Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/2007

НАУКА УПРАВЛЯТЬ

Молодой педагог

Супервизия для начинающих

Будущий педагог получил диплом о высшем образовании, решил устроиться (о чудо!) на работу в школу, начал посвящать свое время и передавать приобретенные знания детям… Но помимо его первых шагов как учителя, для него чрезвычайно актуальны вопросы адаптации в образовательном учреждении и в педагогическом коллективе. Без этого молодому специалисту будет нелегко применить на практике те умения и навыки, которыми он владеет. А ведь от характера вступления в профессию зависит благополучие нескольких поколений учеников.

Руководство профессиональным ростом, формированием личной индивидуальности начинающего педагога имеет огромное значение для любого педагогического коллектива. Молодому специалисту важно почувствовать поддержку более опытных коллег, их расположение к нему и возможность при необходимости попросить совета. Ведь вопросов перед начинающим учителем стоят сотни:

1. Как разобраться в круговороте обязанностей и дел, мероприятий и контактов?

2. Что значит «поставить» себя?

3. Как добиться налаживания контакта с детьми?

4. Как завоевать авторитет?

5. Когда успевать заполнять документацию?

6. Где найти ответы на вопросы, о которых в институте не рассказывали?

7. Как держать дистанцию со старшеклассниками и выпускниками? Я ведь совсем ненамного их старше… etc.

Зачастую молодые специалисты, оказавшиеся один на один со своими вопросами и проблемами, совершают ошибку, используя дистанцию в общении с учителями, давно работающими в школе. Таким образом они полагают, что это помогает им утвердиться в качестве педагога. Но в большинстве случаев это ведет к педагогическим неудачам, к формализации системы социально-психологического взаимодействия. Из-за отсутствия опыта, случается, используются и другие неадекватные формы общения: общение-устрашение, общение-заигрывание.

Обретение педагогом собственного стиля взаимодействия с детьми и коллегами – процесс сложный и долгосрочный, тесно связанный с формированием творческой, педагогической индивидуальности и личностным саморазвитием в целом. Все это нужно увидеть, ненавязчиво подкорректировать, сгладить, научить, подсказать.

В качестве успешно найденной формы работы с новыми сотрудниками приведу в пример созданное по поручению Департамента образования Москвы подразделение Московского городского психолого-педагогического университета – Центр учебно-методического сопровождения молодых специалистов (приказ № 183 пункт 1.7 от 15.04.04), который помогает начинающим педагогам-психологам.

Программа стажировки на три года (пока выпускник имеет статус молодого специалиста) включает здесь следующие основные формы:

– наблюдение молодого специалиста за деятельностью опытного наставника и обсуждение с ним увиденного;

– самостоятельная работа молодого специалиста под наблюдением наставника и анализ процесса и результатов, т.е. супервизия.

Также начинающий педагог имеет возможность посещать специальные (проблемные) курсы, например: семейное консультирование, углубленная психологическая диагностика, нейропсихология, работа с особыми категориями детей, проявляющими девиантность, одаренность, с ослабленным здоровьем, испытавшими насилие, сиротами, эмигрантами и т. д.

Такая организация предполагает обучение тонкостям профессиональных подходов в индивидуальном режиме. Молодые специалисты получают методическую помощь, поддержку от опытных профессионалов, что помогает им выработать адекватное самовосприятие и оценивание себя и своих возможностей в сфере профессиональной деятельности; определить собственные сильные и слабые стороны и развитие умения эффективно использовать личностные и профессиональные ресурсы.

В немалой степени способствуют адаптации молодого специалиста в коллективе и различные конкурсы профессионального мастерства. Участие в такого рода акциях стимулирует начинающих учителей не только в профессиональном, но и в личностном росте, способствует повышению квалификационного уровня и наиболее полной реализации творческого потенциала.

Практика показывает: поддержку творческих начинаний молодого педагога обязательно нужно сочетать с требовательным и вдумчивым анализом его ошибок. Это позволит избежать как чрезмерного захваливания, так и критики. Ведь в первом случае специалист может перестать критически оценивать свои действия и остановиться в развитии, а во втором – резко снижается его профессиональный тонус.

Важно дать начинающему учителю время для личной адаптации в школе, знакомства и установления контактов с детьми и взрослыми, познакомить с внутренней системой работы и спецификой данного учреждения.

Когда с детьми начинает заниматься молодой педагог, реакция у них может быть различной: кто-то с интересом бежит знакомиться, кто-то смотрит на него с опаской. Более опытные учителя вправе посоветовать коллеге не торопить события, не забрасывать ребенка вопросами и анкетами, а начать знакомство с рассказа о себе и своей профессии.

Актуальным является и решение проблем материально-технического оснащения работы молодого специалиста. К примеру, начинающие педагоги-психологи зачастую не имеют в школе даже маленького кабинета, что отрицательно сказывается на эффективности работы.

Руководители ОУ порой забывают и о том, что вчерашние выпускники вузов особенно успешно работают с новыми мультимедийными средствами обучения, воспитания и развития, что повышает не только результативность их деятельности, но и личную заинтересованность.

Попробуем сформулировать те позиции, по которым у молодых учителей, начавших работу в школе, чаще всего возникают затруднения. Это такие вопросы, как:

1. Определение приоритетного направления деятельности, цели и содержание самообразовательной работы по совершенствованию профессиональных знаний и умений.

2. Заполнение различного рода документации.

3. Решение нестандартных педагогических задач, которые всегда встречаются в реальной школьной жизни.

4. Построение системы взаимоотношений с коллегами, учащимися, родителями.

В этих случаях исключительно важна поддержка со стороны администрации ОУ и членов методического объединения. И здесь необходимо помнить об индивидуальных формах методической помощи. Каждый молодой специалист, приступивший к работе в школе, должен быть уверен в том, что он не один. Осознание того, что рядом с ним есть опытные наставники и методисты, не стремящиеся «потопить» его, а, напротив, протянувшие руку помощи, понимание того, что его профессия востребована и полученные им знания о педагогических методах и технологиях значимы, помогут начинающему учителю стать настоящим профессионалом. Таким, к которому стремятся дети, и гордится школа.

Юлия БОЛМОСОВА,
педагог-психолог
Санаторного детского дома № 23,
методист-психолог
ЦППРиК «Благо»,
г. Москва
Рейтинг@Mail.ru