы у меня была возможность выбирать, я бы предпочла работу в разновозрастном коллективе.

Светлана ТЕРСКОВА,
учитель Азовского педагогического лицея   Краснодарского края
Рейтинг@Mail.ru