Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №2/2008

ТЕМА НОМЕРА: ЗАМЕСТИТЕЛЮ ДИРЕКТОРА ПО ВР.
СЦЕНАРИИ МЕРОПРИЯТИЙ

ГОУ СОШ № 318
с углубленным изучением итальянского языка
(г. Санкт-Петербург)

«Мой милый, если б не было войны…»

Литературно-музыкальная композиция
Авторы сценария: Ирина Кахиани, директор,
Марина Кособок и Наталья Лисицына,
учителя-словесники

Оформление помещения: на доске написано – «Никто не забыт, и ничто не забыто», даты 1941–1945, на окнах черные шторы, к ним приколоты нарисованные или живые красные гвоздики, либо изображение силуэтов юноши и девушки, держащих в руках земной шар, на крышке пианино пилотка и медицинская сумка, гвоздики.

Оснащение: магнитофон, мультимедийное оборудование, компьютер, проектор, экран, фортепиано, гитара.

(Звучит фонограмма танго «Брызги шампанского». Танцуют пары, одетые по довоенной моде. Музыка прерывается, пары замирают.)

Девушка 1: Сегодня мы поговорим о войне. Мы знаем, что война – это мужество, это подвиг солдат, много сказано было об этом. Но сейчас мы хотим говорить о любви, которой нет помех и которая жива всегда.

Юноша:

Без любви
Солнце не царит на небосводе,
Ветер не веет, лес не трепещет
Радостно…
Без любви не существует
Ни красоты,
Ни бессмертия не существует без любви…

Девушка 2: Люди хотят мира, хотят любить и надеяться, быть счастливыми. Но в их жизнь во все времена вмешивалась война.

Юноша: Это моя жизнь, мое счастье! И нет и не может быть на свете силы, способной отнять у меня эту землю, это солнце!

Девушка 1: Но такая сила есть и всегда была. Эта сила – война.

Девушка 2: Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?

(Звучит фонограмма «История любви».)

Девушка:

По главной сути
Жизнь проста:
Ее уста…
Его уста…
Она проста
По доброй сути,
Пусть только грудь
Прильнет к груди.
Весь смысл ее
И мудр, и прост,
Как стебелька
Весенний рост.
А кровь солдат?
А боль солдатки?
А стронций
В куще облаков?
То все ошибки,
Все накладки
И заблуждения
Веков.
А жизни суть
Она проста:
Ее уста…
Его уста.

Девушка 1: Любовь – это символ жизни. А война, противная человеческой природе, ежедневно, ежечасно и ежеминутно эту жизнь убивает.

Как правая и левая рука –
Твоя душа моей душе близка.
Мы смежены, блаженно и тепло,
Как правое и левое крыло.
Но вихрь встает – и бездна пролегла
От правого до левого крыла!

Юноша: Неразборчивый, всепоглощающий огонь войны сжирает судьбы людей, разлучает любящих и любимых. Сегодня мы хотим послушать их голоса.

(Звучит вальс (на фортепиано). Появляются юноша и девушка, берутся за руки.)

Юноша:

Мы с тобой простились на перроне.
Я уехал в дальние края.
У меня в «смертельном медальоне»
Значится фамилия твоя.

Если что-нибудь со мной случится,
Если смерть в бою разлучит нас,
Телеграмма полетит, как птица,
Нет, быстрей во много тысяч раз.

Но не верь ты этому известью,
Не печалься, даром слез не трать:
Мы с тобой не можем быть не вместе,
Нам нельзя раздельно умирать…

И как будто не было разлуки,
Я зайду в твой опустевший дом.
Ты узнаешь. Ты протянешь руки
И поймешь, что врозь мы не умрем.

(Юноша уходит.)

Девушка:

Ушел – не ем:
Пуст хлеба вкус.
Все – мел,
За чем ни потянусь.
Мне хлебом был,
И снегом был.
И снег не бел,
И хлеб не мил.

(По очереди выходят три девушки, каждая читает свое стихотворение и остается на сцене.)

Девушка 1:

Сижу без света, и без хлеба,
И без воды.
Затем и насылает беды
Бог, что живой меня на небо
Взять замышляет за труды.

Сижу, – с утра ни корки черствой –
Мечту такую полюбя,
Что – может – всем своим покорством
Мой Воин! – выкуплю тебя.

Девушка 2:

Скороговоркой – ручья водой
Бьющей: – Любимый! Больной! Родной!

Речитативом – тоски протяжней:
– Хилый! Чуть – живый! Сквозной! Бумажный!

От зева до чрева – продольным разрезом:
– Любимый! Желанный! Жаленный! Балезный!

Девушка 3:

Да разве об этом расскажешь –
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!

В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.

Одной тебе, волей-неволей,
А надо повсюду поспеть;
Одна ты и дома, и в поле,
Одной тебе плакать и петь.
А тучи свисают все ниже,
А громы грохочут все ближе...

Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные!
Вечную славу поет вам народ!
Смерть сокрушившие, доблестно павшие,
Память о вас никогда не умрет!

(На фортепиано исполняется лирическая мелодия. На сцене появляются юноша и девушка.)

Юноша:

Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями, –
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана –
Прольется пламенной смолой.

Девушка:

Пока жива, с тобой я буду –
Душа и кровь нераздвоимы, –
Пока жива, с тобой я буду –
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду –
Ты понесешь с собой, любимый, –
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.

Юноша:

Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?

Девушка:

За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба – я и ты.

Юноша:

Но если я безвестно кану –
Короткий свет луча дневного, –
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, млечный дым?

Девушка:

Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.

Юноша:

Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.
Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.

Юноша и девушка произносят слова по очереди:

С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них, –
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь,
Когда уходите на миг.

(Звучит фонограмма «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта». Свет приглушается. В глубине сцены на большом экране демонстрируются слайды с фронтовыми фотографиями. Музыка звучит чуть тише. На этом фоне произносится текст.)

Юноша 1:

Я познакомился с тобой, война.
У меня на ладонях большие ссадины.
В голове моей – шум. Спать хочется.
Ты желаешь отучить меня от всего, к чему я привык?
Ты хочешь научить меня подчиняться тебе беспрекословно?
Крик командира – беги, исполняй, оглушительно рявкай: «Есть!»
Падай, ползи, засыпай на ходу.
Шуршание мины – зарывайся в землю, рой ее носом, руками, ногами, не испытывая при этом страха, не задумываясь…
Гибнут друзья – рой могилу, сыпь землю, стреляй в небо – три раза.
Я многому уже научился. Как будто я не голоден. Как будто мне не холодно. Как будто мне никого не жалко…

Юноша 2:

Помогите мне. Спасите меня. Я не хочу умереть.
Маленький кусочек свинца в сердце, в голову – и все?
И мое горячее тело уже не будет горячим? Пусть будут страдания. Кто сказал, что я боюсь страдать?
Это дома я много боялся. Дома.
А теперь я все уже узнал, все попробовал.
Я ведь пригожусь для жизни.
Ведь это даже смешно – убивать человека, который ничего не успел совершить…

(Фонограмма звучит громче. Пауза. Все, участвующие в композиции, располагаются на сцене, звучит мелодия песни «Темная ночь». Можно использовать фонограмму либо гитару. Ребята поют.)

Темная ночь, только пули свистят по степи.
Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.
В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.

Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,
Как я хочу к ним прижаться сейчас губами!
Темная ночь разделяет, любимая, нас,
И тревожная черная степь пролегла между нами.

Верю в тебя, в дорогую подругу мою,
Эта вера от пули меня темной ночью хранила…
Радостно мне, я спокоен в смертельном бою:
Знаю, встретишь с любовью меня,
Чтоб со мной ни случилось.

Смерть не страшна,
С ней не раз мы встречались в степи.
Вот и сейчас надо мною она кружится.
Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь,
И поэтому, знаю, со мной ничего не случится!

(На сцене остаются три молодых человека, располагаются на авансцене, садятся спина к спине.)

Юноша 1: Здравствуй, моя Варя! Никогда я не прожил бы жизнь так, если бы не ты, Варя. Ты помогала мне всегда – на Халхин-Голе и здесь. Наверное, все-таки кто любит, тот добрее к людям. Спасибо тебе, родная! Человек стареет, а небо – вечно молодое, как твои глаза, в которые только смотреть да любоваться. Они никогда не постареют, не поблекнут. Пройдет время, люди залечат раны, люди построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, другие песни будут петь. Но никогда не забывайте песню про нас, про трех танкистов. У тебя будут расти красивые дети, ты еще будешь любить. А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе. Твой Иван Колосов. 25 октября 1941 г.

Юноша 2: Дорогая Маша! Вот я и на фронте. Уже слышу стрельбу в соседнем лесочке. Там наши моряки отбивают очередную атаку фашистов. Враг настойчиво рвется вперед. Но ты поверь мне, Москву мы не отдадим ни за что. Разгром врага под Москвой неминуем. Это будет началом его полного разгрома. Перед нами стоит благородная задача – очистить советскую землю от фашистских варваров, чтобы наши дети – будущее нашей Родины – жили спокойно и не знали, что такое война. Я уверен в нашей победе. Мне скоро выпадет счастье бить врага. Дорогая жена! Помни, в этой битве я либо буду героем, либо погибну за великое дело нашего народа. Целую, твой Георгий. 7 декабря 1941 г.

Юноша 3: Дорогая Лида! Только что кончилось комсомольское собрание. Почистил автомат, покушал. Комбат говорит: «Отдыхайте лучше, завтра бой». Я не могу уснуть. В окопном блиндаже нас шесть человек, седьмой на посту. Пятеро уже спят, а я сижу возле печурки при свете гасилки и пишу это письмо. Завтра, как встанем, передам его связному. Интересно знать, что-то ты поделываешь сейчас? У нас на фронте как стемнеет немного, так и ночь. А у вас в тылу – электрический свет. Поди, ложитесь спать часов в двенадцать. Я часто вспоминаю тебя, Лида, много думаю о тебе. Вот и сейчас хочется поговорить с тобой обо всем, что чувствую, что переживаю... Лида, я видел, как умирали мои товарищи. А сегодня комбат рассказал случай, как погиб один генерал, погиб, стоя лицом на запад. Я люблю жизнь, хочу жить, но фронт – такая штука, что вот живешь, живешь – и вдруг пули или осколок ставят точку в конце твоей жизни. Но если мне суждено погибнуть, я хотел бы умереть так, как этот генерал: в бою и лицом на запад. Александр Матросов. 21 февраля 1943 г.

(Под гитару звучит песня «Дороги». Один начинает петь, все подхватывают.)

Я всегда уходил, чтоб не вернуться.
Я всегда уходил, чтоб навсегда.
Иногда так хотелось оглянуться.
Иногда это только иногда.

Дороги мои, дороги
Выносили ноги, помогали боги.
Дороги мои, дороги
Выносили ноги, помогали боги.

Иногда я ходил в никуда
Никогда не ходил по прямой.
А в пути мне светила звезда,
Выручал же всегда ангел мой.

Дороги мои, дороги
Выносили ноги, помогали боги.
Дороги мои, дороги
Выносили ноги, помогали боги.

И любили меня, и сдавали,
И старуха махала косой.
И взлетную мне не давали,
А в финале мой путь стал взлетной полосой.

Дороги мои, дороги
Выносили ноги, помогали боги.
Дороги мои, дороги
Выносили ноги, помогали боги.

(Звучит лирическая мелодия на фортепиано.)

Юноша:

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: «Повезло».
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, –
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Девушка:

Это будет, я знаю…
Нескоро, быть может, –
Ты войдешь бородатый,
сутулый,
иной.
Твои добрые губы станут суше и строже,
Опаленные временем и войной.
Но улыбка останется.
Так иль иначе,
Я пойму – это ты.
Не в стихах, не во сне…
Я рванусь,
Побегу.
И, наверно, заплачу,
Как когда-то, уткнувшись в сырую шинель…
Ты поднимешь мне голову,
Скажешь: «Здравствуй...»
Непривычной рукой по щеке проведешь.
Я ослепну от слез,
От ресниц и от счастья.
Это будет нескоро.
Но ты – придешь.

(Появляется вторая пара.)

Девушка:

Придешь, как приходят слепые:
На ощупь стукнешь слегка.
Лицо потемнеет от пыли,
Впадины на висках.

Сама я открою двери
И крикну, смиряя дрожь:
«Я верю тебе, я верю!
Я знала, что ты придешь!»

Юноша:

Я за то тебе благодарен,
Что живешь ты в моей судьбе,
За пустяк, что тобой подарен,
За тоску мою по тебе.

Что не купленною любовью,
Самым чистым огнем мечты
У солдатского изголовья
Крепче смерти стояла ты!

«Баллада о зенитчицах»

Как разглядеть за днями след нечеткий?
Хочу приблизить к сердцу этот след...
На батарее были сплошь девчонки.
А старшей было восемнадцать лет.
Лихая челка над прищуром хитрым,
бравурное презрение к войне...
В то утро танки вышли прямо к Химкам.
Те самые. С крестами на броне...
И старшая, действительно старея,
как oт кошмара, заслонясь рукой,
скомандовала тонко:
– Батарея-а-а!
(Ой, мамочка!.. Ой, родная!..)
Огонь!.. И – залп!..
...И тут они заголосили,
девчоночки. Запричитали всласть.
Как будто бы вся бабья боль России
в девчонках этих вдруг отозвалась!..
Кружилось небо – снежное, рябое.
Был ветер обжигающе горяч.
Былинный плач висел над полем боя,
он был слышней разрывов – этот плач!..
Ему – протяжному – земля внимала,
остановясь на смертном рубеже.
– Ой, мамочка!..
– Ой, страшно мне!..
– Ой, мама!..
И снова:
– Батарея-а-а!.. –
...И уже пред ними, посреди земного шара
левее безымянного бугра
горели неправдоподобно жарко
четыре черных танковых костра.
Раскатывалось эхо над полями,
бой медленною кровью истекал...
Зенитчицы кричали и стреляли,
размазывая слезы по щекам!
И падали. И подымались снова.
Впервые защищая наяву и честь свою
(в буквальном смысле слова!).
И Родину. И маму. И Москву.
Весенние пружинящие ветки.
Торжественность венчального стола.
Неслышанное:
«Ты моя – навеки!..»
Несказанное:
«Я тебя ждала... »
И губы мужа. И его ладони.
Смешное бормотание во сне.
И то, чтоб закричать в родильном доме:
«Ой, мамочка! Ой, мама, страшно мне!»
И ласточку. И дождик над Арбатом.
И ощущенье полной тишины...
... Пришло к ним это после. В сорок пятом.
Конечно, к тем, кто сам пришел с войны.

(С трех сторон появляются ведущие и на ходу произносят слова.)

Девушка 1: «Эта война должна быть последней! Последней! Или люди не достойны называться людьми!» – говорил о Великой Отечественной войне писатель Виктор Астафьев.

Юноша: Но она не стала последней. Весь XX век потрясали войны. Этот век унес 110 миллионов человеческих жизней! Ранено и искалечено 110 миллионов! После Второй мировой войны более 100 раз на нашей планете вспыхивали войны.

Девушка 2: Но ведь чувства людей всегда неизменны. И в Афганистане наши воины – мальчишки – пели о том же.

(Звучит песня под гитару.)

«Этот мир без тебя»

Этот мир без тебя – просто голые скалы,
От палящего солнца не спрятаться в тень.
Здесь душманские БУРы стерегут перевалы.
И в тревожных рассветах рождается день.

Этот мир без тебя перечеркнут ракетой,
И погибшим друзьям не закончился счет.
Здесь измерена жизнь пулеметною лентой,
Караванной тропою и чем-то еще.

Этот мир без тебя – после рейда усталость,
Hедописанных писем скупые слова.
Здесь в сердцах уживается ярость и жалость,
И по-прежнему в душах надежда жива.

Этот мир без тебя неизменен и вечен,
Мир нежданных разлук и случайных встреч.
Здесь ремни автоматов врезаются в плечи,
И звучит иностранная странная речь.

Этот мир без тебя – он расколот войною,
Эхо выстрелов скачет по склонам крутым.
Этот мир без тебя все же полон тобою,
И становишься ближе, далекая ты.

Юноша: И сейчас, как тогда, остаются вдовы и сироты; как тогда есть девушки-невесты, так и не встретившие своих женихов, так и не испытавшие счастья семьи.

(Под гитару юноши поют песню.)

Шумит сосна. Река жемчужная течет,
А вдоль реки парнишка с девушкой идет.
Они идут и замедляют быстрый шаг.
У парня вдруг блеснули слезы на глазах.

«Я ухожу, – сказал парнишка ей сквозь грусть, –
Но ненадолго, ты жди меня, и я вернусь».
И он ушел, не встретив первую весну,
Домой пришел в солдатском цинковом гробу.

Рыдает мать, и словно тень стоит отец.
Но как же так, ведь он для них еще юнец?
А сколько их, не сделав в жизни первый шаг,
Домой пришло в солдатских цинковых гробах?

Он, как и ты, свою девчонку провожал,
Дарил цветы и на гитаре ей играл,
И даже в миг, когда на белый снег упал,
Он имя той девчонки кровью написал.

Развеет ветер над гробницей белый дым.
Девчонка та давно встречается с другим
Девчонка та, что обещала: «Подожду», –
Пришла весна, исчезло имя на снегу.

Блеснули вдруг у ней слезинки на глазах:
«Прости меня, что я тебя не дождалась.
Прости за все, я жить так дальше не могу,
Я все равно тебя по-прежнему люблю».

Она ушла туда, где плещется прибой,
Где ждет ее, ее любимый и родной.
Она ушла, и ветер песнь ее унес.
Афганистан! О, сколько боли ты принес, Афганистан…

(Все, участвующие в композиции, располагаются на сцене, звучит мелодия песни «Мой милый, если б не было войны». Поет девушка.)

Девушка 1: После той великой войны остался один мужчина из десяти. Скольким детям не суждено было родиться тогда! А сколько наших мальчишек, погибших в Афганистане и Чечне, никогда не создадут семьи!

(Звучит мелодия из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь».)

Девушка 1: Война оборвала любовь, но любовь не погибла, а осветила всю жизнь и память человека. А память не подвластна времени, она преодолевает смерть, преодолевает время… Она продлевает любовь – и поэтому любовь нетленна.

Девушка 2:

Что может враг? Разрушить и убить.
И только-то? А я могу любить,
А мне не счесть любви моей богатства,
А я затем хочу и буду жить,
Чтоб всю ее, как дань людскому братству,
На жертвенник всемирный положить…

Девушка 3:

Я знаю правду! Все прежние правды – прочь!
Не надо людям с людьми на земле бороться!
Смотрите: вечер, смотрите: уж скоро ночь.
О чем – поэты, любовники, полководцы?
Уж ветер стелется, уж земля в росе.
Уж скоро звездная в небе застынет вьюга,
И под землею скоро уснем мы все,
Кто на земле не давали уснуть друг другу.

Девушка 1:

Земля устала от войн… Устала…
Почему мы забываем о том, что люди рождаются для жизни, для созидания, для любви…

Юноша:

Мы призываем людей жить в мире!..

Девушка 2:

…И любить…

Юноша:

Верь в великую силу любви!..
Свято верь в ее крест побеждающий,
В ее свет, лучезарно спасающий,
Мир, погрязший в грязи и в крови,
Верь в великую силу любви!

(Звучит мелодия из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь». Пары танцуют. Музыка прерывается, пары замирают.)

В композиции прозвучали стихи и цитаты: Ольги Берггольц, Нодара Думбадзе, Арона Комштейна, Александра Кочеткова, Семена Надсона, Булата Окуджавы, Роберта Рождественского, Константина Симонова, Галактиона Табидзе, Ивана Тургенева, Василия Федорова, Марины Цветаевой, Елены Ширман, Сергея Шнурова, Павла Шубина.

Рейтинг@Mail.ru