Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №3/2008

СОБЫТИЯ

Дети-сироты

Без семьи

Тема, которую комиссия Общественной палаты РФ по вопросам социального развития выбрала для своих очередных слушаний, идеально «вписывается» в объявленный в нашей стране Год семьи. «Приоритетные национальные проекты и дети России» – за этими словами стояло обсуждение проблем социального сиротства.

Лишение родительских прав является у нас фактически единственной мерой вмешательства и воздействия государства на частное поведение граждан в семейно-бытовой сфере. Причина подобного разрушительного подхода – в пробелах и недостатках действующего законодательства. Семейный кодекс РФ не содержит норм, которые позволяли бы осуществлять раннюю профилактику сиротства (социальный патронат) и устраивать детей в профессиональные (патронатные) замещающие семьи.

С описания этой ситуации и начались слушания. «Мы говорим сегодня о том, как сократить число детей, находящихся в интернатных учреждениях, какие механизмы должны быть задействованы», – так перевела в конкретную плоскость эту встречу председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам социального развития Александра Очирова.

Серьезный фактор, который тормозит передачу детей в приемные семьи, заключается в принципе работы органов опеки и попечительства. Лишая родителей их родительских прав, сотрудники впоследствии не прилагают усилий к тому, чтобы найти ребенку семью. Кроме того, учреждения органов социальной защиты не ориентированы на восстановительную работу с семьями и детьми, оказавшимися в социально-опасном положении.

Другой источник бед – совмещение в одном исполнительном органе государственной власти субъекта РФ управления семейным устройством детей, оставшихся без попечения родителей и управления учреждениями, где эти дети содержатся, что приводит к неизбежному «дозированию» семейного устройства в целях сохранения контингента воспитанников.

На патронат может быть устроен любой ребенок независимо от его юридического статуса.

Тем не менее, некоторые перемены все-таки не за горами. «Внедрение в практику патронатных и приемных семей дает свои результаты, – констатировал заместитель председателя комиссии Палаты по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства Сергей Абакумов. – С принятием федерального закона № 275 «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», появляется новая возможность для разработки и реализации долгосрочных программ некоммерческих организаций, направленных на помощь детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также приемным и патронатным семьям.

В одной из статей закона указано, что формирование целевого капитала и использование дохода от него может осуществляться в сфере социальной помощи. Это означает, что в России правомерны и уже появляются фонды, которые формируют целевой капитал для некоммерческих организаций, работающих с приемными и патронатными семьями.

Мы также думаем над тем, чтобы внести поправки в законодательство, предусматривающие предоставление социальных налоговых вычетов в отношении физических лиц, передающих денежные средства на формирование и пополнение целевого капитала. То есть у граждан, некоммерческих организаций, различных фондов, заинтересованных в решении проблем детства, появится экономический стимул».

Как выяснилось в ходе этой встречи, опыт многих некоммерческих негосударственных организаций показал, что они действуют гибко, мобильно, имеют больше возможностей для контакта с конкретным ребенком, конкретной семьей, оказывают адресную психологическую поддержку и материальную помощь, и главное – у них отсутствуют формализм и бюрократия. Некоммерческий сектор также активизирует социальную инициативу людей, привлекая их к сотрудничеству. По мнению А. Очировой, крайне важно сделать заботу о брошенных детях престижной в нашем обществе, а этого можно добиться, только найдя технологии, близкие и понятные людям.

Воодушевляющую статистику привела директор Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России Алина Левицкая. По ее данным, в 2000-м году в приемных семьях в нашей стране проживало около 4-х тысяч детей, а в 2006-м – уже 20 с лишним тысяч. За 10 месяцев 2007 года в приемные семьи было передано 12 тысяч ребят. «Сейчас мы разрабатываем примерные программы обучения тех людей, которые подготавливают семьи к воспитанию приемных детей, – призналась госпожа Левицкая. – Кроме того, в фокусе нашего внимания – создание модульных проектов по организации патронатных семей. Бывая в регионах, мы видим, какие непохожие схемы взаимодействия выстраиваются там с замещающими родителями. И эти примеры нас вдохновляют».

Но, пожалуй, самое светлое впечатление осталось у участников слушаний от рассказа Марии Терновской, директора московского детского дома № 19. Это первое учреждение в России, предоставляющее патронатное воспитание. С момента его открытия в нем создан и благотворительный фонд «Наша Семья» – профессиональная служба по защите прав детей, по их устройству в семьи, по сопровождению семьи и ребенка, помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. 90% детей этого детского дома воспитываются в семьях (помещены в новые семьи или возвращены домой).

Сам проект реализуется с 1996 года и за это время прошел путь от экспериментальной площадки, в успехе которой сомневались почти все, до уполномоченной организации органа опеки и попечительства, работающей на основании Закона города Москвы. Таким образом, это первая в России профессиональная служба по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающую семью.

Как рассказала М. Терновская, их опыт доказывает, что в семью можно устроить:

– маленьких детей и подростков;

– круглых сирот и детей, чьи родители живы, но не могут (или не хотят) о них заботиться;

– детей с особыми потребностями в развитии;

– братьев и сестер, не разлучая их;

– детей, которых впоследствии можно усыновить;

– детей, нуждающихся во временной заботе.

Здесь утверждают, что на патронат может быть устроен любой ребенок независимо от его юридического статуса (как при временном изъятии из семьи, так и при наличии документов, подтверждающих отсутствие родительского попечения). Этот срок зависит от индивидуальных потребностей конкретного ребенка и может варьироваться от нескольких дней (например, когда кровные родители находятся в больнице) до достижения ребенком совершеннолетия.

Директор детского дома также вкратце описала созданный в их учреждении модуль семейного устройства детей и особо подчеркнула, что «конек» этой модели состоит в выстраивании системы, цепочки работы с ребенком, приемными родителями и органами опеки и попечительства. «По сути, мы представляем сегодня собой уже не детский дом, а социальный комплекс, – пояснила М. Терновская. – Решая данные вопросы не один год, мы поняли, что добиться качественно новой жизни для детей можно только обеспечив их комплексом услуг и непременным сопровождением в приемной семье. Уберите одно из звеньев в нашей цепи – все разрушится».

Эта модель сегодня успешно реализуется в 39-ти регионах России*.

Жаль только, что пока в бочке меда не обходится без ложки дегтя. Около 50-ти родителей в настоящее время подготовлены сотрудниками этой уникальной службы к тому, чтобы взять себе детей на воспитание. Но – увы – их намерения пока остаются лишь намерениями. Органы опеки и попечительства не горят желанием передать детей в семьи. Бюрократия или боязнь остаться без работы – искать причины, объясняющие поступки чиновников, можно долго.

А сколько времени могут ждать счастья обрести полноценную семью дети-сироты?.. Им ведь не понять взрослых проблем и бумажной волокиты.

___________

* Те, кто заинтересовался опытом работы службы по устройству детей в семью, могут найти подробности на сайте: www.pro-mama.ru.

Подготовила
Елизавета РОМАНОВА
Рейтинг@Mail.ru