Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №24/2007

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

Кочевые школы

Никаких развлечений, кроме северного сияния

Новый проект ЮНЕСКО – обучение в тундре

Ученые утверждают, что когда-то все народы Земли были кочевниками. Лишь 10 тысяч лет назад обитатели планеты изменили свой образ жизни: они стали строить постоянные дома и передавать от деда к внуку возделанную землю.

Сто оттенков снега

Культура архаических кочевых цивилизаций не исчезла бесследно: ее следы обнаруживаются в образе жизни, языке и обычаях американских эскимосов и инуитов, финских, шведских и норвежских саамов, эвенов, эвенков, долган и чукчей, проживающих на территории Республики Саха (Якутия).

Достаточно отъехать две сотни километров от Якутска, чтобы попасть в необыкновенный мир, – тот мир, каким он был 10 тысяч лет назад. В языках народов Севера осталось множество слов для обозначения оттенков снега. Даже время современные кочевники тундры исчисляют иначе. У якутских эвенов шесть времен года, в которых 12 хозяйственных периодов, новый год начинается с июня. Фазы Луны носят названия частей человеческого тела.

Жизнь кочевников тундры связана с оленями. Эти животные дают им все – пищу и питье, одежду и лекарства.

Даже ритуал забивания оленя для эвенов имеет много названий: дебэдиит (для повседневной еды), тимди (для дорогого гостя), иси (в случае рождения ребенка), хилкати (на свадьбе, родителями невесты), тин (родителями жениха), иргилди (на похоронах). Если же одновременно, в соответствии с обычаем, забивают трех оленей, – это называется бусэк.

Знания об оленях передаются от отца к сыну.

Фото Е. Арбугаева

Первый урок

«Я в 13 лет стал охотником и оленеводом», – рассказывает глава общины «Улахан-Кюель» Вадим Адросов.

Одиннадцатиклассник Александр Горячкин влюблен в свою будущую профессию. «Многие думают, что уход за оленями не требуется: они сами себе добывают корм, бродят стадами в тайге, – объясняет он. – Но день оленевода-пастуха расписан по минутам с раннего утра до позднего вечера. И так целый день и год».

«Буквально каждый час оленевод должен находиться рядом со своим стадом, – говорит одна из старейших оленеводов Республики Саха, вице-президент Ассоциации оленеводов мира Мария Погодаева. – Единственный корм оленя в зимний период – лишайник, ягель, кладония альпийская, съедобный слой у которых очень маленький. Олень должен откусывать не более 5 мм. Если он возьмет больше, ягель восстановится только через 20 лет. В стадах от 300 до 5000 животных – такая масса может перетоптать ягель. Поэтому стадо надо постоянно перегонять с одного пастбища на другое. Летом на одном месте можно находиться не более пяти дней. Зимой – месяц. В тундре существует много древних маршрутов, сохраняющихся тысячелетиями, они передаются от отца к сыну».

…Понятие «родовых оленей», «родового стада» для малых народов Севера так же важно, как понятие рода. Для кочевников Заполярья люди и животные, живые и мертвые, предки и потомки, одушевленная и неодушевленная природа связаны между собой.

«Урок воспитания в духе предков» в школе «Нутендли» Нижнеколымского улуса ведет учительница Валерия Кемлиль

В других странах оленеводство – частное. Современные норвежские саамы, как и 10 тысяч лет назад, кочуют по тундре со своим родовым стадом. Советская власть в Республике Якутия когда-то национализировала оленей. Сегодня трудящимся уже разрешено иметь этих животных в частной собственности. Но оленеводством в Якутиии по-прежнему занимаются государственные унитарные предприятия – ГУПы.

«В поселке Тополиное Томпонского улуса находится наше родовое стадо, – рассказывает оленевод Мария Погодаева. – Им теперь занимаются мои внуки, а скоро будут заниматься и правнуки. Мы подсчитали: если бы в 1928 году у оленеводов не национализировали 96 тысяч оленей, сегодня их у каждого из нас было бы уже по 300 – достаточно для достойной жизни».

На протяжении десятилетий кочевники вынуждены были пасти национализированные стада. Поэтому оленеводы бросали родные места, уезжали искать счастья в крупные поселки, в Якутск.

Но представители древней цивилизации не умели приспособиться к городской жизни…

Методика

В кочевых школах делается упор на изучение профессий через вовлечение в совместную образовательную деятельность. Блок дополнительного образования становится ядром базового (академического) и интегрирует вокруг себя основные учебные предметы. Вот как организовано обучение в кочевой школе поселка Табалах:

Ноябрь–март

Стационарный (контрольно-обучающий) блок

Дети собираются в Табалахе, обучаются в стационаре, отчитываются за кочевой блок, корректируют индивидуальные программы и дорабатывают свои исследовательские проекты. Родители обучаются, готовясь стать тьюторами своих детей

Март– ноябрь

Кочевой блок

Дети с родителями выезжают в стадо. Обучение идет по индивидуальным образовательным траекториям. Возможен краткосрочный выезд учителей, которые обучают и контролируют выполнение самостоятельных заданий

«Мы с мамой и папой жили в тундре…»

В других северных странах (например, в Норвегии) родители не берут с собой на кочевье маленьких детей. Их оставляют в поселках. Но Норвегия – маленькая страна, где нет вечной мерзлоты. Дороги там, по словам жителей Якутии, «как зеркало». Ездить по ним легко и приятно.

А в Республике Саха одна только территория Ламынхинского наслега на северо-востоке от Якутска раскинулась более чем на 4000 кв. км. И дорогу от одного оленьего маршрута до другого невозможно найти без каюра-проводника.

Поэтому якутские родители-оленеводы делают все возможное, чтобы забрать детей с собой. Если олени – не родные, пусть хоть рядом будут собственные дети.

«В поселке я никогда не жила, потому что все время находилась с мамой и папой в тундре, – рассказывает восьмилетняя Сардана Слепцова. – Мой брат Дима часто уходил дежурить в стадо с папой. А мы с мамой их ждали».

«Я жил в стаде с мамой и папой, Сарданой, Ромой и Эдиком, – объясняет ее маленький брат Дима».

Раньше для местных администраций было сущим наказанием собирать по тундре кочевых детей, чтобы отвезти их в интернат.

«Для этого нужен, по меньшей мере, вертолет, – объясняют специалисты. – А где его взять? Оленеводство в Якутии – затратная область. Оно важно только для сохранения уклада коренных малочисленных народов Севера».

…Попав в поселок, вырванные из родной среды, разлученные с родителями, дети чувствовали себя чужими.

«Заниженная самооценка, отсутствие мотивации», – такую характеристику нередко давали учителя маленьким кочевникам.

В интернатах дети, внуки и правнуки оленеводов могли убедиться: образ жизни их семьи не пользуется надлежащим уважением.

«Нередко педагоги стремятся перевоспитать их так, чтобы они вписывались в уклад жизни «нормальной» школы. Такая «социализация», на наш взгляд, еще больше способствует маргинализации детей», – говорит Наталья Ситникова, начальник Управления общего образования Министерства образования Республики Саха (Якутия).

Мнение

«Мои сыновья любят оленей, умеют охотиться, хорошо управляют лодочным мотором, снегоходом «Буран», умеют пользоваться бензопилой и другими инструментами. Этому обучают в кочевой школе. И правильно делают: пусть наши дети учатся всему с малых лет, учатся тому, что умели и знали таежники. А то, когда вырастут, они не смогут нас понять, уедут и забудут, кто они есть. И тогда наш народ так и исчезнет. Я хочу, чтобы мои дети получили достойное образование и жили лучше нас. Но не там, где цивилизация. Пусть там они получат только профессиональное образование, и, возвратясь в родные края, будут поднимать уровень благосостояния, не разрушая наш уклад.

С. Григорьева, член родовой общины «Нэкэ»

Новые веяния

2 ноября 2001 г. на XXXI сессии Генеральной Конференции ЮНЕСКО была принята «Всеобщая Декларация ЮНЕСКО о культурном многообразии». «Для человеческого рода оно так же необходимо, – говорится в ней, – как и биологическое многообразие в ходе жизни».

В конце 2005 г. специальный фонд ЮНЕСКО «Поддержка образования для всех» поддержал инициативу о реализации в 2006–2007 гг. проекта «Обеспечение грамотности школьников из числа коренных малочисленных народов через повышение потенциала системы общинного образования кочующих северных народов в Республике Саха (Якутия)».

Проект был разработан специалистами Бюро ЮНЕСКО в Москве при содействии Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО.

Но еще раньше, участвуя в федеральном эксперименте по реструктуризации сельских школ, в республике задумались о необходимости поддержать малые народы Севера и дать достойное образование детям, где бы они ни жили.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2005 г. № 228 была принята Концепция системы кочевых образовательных учреждений.

Осенью 2005 г. на Всероссийском семинаре Института развития образования ГУ-ВШЭ, проходившем в Ясной Поляне, журналисты и руководители образования разных российских регионов впервые услышали о проекте создания кочевых школ. Многим он показался почти сказочным.

Прошло всего два года, а на международной конференции ЮНЕСКО по проекту, состоявшейся в Якутске осенью 2007 г., всем желающим показали настоящие кочевые школы, оборудованные самой современной техникой: снегоходами «Буран», тепловыми генераторами, радиостанциями и портативными рациями, цветными телевизорами, компьютерной техникой, копирами, принтерами, сканерами, цифровой техникой, видеоприставками и видеокамерами. Разработаны учебники на языках коренных малочисленных народов Севера. Реализуются программа по социализации детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни и программа «Северное сияние», которая знакомит детей с культурой кочевых народов Севера.

Сегодня в республике уже действуют девять кочевых школ.

Что такое кочевая школа?

Хочется представить себе школу, которая кочует по тундре, переезжая от одного оленьего стада к другому. В официальных документах некоторых якутских предприятий (как, например, в ГУП «Себян», где трудятся 11 оленеводческих бригад) так и говорится: кочевая школа действует в трех стадах – под номерами 1, 10 и 12.

В действительности, кочевыми школами сегодня называются стационарные малокомплектные ОУ, расположенные в тундре вблизи от традиционных оленеводческих маршрутов.

Выглядят они как стандартные деревянные дома. Такими были выстроены здания двух МОУ Алданского района: школ «Угут» и «Амма». Обе имеют название «Основная общеобразовательная малокомплектная (кочевая) школа». В каждой – по два учебных класса и общая комната. Оборудование: по одному компьютеру, ноутбуку, телевизору, видеомагнитофону. Кадры: шесть педагогов высокой категории, из которых пятеро имеют высшее педагогическое образование, один – среднее специальное.

Школа «Угут» удалена от базового села Хатыстыр на 90 км, а школа «Амма» – на 210 км. Связь с базовой школой – по рации. При желании до нее можно доехать по автомобильной трассе. Река Алдан связывает школу «Амма» с ближайшим поселком Верхняя Амга: в зимнее время до поселка можно добраться по берегу реки на автомобиле или снегоходе «Буран», а летом – на моторной лодке.

Улахан-Кюельская кочевая школа, открывшаяся в 1995 г. на территории родовой общины «Улахан-Кюель» (что в переводе с якутского означает «Большое озеро»), находится еще дальше – в 250 километрах от центра улуса.

«Я с четвертого класса учусь в кочевой школе, – рассказывает Коля Тарасов. – Мне здесь нравится. В свободное время мы рыбачим, охотимся на зайцев, колем дрова, таскаем воду, смотрим DVD. Здесь я научился ездить верхом на олене, кормить скот, свиней».

Урок по курсу «Культура» в кочевой школе Алданского района

«Мне нравится моя школа. Здесь я рыбачу, хожу каждый день на охоту, – говорит будущий оленевод, 11-классник Саша Горячкин. – Я окончил 9 классов в кочевой школе «Угут» и сегодня продолжаю учиться здесь, занимаюсь самостоятельно под руководством учителей, получаю среднее образование».

«Я люблю свою работу, – признается молодая учительница кочевой школы «Нутендли» Валерия Кемлиль. – Я с детства жила в этих краях и очень привязана к ним. Поэтому, когда я заканчивала колледж, для меня не стоял вопрос, куда я поеду работать. Мне очень интересно заниматься с детьми, наблюдать за их развитием и жизнью. Ведь каждый из них должен стать полноценной личностью, и мы обязаны им в этом помочь».

Сегодня в каждом классе кочевой школы «Угут» по одному ученику, только в девятом – двое. В школе «Улахан-кюель» – несколько детей в детском саду, начальной школе и 5–6-х классах. В школе «Амма» два ученика в подготовительном классе, по одному – в четвертом и пятом классе, по несколько человек в старших классах.

Каждая из этих школ – культурный оазис в тундре.

Тут дети могут познакомиться с материалами по истории и культуре народов зарубежного Заполярья – американских эскимосов и инуитов, финских, шведских и норвежских саамов (курс «Культура»).

Здесь применяется методика интегрированного преподавания естественно-математических предметов: в этом случае высвобождаются часы, которые учитель может использовать по своему усмотрению: на психологию, ОБЖ, духовную культуру.

«Одна из наших основных целей – научить детей самостоятельно овладевать знаниями: в том числе в общении со взрослыми, из чтения художественной литературы», – говорит педагог кочевой школы «Улахан-Кюель» Диана Турпиева.

Ученики Улахан-Кюельской школы со своим педагогом Дианой Турпиевой

Двое выпускников поступили на заочное отделение филфака Якутского государственного университета, одна выпускница – в пединститут ЯГУ на факультет социальной педагогики, трое закончили медучилище, другие учатся в лицеях и политехникуме.

Методика

Программа Дианы Турпиевой «Уроки предков»

Рассчитана на 5 лет. Разделы:
1. Жизнь предков, их традиции и обычаи (34 ч.).
2. Оленеводство (34 ч.).
3. Охота и рыболовство (68 ч.).
4. Игры и игрушки северных народов (34 ч.).
Основной принцип опыта: ребенок – чудо природы. Не вреди природе.
Главный принцип: ребенок – загадка. Отгадай и помоги осуществиться.

«В маленькой школе – индивидуальное обучение. И у этих детей сильно развиты навыки самоучения, – объясняет Наталья Ситникова. – В стаде у них нет других развлечений, кроме оленей и северного сияния. Вот им и интересно прийти в стационарную школу, войти в Интернет, пообщаться с учителем… Немало серебряных и даже золотых медалистов закончили кочевые школы. Но это – не критерий. Мне импонирует точка зрения директора оленеводческого предприятия, который сказал: самое хорошее образование вы дадите, если подготовите хотя бы двоих-троих оленеводов, которые останутся в районе».

Не для школы, а для жизни учимся…

Кочевая школа не кочует. Однако структура ее учебного года должна соответствовать годовому жизненному циклу оленьего стада.

Так, в школе «Улахан Кюель» учебный год начинается с 1 августа. Первая четверть длится по 30 сентября, вторая – с 9 октября по 30 ноября, третья – с 1 февраля по 31 марта, четвертая – с 10 апреля по 14 июня. Все остальное время ребята проводят с родителями в тундре, обучаясь азам будущего ремесла. Сегодня для этих детей, движущихся по древним путям предков-оленеводов, разрабатываются современные индивидуальные образовательные маршруты. В республике начинается специальная подготовка родителей-тьюторов. Они должны стать наставниками для своих детей не только в оленеводстве, но и в школьной программе.

«В Норвегии родителям-оленеводам дают специальные навыки, чтобы они могли сами в свободное время обучать своих детей, – рассказывает Наталья Ситникова. – Там оленеводство относится не к министерству сельского хозяйства, а к министерству образования и культуры. Учиться можно короткими сессиями, по три–пять дней, во время приездов в город. Если родители проучились таким образом три года, они получают сертификат на право обучения своих детей. И получают за свое преподавание заработную плату!.. Для нас это еще вопрос ближайших двух–трех лет и усиленной работы».

И хотя в Якутии признают, что до норвежцев им пока далеко, все большую роль в работе кочевых школ начинают играть дистанционные технологии обучения.

«Раньше мы учились при свечах и керосиновых лампах, нынче – при электрическом свете, – говорит Диана Турпиева. – Раньше возили лед и каменный уголь на санях, а сейчас на снегоходе «Буран». Благодаря программе ЮНЕСКО мы получили возможность через Интернет связываться со всем миром.»

Недавно ЮНЕСКО поддержал новый проект сетевой школы, которая будет действовать на огромной территории, охватывающей 14 оленеводческих бригад и 48 детей. Учебный план этого ОУ построен так, что ученики смогут кочевать вместе с родителями не менее полугода.

«Обучение детей у оленеводов базируется на устной технологии, – поясняет оленевод Мария Погодаева. – Они должны уметь шить, делать инвентарь без гвоздей. Гвоздь неправильно забит – нарта разваливается. А где найдешь в тундре гвозди?»

Впрочем, сегодня ученые Республики Саха стремятся вложить в учебники житейскую мудрость многих поколений, называя ее «системой воспитательной работы на основе этнопедагогики народов Севера».

Уже создана «Программа обучения и воспитания детей в духе предков» (Р.С. Никитина и А.В. Кривошапкин для 1–4-х классов), учебник «Хопкил бинитэн» («Уроки предков», Р.С. Никитина, СПб., 2000), «Таежная азбука» (Р.С. Никитина СПб. 2004), которая учит малышей выживать в экстремальных условиях Севера.

Первые авторские программы создавались на основе личного опыта, изучения духовных традиций своего народа, опыта общения со старшими по общине.

«Когда 13 лет назад я пришла в школу, меня попросили сделать программу «Уроки предков», – рассказывает 47-летняя учительница Диана Турпиева. – Тогда я придумала и разработала ее сама. Уроки предков – это уроки нравственности и выживания. В тундре зимой бывает тяжко: туманы, пурга. Учителя должны объяснить детям, какие правила соблюдать, чтобы не заблудиться. Например, если туман покроет землю, надо немедленно остановиться и определить направление ветра. В тундре нет деревьев, и потому летом для костра собирают карликовые деревца. Задача учителя – научить детей, как их правильно собирать».

Урок в кочевой школе «Кёнэлэкэн» Оленекского эвенкийского национального района

22 километра пешком…

«Иногда меня спрашивают: смогут ли когда-нибудь ученики брать с собой в стадо ноутбуки и учиться в тундре дистанционно? – размышляет Наталья Ситникова. – Сегодня даже в богатой Норвегии каждому оленеводу не под силу подключить себе Интернет. А мы, частично в рамках национального проекта, смогли установить в маленькой кочевой школе на 10 человек спутниковую антенну. В некоторых оленеводческих бригадах уже есть спутниковые телефоны с выходом в Интернет. Это очень важная вещь. Теперь наша государственная задача – перевести затраты на спутниковую связь в нормативы финансирования для малокомплектных кочевых школ».

…Организация кочевых школ – не прихоть одной республики. Эта форма обучения вызывает интерес во всем мире. Отклики на отчет из Якутии, размещенный на сайте штаб квартиры ЮНЕСКО, появились во Франции, где статья была напечатана в детской газете «Le Petit Quotidien». Немедленно отозвались бельгийские студенты, которые тоже хотят разработать подобный проект. Пришло письмо из Сирии, от студентов университета Indiana University Bloomington, изучающих кочевые общины и образовательный сервис. В октябре 2007 г. для ознакомления с работой Института национальных школ Республики Саха (Якутия) и жизнью кочевых школ здесь побывала Кристина Нуштат, ректор Саамского колледжа (Котокейно, Норвегия).

Но самое главное – в развитии кочевых школ заинтересованы педагоги. На конференцию ЮНЕСКО «Обеспечение грамотности школьников из числа коренных малочисленных народов…», состоявшуюся в Якутске, одна учительница вынуждена была прийти пешком.

Дело в том, что в ноябре 2007 года стояла аномально теплая осень. Река Алдан еще не замерзла: добраться до населенного пункта по льду было невозможно. Пожилая женщина и ее 12-летний внук прошли 22 километра.

С собой они принесли компьютер…

Светлана КИРИЛЛОВА
Рейтинг@Mail.ru