Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2008

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

Одаренные дети

На зависть британским лордам

Знатные английские лорды давным-давно осознали, что образование – лучшее наследство, которое они могут оставить благодарным потомкам. «Золото тленно, знание – вечно», – рассуждают именитые и состоятельные британцы, отправляя отпрысков в Итон, Блэнфорд или в школу св.Павла. Обучение в подобных закрытых частных учебных заведениях стоит немалых средств, но в таких вопросах даже бережливые англичане полагают экономию – злом. Свой «Итон» появился несколько лет назад и в Волгограде. Но путь туда прокладывают не папино имя или счет в банке, а исключительно собственные заслуги: в областной лицей-интернат «Лидер» принимают только победителей предметных олимпиад.

Говорят, что идея столь уникального учебного заведения посетила губернатора области Николая Максюту. Во всяком случае, именно с его подписи под специальным распоряжением и началась три с половиной года назад история «Лидера».

С тем, кого принимать в этот «храм интеллекта» определились сразу, – учеников десятых и одиннадцатых классов, победителей предметных олимпиад со всех уголков Волгоградской области, тех, чьи способности и целеустремленность уже ни у кого не вызывают вопросов. Гораздо труднее было решить, кто достоин преподавать в эдаком «сливочнике», а главное – чему и как учить, чтобы быть ни на кого не похожими и утвердиться в своей особенности и исключительности.

Посему педагогический коллектив набирали в лицей по конкурсу. В канун первого учебного года все прошли переподготовку в областном институте повышения квалификации, а с тех пор уже не раз побывали еще и на специальных проблемных курсах. Многие ведут опытно-экспериментальную работу, которая, разумеется, требует и иной оплаты.

В лицее принято положение о стимулирующих надбавках: каждый учитель по результатам рейтингового отслеживания достижений получает дополнительно от 10 до 50% от ставки. Еще 30% доплачивает государство за статус лицея-интерната. Курируют лицей научные руководители из областного института повышения квалификации – Нателла Рождественская и Валентин Морозов. У 80% педагогов – высшая квалификационная категория, не редкость встретить в здешних коридорах и кандидатов наук, и аспирантов.

Часть элективных курсов читают университетские преподаватели – с первого дня у «Лидера» заключены договоры с крупнейшими вузами Волгограда. А сейчас директор лицея Ирина Жарикова ведет переговоры с Волгоградским педагогическим университетом, чтобы в самом скором будущем под руководством профессора Владислава Серикова развернуть в школе научно-исследовательскую деятельность по проблемам одаренности.

Помимо всего прочего, «Лидер» – опытная экспериментальная площадка по профильной подготовке одаренных детей и по внедрению в учебный процесс индивидуальных образовательных маршрутов. Именно они стали ответом на самый непростой вопрос «как?»

В последнее время такая форма работы все более популярна в старших классах многих российских школ. В ней специалисты видят единственно качественный путь развития профильного образования. Традиционная схема индивидуальных маршрутов – выход на два уровня: углубленный и базовый.

«Лидер» пошел дальше, совершив прямо-таки головокружительный вираж: образовательная траектория каждого, отдельно взятого лицеиста, распадается на три уровня: базовый, профильный и углубленный. То есть завучу надо составить триста тридцать расписаний – по числу детей. Для этого, когда школа еще только открывалась, вся администрация в полном составе прошла курсы в Москве, в Академии педагогических наук, где ее учили работать по индивидуальным образовательным траекториям и при этом оставаться в здравом уме и трезвой памяти. Ибо здешний учебный план – в хорошем смысле – зрелище не для слабонервных.

Интересы и предпочтения ребят столь обширны, что сочетания предметов случаются самые удивительные: молодой человек, победитель олимпиады по математике, может изучать ее на углубленном уровне – 8 часов в неделю. В то же время он вправе избрать профильным предметом – 4 часа в неделю – историю, а элективные курсы посещать и вовсе по английскому языку или по литературе.

В том-то и отличие лицея от традиционной, пусть даже самой «знатной» гимназии – ведь там, как правило, предлагается жесткий и фиксированный набор предметов – либо ты физик, либо лирик. Здесь же занимаются с детьми редкой энциклопедической одаренности, которую ни в чем нельзя ограничивать.

Однажды в лицей поступила девочка – победитель олимпиады по французскому языку. Преподаватель приезжал в школу, чтобы заниматься с ней одной. А мальчишку, не на шутку увлекшегося астрономией, специально возили в педагогический университет на элективные курсы. И он отблагодарил педагогов за такое внимание очередной победой на олимпиаде.

При этом, какое бы направление ни выбрал лицеист в качестве основного и обожаемого, в каком бы научном обществе ни состоял, над каким бы проектом или исследованием ни корпел, стандартную программу по остальным предметам учебного плана он все равно должен выполнить.

Но люди, даже самые одаренные, – не механизмы, а потому – абсолютно непредсказуемы. То, что казалось интересным и важным сегодня, завтра уже может начать тяготить, в конце концов, цели, мечты и устремления тоже иногда меняются. Для таких экстренных случаев предусмотрена возможность «смены курса»: в течение учебного года школьник имеет право сократить или, напротив, увеличить количество часов по тому или иному предмету.

Гордость лицея – его научные общества. На секциях словесности и истории, математики и информатики, химии, биологии и экологии ежегодно готовятся десятки научных работ – «Быт и нравы русских женщин в XVI-XVII веках», «Воображаемая геометрия», «Фольклорные мотивы в комедии А.П. Чехова «Вишневый сад», «Древнеславянские мотивы и церковно-христианская символика в ранней лирике С.А. Есенина», «Концепты-доминанты в смысловой структуре рассказов Б.П. Екимова». И каждый раз оказывается, что та тщательность и продуманность, с которыми составлены материалы, достойны не только презентации на школьной конференции и лицейских днях науки и творчества, но и для серьезных «гастролей» по всей России.

Образовательная траектория каждого, отдельно взятого лицеиста, распадается на три уровня: базовый, профильный и углубленный. То есть завучу надо составить триста тридцать расписаний – по числу детей.

Ведь известно: самое страшное для талантливого человека – остановка пути. Чтобы ребята не замыкались на себе и не думали, что все вершины уже покорены, их регулярно возят по стране на самые разные олимпиады, конкурсы и конференции – в Москву, Обнинск, Ярославль. Два года назад команда «Лидера» заняла второе место на открытой тест-рейтинговой олимпиаде-марафоне в Казахстане, где нужно было блистать одновременно во всех областях знаний, начиная с физики и заканчивая английским языком.

Первые выпускники «Лидера» учатся всего лишь на втором курсе – в Волгограде, Москве и Петербурге. Поступили все до единого, хотя уточнение это излишне… Конечно, о них часто вспоминают: Оля Скороходова из Фроловского района – нестандартное мышление, помноженное на колоссальное трудолюбие. С пятого класса мечтала учиться на факультете журналистики в МГУ. Привыкла побеждать – победила и на этот раз. Ваня Петухов из Михайловского района… Природа не поскупилась, одаривая его удивительными математическими способностями. Не человек – компьютер. Теперь в этом убеждаются и преподаватели физтеха МФТИ.

Словом, здесь каждый выпускник – звезда, достойная собственной орбиты. Но и сегодняшние ребята им ни в чем не уступают. Жить в общежитии и взрослому-то человеку – не сахар, что уж говорить о подростках, впервые покинувших семью. Поначалу многие плачут, но на вопрос – не хотят ли вернуться домой – лишь отрицательно качают головой да стискивают зубы: игра стоит свеч!

Антонина АЛЕКСЕЕВА
Рейтинг@Mail.ru