Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №24/2007

ТЕМА НОМЕРА

Альтернативное оценивание

Как развивался эксперимент в нашей школе

Чтобы организовать работу по эксперименту, недостаточно иметь программу преобразований, даже очень хорошую. Поэтому администрация разработала схему управления экспериментальной деятельностью по годам. О ней рассказывает директор гимназии Елена Юрьевна БОБРОВА.

Пять лет назад наступил первый, стартовый год работы по эксперименту. На начальном этапе осваивали альтернативную систему оценивания, внедряемую учителями 1-х классов и одного 2-го, а также педагогами физкультуры и художественно-эстетического цикла (музыки, ИЗО, хореографии). Всего в творческую группу вошло 15 человек. С ними администрация заключила договор, который регламентировал деятельность по альтернативной системе оценивания. Каждый учитель получил свое исследовательское задание. В это время в школе было создано «Положение о педагоге-исследователе». Так постепенно начала складываться нормативно-правовая база, позволяющая успешно вести экспериментальную работу.

К концу первого года каждый ученик, участник эксперимента, предъявлял свой «портфель достижений». Дети могли рассказать о своих успехах. Они знали зону своей неуспешности, то, над чем нужно работать в дальнейшем.

Результатом стали педагогические мастерские учителей- экспериментаторов для коллег из других школ. В процесс активного развития включилась администрация учреждения, что позволило всей команде аттестоваться на высшую квалификационную категорию.

Начиная со второго года эксперимента, в учебный план нашей школы были введены элективные курсы, которые по своей сути безотметочны. Занятия на элективах требуют от учащихся формирования оценочных умений: самоопределения, самоконтроля, самооценки. Поэтому к экспериментальной деятельности подключилась вторая творческая группа учителей. Тогда же создается «Положение о творческой группе педагогов», руководитель школы заключает с каждой из них договор о правах и обязанностях.

Третья творческая группа учителей работала по теме «Коммуникативные функции урока», так как предыдущий год показал, что оценочная самостоятельность невозможна без доверительных, открытых взаимоотношений «ученик–учитель».

К учащимся 1-х и 2-х классов добавились ребята 3-х и 9-х. Всего 12 классов из 35-ти включились в эксперимент по изменению технологии оценивания.

В этот период в школе работал постоянно действующий методический семинар по освоению способов организации учебной деятельности учащихся.

На данном этапе наш педагогический коллектив продемонстрировал предварительные итоги нововведения на Региональном образовательном форуме и стал его призером.

Третий год эксперимента. В работу включились учителя 4-х и 5-х классов, а также те, кто преподает вновь разработанные элективные курсы. Всего 2/3 педагогического коллектива и 15 классов учащихся стали участниками процесса изменения системы оценивания. Учителя повышали свою квалификацию, осваивая информационно-коммуникационные технологии. Результаты этого этапа очень значимы для нас, в частности, аттестация 17-ти учителей на первую и высшую категории; победа на Региональном образовательном форуме, проведение мастер-класса и педагогических мастерских по теме эксперимента; издание методического сборника «Альтернативные способы оценивания», написанного сотрудниками Костромского областного института повышения квалификации работников образования и нашими учителями, и др.

По итогам анкетирования этого года 90 процентов родителей поддержали альтернативные способы оценивания.

Прошлый учебный год включил в эксперимент творческую группу классных руководителей и учащихся 6–8-х классов. Учителя на методическом семинаре продолжили освоение методов проектирования, создали качественно новое учебно-тематическое планирование, готовясь к работе в гимназических классах. Школа стала лауреатом городского образовательного форума. Создана методическая копилка: видеотека фрагментов уроков с использованием альтернативных способов оценивания, обучающие диски «Использование альтернативных способов оценивания на уроках в начальной школе», «Банк документации» (варианты разработанных учителями индивидуальных и общих оценочных листов, таблиц, карточек), подготовлен к изданию научно-методический сборник «Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников», издан «Вкладыш в дневник учащихся».

Нынешний год – время подведения итогов, завершающий этап эксперимента. Нам предстоит проанализировать результаты деятельности по изменению технологии оценивания. Но уже сейчас бесспорно одно: нетрадиционные методы оценивания приобретают особую значимость для формирования умения самооценки и являются стимулом развития учащихся, а работа по введению альтернативной системы оценивания позволяет вывести на новый качественный уровень деятельность всего педагогического коллектива.

Рейтинг@Mail.ru