Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №22/2007

ШКОЛА И ВЛАСТЬ

Политика образования

Время перед выбором

Педагогам предлагается задуматься об отношении политических партий к системе образования

Под звуки бравурных песен, напоминающих пионерские сборы времен СССР, участники Всероссийской педагогической конференции «Реформа образования: мифы и реальность»* заполняли один из холлов отеля Холидей Инн Лесная (Holiday Inn Moscow Lesnaya). Музыкальное сопровождение неважно сочеталось с простотой и изяществом одной из самых известных гостиничных сетей в мире. Но организаторов форума это не смущало. Девушки, регистрировавшие педагогов, едва успевали выдавать бейджи. Списки прибывающих росли как на дрожжах…

Огромный зал, выдержанный в красных тонах, едва вместил представителей 40 регионов, приехавших на форум. Отыскать свободный стул практически не представлялось возможным. И даже первый ряд, места в котором до открытия были прикрыты листами белой бумаги (якобы для почетных гостей), в итоге заполнился: видимо, все почетные прибыли.

Предвыборный характер мероприятия витал в воздухе. Это не замедлил подтвердить один из выступавших, заметив, что в преддверии думских выборов всем нужно задуматься над обещаниями будущих депутатов, отделить зерна от плевел и голосовать по уму. А чтобы прибывшим от регионов делегатам было понятнее, как это делать, выходившие на трибуну занимались объяснениями того, «что такое хорошо и что такое плохо».

Экс-председатель думского Комитета по образованию и науке (нынешний заместитель Геннадия Зюганова в КПРФ) Иван Мельников заметил, что «зачастую то хорошее, что делается, происходит с большими изъянами. Например, надбавки за классное руководство. Во-первых, они выплачиваются не всем, во-вторых, они очень маленькие и не индексируются. А в-третьих, чтобы их получить, нужно написать ворох отчетных документов». Напомнил он и о Законе об автономных учреждениях. Ведь, несмотря на разговоры о самостоятельности образовательных учреждений, «внимательное изучение закона доказывает, что он способствует дальнейшей коммерциализации учебных заведений».

По словам И.Мельникова: «Сейчас все партии будут клясться в своей готовности решить проблемы образования. Между тем, есть только один критерий во всех их обещаниях: реальная позиция, которую они занимали при обсуждении законопроектов».

А с позициями партий картина получилась невеселой, если не сказать, удручающей. О ней поведал первый заместитель председателя думского Комитета по образованию и науке Олег Смолин. В своей обычной предельно четкой и ясной манере он представил присутствующим обзор результатов голосования по законопроектам, связанным с образованием.

В частности, на предложение в полтора раза увеличить зарплату педагогам фракции голосовали так: Компартия – 98 человек, «Родина» – 62, «Единая Россия» – 0, ЛДПР – 0.

«У меня находятся результаты голосования по самым разным вопросам, – разъяснял Олег Николаевич. – Например, поправка к закону о том, чтобы сохранить госфинансирование для негосударственной школы. Кто за то, чтобы сохранить такое финансирование? «Родина» и «Справедливая Россия» – 95 человек, Компартия – 94, «Единая Россия» – 2, ЛДПР – 0.

А вот Закон о налоговых льготах в системе образования. Кто голосует «за» возвращение налоговых льгот в образование? Компартия – 98, «Родина» – 30, «Единая Россия» – 0, ЛДПР – 0.

Теперь о ЕГЭ. В американской системе подобный экзамен имеет целью воспитание квалифицированного потребителя. То есть человек должен прийти в магазин и, как при тестовой системе, выбрать из нескольких вариантов правильный ответ. В этом социальный смысл системы такого тестирования в Штатах. Зачем мы пытаемся повторить в России опыт, для которого нет никаких условий и никакого смысла?! Я предлагал более мягкий вариант – дать каждому ребенку право выбора. Хочет – сдает экзамены по традиционной форме, хочет – по тестовой, то есть ЕГЭ. Мы предлагали такую поправку в Госдуме. Кто голосовал «за»? Компартия – 87, «Родина» – 37, «Единая Россия» – 0, ЛДПР – 0. И это – за право выбора для ребенка!

Заявляли мы и о требовании приравнять педагога к государственному чиновнику по оплате труда и социальным гарантиям. Я убежден, что это реальная задача. Это стоит примерно 445 млрд. рублей. Почему я говорю, что задача реальная? Двадцать лет назад профессор получал, как депутат парламента. Сейчас бюджетная зарплата профессора, извините, в 6–7 раз ниже бюджетной зарплаты депутата парламента. Это ненормально. Не хотите наш опыт, давайте посмотрим на американский. В США заработная плата конгрессмена вполне сравнима с заработной платой профессора, работающего на полную ставку в университете. Ведь и тот, и другой труд – высококвалифицированный.

Кто голосует в поддержку педагогического работника в данном случае? «Родина», «Справедливая Россия» – 100%, КПРФ – 76%, ЛДПР – 58%, «Единая Россия» – 0. На мой взгляд, ситуация предельно понятна. Это все вопрос только государственной воли...»

В завершении своего выступления О. Смолин подчеркнул, что образование нужно всей стране, так как, несмотря на экономический рост, в последние годы наш человеческий потенциал по сравнению с другими государствами падает.

Другой громкой нотой звучали на конференции данные о расходах на систему образования. Как известно, Россия тратит сегодня на эту сферу 3,5% от своего ВВП. Советский Союз более 30 лет тому назад тратил около 7%. Недавно в Общественной палате ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов предложил рассмотреть вопрос о том, чтобы вернуться к тем самым 7%. А выступавший на конференции Сергей Глазьев, д.э.н., член-корр. РАН, заявил, что «для того чтобы выйти на нормальное финансирование, нужно законодательно закрепить норматив – не менее 8% от валового продукта».

Ему вторил президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков, рассуждая о нормативно-подушевом финансировании. Переход на эту систему, по словам С.Комкова, означает «крах всей системы образования на селе и в малых городах России. До сих пор никто не знает, как формируется этот самый норматив. Деньги, которые должны следовать за учеником, рассчитываются из экономических возможностей каждого конкретного региона. А значит, нарушается конституционный принцип нашей страны о равенстве доступа каждого гражданина к общему среднему образованию».

Логическим завершением первой части конференции стало прибытие на нее председателя Совета Федерации Сергея Миронова. Его ждали прямо с самолета из Китая. И он оправдал надежды организаторов. Пришел, бодро рассказал о необходимости разработки Образовательного кодекса, важности налоговых льгот для ОУ, покритиковал Болонский процесс и в завершении выступления озвучил свою позицию по ЕГЭ: «Я голосовал против закона о ЕГЭ. Пагубен сам принцип натаскивания на тестирование...». После чего напомнил о том, что в Совете Федерации нет фракций, а из 176 его членов 122 – это представители от «Единой России». Против же закона о ЕГЭ голосовали всего около 20 человек…

Вторая часть форума была посвящена работе секций и круглых столов. Обсуждение региональных проблем образования и вопросов духовно-нравственного воспитания детей, как и выступления ученых мужей до этого, тоже не внушало оптимизма.

А в холле тем временем один знакомый замдиректора делился со мной наболевшим: «Миллион мы получили. Тратить его пришлось в большой спешке и покупать не то, что нужно. Но сроки поджимали, и нас просто вынудили потратить все средства. А теперь до сих пор отчитываемся за то, что нам не нужно. «Дети, уйдите из школы, не мешайте нам работать!» – эти слова реально становятся сегодня нашим девизом. Но детей-то жалко...»

К сожалению, даже в предвыборные месяцы об этом мало кто задумается по-настоящему…

Подготовила Яна САРТАН

 

Мнение

Пожалуй, самым ярким событием на конференции было выступление Николая ГУБЕНКО – актера, режиссера, в прошлом – министра культуры СССР, а ныне – депутата Московской городской думы. По его собственному признанию, он пришел на эту конференцию потому, что считает «профессию учителя профессией спасателей, так как задача педагога – спасти будущее поколение». Позиция Н.Губенко вызвала шквал аплодисментов у присутствующих педагогов, и мы приводим фрагмент его выступления.

– Никто никогда не подвергал сомнению, что дважды два – четыре. Потому что, не зная таблицу умножения, можно совершить ошибку в ущерб себе. Человека могут обсчитать и обвести вокруг пальца. Но уверяю вас, пересмотр истории, предание забвению неопровержимых исторических фактов – еще более непоправимая ошибка, чем дважды два – пять. Она лишает народ перспективы.

Справедливо ли мириться с тем представлением об СССР, которое сегодня царствует в информационном поле? Думаю, что мы в первую очередь должны опираться на безусловные и абсолютные факты. В СССР, где семь месяцев в году холод, с пьющим и ленивым народом, во враждебном окружении, без всяких кредитов МВФ в свое время была построена индустриальная страна со второй по силе экономикой, несокрушимой обороной и прекрасным образованием.

Тысячи исследовательских институтов и лабораторий Европейского Союза, Китая, Индии, Соединенных Штатов и других стран сегодня сформированы из ученых, специалистов, получивших знания в советской школе. Это свидетельствует о высоком качестве образования и, вместе с тем, о позоре, потому что и сегодня Россия продолжает воспитывать кадры, имеющие высокую востребованность во всем мире, но сама их не использует. Государство не предоставляет молодым специалистам не только условия для выживания, но и для плодотворной научной и творческой работы…

Это большое везение – передавать знания другим людям. Тем более в России, где система образования в последнюю треть XX века была на несколько голов выше, чем в других странах. И, не в последнюю очередь, благодаря принуждению. Сегодня часто можно услышать о свободном освоении знаний ребенком. Мол, дети должны сами заниматься тем, что им интересно. Но эта тенденция привела к резкому ухудшению образования на Западе.

Черта с два ребенок сам будет что-то учить! Академик Борис Раушенбах считал, что это верно лишь «в какой-то очень малой мере, но в основном – глупость. Детей, конечно, надо «натаскивать»; кто же из них, к примеру, будет по своей воле учить таблицу умножения? Ребенку это в голову не придет!»

Не могу не коснуться вопроса о телевидении. Сегодня родители, чтобы прокормить ребенка, работают допоздна. Дети же, придя домой, включают телевизор, являющий собой пример безвкусицы, бескультурья и невежества. Убежден: государство обязано организовать и профинансировать телеканал «Образование», который мог бы покончить в России с интеллектуальной деградацией, грядущей неграмотностью. К тому же, это даст рабочие места тысячам учителей. И, главное, технологиям лжи мы сможем противопоставить технологию правды и знаний.

И последнее. Зададим себе главный вопрос: является ли существующая у нас система образования и воспитания адекватным инструментом интеграции человека в культуру? Дает ли она ощущение причастности к духовным богатствам, созданным предшествующими поколениями? Способствует ли она развитию нашей самобытности? Служит ли фактом стабилизации российского общества, развитием гражданственности и самосознания людей? Любой непредвзятый человек скажет: «Нет». А ведь вопрос развития образования и культуры – это стратегический вопрос!

__________________

* Организаторы конференции: Всероссийский фонд образования, общественное движение «Образование для всех», Благотворительный резервный фонд

 

Образовательная политика: требуется новый курс!

Резолюция Всероссийской педагогической конференции
«Реформа образования: мифы и реальность»
(Извлечения)

Мы, участники Всероссийской педагогической конференции крайне обеспокоены ситуацией в российском образовании, итогами «реформирования» этой сферы и политикой федеральной власти, особенно в последние три года.

<…>

В сложившейся критической ситуации мы обращаемся к органам федеральной власти и образовательному сообществу со следующими предложениями:

К образовательному сообществу, ко всем педагогическим, родительским, студенческим, молодежным, женским и другим общественным и некоммерческим организациям:

– потребовать от депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации, независимо от их партийной и фракционной принадлежности, отчета о работе в интересах образования и о результатах голосований по ключевым законопроектам в этой области;

– отказать в поддержке на предстоящих парламентских выборах всем парламентским партиям, не представившим отчет;

– инициировать дискуссии в электронных и печатных средствах массовой информации по ключевым проблемам образования с участием представителей политических партий, с одной стороны, и образовательного сообщества – с другой.

<…>

К Президенту Российской Федерации:

– реформировать систему управления образованием на федеральном уровне. В частности, разделить существующее Министерство образования и науки на Министерство народного просвещения и Министерство науки и инноваций РФ;

– назначать руководителей федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами образования на конкурсной основе, проводя предварительные консультации с профильными Комитетами Государственной думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, РАН и РАО, а также с ведущими общественными объединениями, представляющими образовательное сообщество (профсоюз работников образования и науки, Российский Союз ректоров, Союз директоров средних специальных учреждений, Союз директоров школ России и др.). Рекомендовать аналогичную систему руководителям российских регионов;

– разработать и утвердить законом национальную доктрину образования, ориентированную на решения стратегических проблем и рассчитанную на 10–15 лет, а также программу действий по ее реализации.

К правительству Российской Федерации:

– внести изменения в федеральный бюджет на 2008–2010 гг., обеспечивающие:

  •  рост расходов по разделу «Образование» не менее чем в 2,5 раза в течение трех лет. Это покроет минимальные потребности отрасли;

  • увеличение заработной платы педагогических работников не менее чем в полтора раза ежегодно;

  • введение здоровьесберегающих технологий на всех уровнях образования – от детского сада до вуза;

  • восстановление индустрии образования и обеспечение образовательных учреждений всеми современными учебными и техническими вспомогательными средствами;

  • бесплатное горячее питание, как минимум, для всех детей в начальной школе и для детей из семей с низкими и средними доходами в основной, полной средней школе, системе начального и среднего профессионального образования.

К депутатам Государственной думы и членам Совета Федерации Федерального Собрания РФ:

Незамедлительно отменить Федеральные законы:

– № 122 от 22.08.2004 («о монетизации») – в части, касающейся образовательного законодательства, и тем самым восстановить упраздненные этим законом права образовательных учреждений в экономической и других областях, налоговые льготы, запрет на сокращение бюджетных учебных мест для студентов и т.п.;

– № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», предусматривающий постепенную фактическую приватизацию системы образования;

– № 17-ФЗ (о ЕГЭ).

Отказаться от принятия законопроектов:

– о двухуровневой системе высшего образования, который приведет к понижению его качества и к сокращению сроков вузовского обучения на один год для большинства студентов;

– о новой структуре государственного образовательного стандарта, который угрожает разрушить единое образовательное пространство страны и резко понизить качество школьного образования.

Незамедлительно принять законы:

– об общественно-государственном характере управления образованием;

– о статусе педагогического работника;

– о добровольности единого государственного экзамена и исключении из сферы его действия истории, литературы и обществознания;

– о дополнительном образовании;

– об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья. 

К политическим партиям:

– в канун парламентских выборов в развернутом виде выразить свое отношение к курсу образовательной политики, проводившемуся в стране в последние годы, и поддержать требования образовательного сообщества, выдвигаемые в данной резолюции;

– при наличии фракции в Парламенте предъявить обществу результаты голосований по ключевым законам и инициативам ведущих образовательных организаций;

– провести в прямом эфире государственных теле- и радиоканалов публичные дебаты по вопросам образовательной политики.

<…>

Мы обращаемся к гражданскому обществу, к научным и образовательным общественным и некоммерческим организациям, ко всем, кого волнует будущее страны, со следующим предложением: не позднее мая 2008 г. созвать чрезвычайный съезд российского образовательного сообщества и определить на нем стратегические пути научно-образовательного прорыва, способного обеспечить переход нашей страны к обществу знаний и ее достойное место в мире.

 

Рейтинг@Mail.ru