Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2008

НАУКА УПРАВЛЯТЬ

Мониторинг

Достоверная картина

Какое направление методической работы  лучше сделать основным

Методическая и научно-экспериментальная работа в школе – это социальный комплекс практических мероприятий. Он базируется на достижениях науки, передовом педагогическом опыте и направлен на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя. Его основная задача – помощь росту творческого потенциала педагогического коллектива в целом. А в конечном счете – увеличение уровня качества и эффективности образовательного процесса.

На первый план при организации методической работы в школе выступают формы, считающиеся наиболее эффективными для того или иного ОУ.

К таковым относится система информационно-аналитического обеспечения (другими словами, мониторинг). Благодаря ей руководители школы могут получать информацию о состоянии и развитии тех процессов в подсистемах, за которые они отвечают и на что призваны оказывать управленческое воздействие.

Там, где начинаются аналитические «проникновения» руководителя в существо того или иного педагогического явления, закладывается основа для научного подхода к управлению школой. Такое осмысление образовательного процесса – всегда постижение скрытых зависимостей, составляющих внутренний механизм деятельности ОУ. Проникнуть в этот механизм, заставить его работать четко, ритмично можно лишь с помощью педагогического анализа.

Заместитель директора (по научно-методической, учебно-методической работе) в новых условиях становится исследователем, диагностом, аналитиком, хорошо владеющим не только вопросами педагогики, но и психологии, философии, статистики, информатики и компьютеризации. Каковы же основные направления его работы?

Информационно-аналитическое. Обеспечение в образовательном учреждении таких условий для внедрения педагогических технологий, организации инновационной деятельности учителя, при которых глубокий анализ собственной деятельности становится осознанной необходимостью.

Консультативно-информационное. Изучение документов по вопросам образования, развития школы. Оказание помощи педагогам в планировании материала, разработке уроков, технологизации процесса обучения, модульного обучения, составлении технологических карт с прогнозированием желаемых результатов, обучение учителя проведению диагностики.

Диагностико-аналитическое. Осуществление мониторинга – основа основ в управлении учебно-воспитательным процессом. Постоянное наблюдение за уровнем ЗУН с целью выявления соответствия требованиям и желаемому результату, изучение психофизических, индивидуальных, возрастных особенностей личности школьника, анализ и оценка получаемой информации с последующим прогнозированием.

Статистико-аналитическое. Создание и апробирование форм, позволяющих осуществлять наблюдение, анализ и прогнозирование.

К критериальным свойствам той модели школы, которая служит нашим ориентиром, относятся реальная преемственность и непрерывность образовательного процесса, рост образованности учащихся и постоянное отслеживание состояния учебного процесса.

Мониторинг нам представляется в виде следующей схемы:

– отбор компонентов мониторинга (т.е. качество обученности школьников);
– выбор совокупности показателей оценивания каждого компонента;
– подбор технологий исполнения каждого показателя;
– определение объектов, места и времени снятия информации;
– определение лица, в чьи функциональные обязанности входит снятие и обработка информации;
– составление примерного плана анализа информации;
– принятие управленческих решений.

Мониторинг обученности учеников по предметам является главным в ряду объектов, подвергающихся анализу. Он осуществляется путем проведения нулевых, промежуточных и итоговых срезов и анализа их результатов.

Нулевая (входная) диагностика осуществляется в начале учебного года учителями-предметниками в письменной форме по заданиям, составленным преподавателями и согласованным на заседаниях МО.

Промежуточная диагностика имеет своей целью оценить успешность продвижения учащихся в предметной области и дает возможность учителю определить правильность выбора методики обучения.

Итоговая диагностика происходит за две недели до окончания учебного года и итоговой аттестации выпускников, когда проводятся итоговые контрольные работы и зачеты.

Результаты диагностики заносятся в диагностические карты, оформляются в виде графиков, таблиц сводных данных. Информация обобщается на заседаниях МО, доводится до сведения учеников и родителей. Учитель корректирует рабочую программу, вырабатывается индивидуальная стратегия корректировки для школьника. На уровне администрации принимается управленческое решение. Это может быть вынесение изменений в учебный план, введение новых курсов, вынесение ряда предметов на зачетную неделю и др.

Отследив итоги стартовых контрольных работ по математике и русскому языку в 5-х классах и обнаружив, что качественные показатели оказались ниже, чем на выпуске из начальной школы, нами были поставлены на контроль вопросы преемственности и преподавания русского языка в начальных классах.

Оценка качества знаний ведется по нескольким позициям: уровень обязательных знаний и умений; применение знаний в стандартных ситуациях, умение применять знания в новых, нестандартных ситуациях.

Проверка производится разными способами:

1. На промежуточной аттестации учащихся 10-х классов, которая проходит в форме тестирования и зачетов, предварительно разрабатываются критерии оценки ответа. Формулировка вопросов способствует тому, чтобы ученик не только воспроизводил знания, но и анализировал материал, давал ему характеристику, показывал умение работы с источниками информации.

2. Во время итоговой аттестации – через тексты билетов, составленные определенным образом, разнообразные формы сдачи экзаменов, сбор и обработку информационных справок в ходе экзаменов, представленных экзаменационными комиссиями.

Таким образом, технология мониторинга позволяет получить объективную картину качества обученности учащихся, что помогает администрации спланировать свою деятельность по этому вопросу и моделировать учебный процесс школы.

Мониторинг как форма аналитической деятельности успешно используется и при изучении работы методобъединений с одаренными детьми в олимпиадном движении. Мы выяснили, что последние пять лет хороших результатов в районных олимпиадах добиваются ученики учителей МО гуманитарного цикла.

При помощи диаграмм прослеживается стабильность и спад призовых мест по годам во всех методических объединениях, отражается результативность подготовки призеров каждого учителя, выявляются причины несоответствия планируемого и действительного результата.

Причинами могут быть:

– низкий уровень преподавания;
– некачественное проведение школьной олимпиады;
– отсутствие углубленного изучения предметов;
– нежелание учащихся;
– несоответствие содержания задания времени изучения материала;
– перегрузка или болезнь учителя;
– смена кадров.

Благодаря технологии мониторинга мы увидели:

– реальную картину анализа результатов ЕГЭ за 4 года по предметам;
– итоги успеваемости за 13 лет по каждому году и сравнительные результаты по классу;
– результаты переводных экзаменов и итоговой аттестации;
– кадровый состав по возрасту, образованию, стажу, категориям;
– результаты трудоустройства, поступления выпускников в вузы и ссузы.

Педагогический анализ нередко проходит в нашей школе в форме педсовета. Рассмотрение каждого направления работы мы проводим в сравнении с показателями последних трех лет, что позволяет проследить динамику развития учащихся, роста профессиональной квалификации учителей, успешность выполнения основных задач ОУ, т.е. эффективность или недостатки управления.

Каждый член педколлектива знает о том, как он совершенствовал преподавательскую и воспитательную деятельность, чем она отличается от работы предыдущих лет. Это очень важно для мотивации самообразования и критичной самооценки.

Итоги своего труда структурные подразделения методической службы оформляют в виде творческих отчетов. Представляется и педагогическая продукция учителей: наглядные пособия, раздаточный материал, разработки уроков, внеклассных мероприятий, творческие работы учащихся, диаграммы количественной характеристики обученности школьников по предметам и – как следствие – определяется качество работы учителя, его продвижение, профессиональная компетентность.

Аналитическими стали в школе и «методические недели». Их цель – тщательно рассмотреть определенную проблему обучения и воспитания как в теории, так и на практике, сравнить, как обстояли дела в недавнем прошлом, что изменилось. Эти материалы помогут в дальнейшем при аттестации.

Учитывая, что отношение учителя к обновленному образованию проявляется на уроке, в рамках «недели» проводятся открытые занятия, у каждого из которых свое целевое назначение.

В позапрошлом учебном году они проводились с методической целью – продемонстрировать использование современных педагогических технологий в учебном процессе; в прошлом – показать применение компьютерных технологий на уроках.

В результате установления достоверной картины знаний, уровня воспитанности школьников, их общего развития, объективной оценки качества преподавания, организации процесса обучения появляется возможность определять систему организационных мер по дальнейшему совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Абсолютное большинство современных школ стремится полнее использовать информационно-аналитическую сеть (диагностику, мониторинг). Управленцы должны глубоко, всесторонне знать объект, которым управляют. Вот почему нужны диагностические лаборатории, информационно-аналитические центры, подготовка диагностов-технологов. А пока школа обходится силами заместителей директора по УВР, УМР, учителей информатики.

Переход от концептуально-гипотетического мышления руководителей школ и учителей к диагностико-технологическому неизбежен. Только он позволит изучать закономерности и на этой основе принимать эффективные управленческие решения.

Людмила ФОМИНА,
заместитель директора по УВР
МОУ СОШ № 128,
г. Уфа,
участник Фестиваля педагогических идей
«Открытый урок»
ИД «Первое сентября»
Рейтинг@Mail.ru