Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2008

ТЕМА НОМЕРА: АТТЕСТАЦИЯ

Тамбовская область

Аттестация – не только социальная защита

Тамбовская область не относится к богатым российским регионам. Учителя всегда получали здесь скромную зарплату. Поэтому для того чтобы повысить их доходы, экономистам нужно кропотливо изыскивать внутренние ресурсы. Разработка новой системы оплаты труда работников образования была начата на Тамбовщине еще в апреле 2006 года. При этом экспертной группе предстояло решить несколько принципиальных вопросов.

Ключ к модернизации

Первый вопрос – увязать зарплату педагогов со средней региональной по промышленности и с прожиточным минимумом. Это – принципиальная позиция, озвученная главой администрации Тамбовской области Олегом Бетиным: «Реформирование должно идти снизу, и здесь ключевой момент – заинтересованность людей в результатах их работы. Добиться этого можно с помощью отраслевой системы оплаты труда. Она является ключом к модернизации школ, к эффективности реализации приоритетного национального проекта».

Второй вопрос, который следовало решить, приступая к разработке НСОТ, – превратить профсоюзные организации из оппонентов в соратники. Здесь Тамбовская область вышла на ведущее место в России: образовательные профсоюзы, эксперты и сотрудники Управления по труду и заработной плате региона первыми в стране коллективно разработали областной Закон о новых принципах оплаты труда, который регулирует выплату зарплаты учителям.

Третий вопрос – придумать особые процедуры аттестации, которые повысили бы зарплату квалифицированного учителя, но в первую очередь его статус в обществе.

Предъявите свой коэффициент

НСОТ Тамбовской области, на которую с 1 сентября здесь перешли все школы, можно условно определить как «тарифно-окладную». Характерно, что при ее создании уже учитывалась работа учителя по модели «полного дня» (а также вариант «школы полного дня»). В некоторых регионах НСОТ создавалась и обкатывалась без учета этой важной составляющей.

Сегодня в Тамбовской области вместо действующей сетки из 14-ти разрядов – существуют пять стажевых групп.

Для учителей устанавливаются фиксированные базовые оклады: их диапазон на 2007 г. – от 2168 до 3144 руб.

Минимальный гарантированный базовый размер оклада – на уровне 80% от величины прожиточного минимума. Но это только начало.

Затем учительские оклады умножаются на коэффициенты. Скажем, работа в сельской местности дает коэффициент 1,25. Работа в школах-интернатах, учреждениях для детей-сирот в специальных (коррекционных) и санаторных учреждениях отмечается коэффициентом от 1,15 до 1,4.

Однако самую большую разницу в зарплате педагогов по НСОТ Тамбовской области дает коэффициент квалификации.

Квалификационные категории присваиваются учителям и руководителям ОУ по результатам аттестации. При этом различия между тремя категориями велики.

В соответствии с подтвержденной квалификацией оклад учителя второй категории умножается на 1,2 (прибавка 20%), первой – на 1,4 (прибавка 40%), высшей – на 1,6 (прибавка 60%).

Таким образом, преподаватель высшей категории, подтвердивший свою квалификацию в новой системе аттестации, дополнительно получает еще 60% от своего оклада (не считая других доплат и премии из стимулирующего фонда).

Эксперты, приступавшие к разработке НСОТ, подсчитали, что в Тамбовской области в 2006 г. 4432 учителя имели 13-й разряд, 1096 – 14-й, 256 – 15-й, 46 – 16-й и 23 – 17-й.

Поэтому можно предположить, что педагогов высшей категории в области будет не так уж много.

Однако при новой системе оплаты труда повышаются зарплаты и других преподавателей (скажем, учитель высшей категории, не выходивший на новую систему аттестации, все равно будет получать 20% прибавки к зарплате).

Поэтому введение НСОТ для области – удовольствие дорогое. Было подсчитано, что ради реализации новой системы оплаты труда в школах региона с 1 сентября 2007 г. понадобится 88 665 419 руб. в год (без учета ее индексации в соответствии решениями Правительства РФ).

А на увеличение зарплаты из бюджета области в 2007–09 гг. потребуется около 1,3 млрд руб. дополнительного финансирования.

«Если мы полностью перейдем на отраслевую систему оплаты труда, за три года реализации комплексного проекта зарплата педагогов в среднем вырастет в полтора-два раза», – считает глава администрации Тамбовской области, доктор экономических наук Олег Бетин.

Компьютер, оцени учителя!

Новая система оплаты учительского труда требует высокой точности в оценках. В каких цифрах измерить активность педагога и его вклад в работу родной школы?

По решению Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования (ТОИПКРО) разработал модель аттестации учителей и руководящих работников школ в условиях НСОТ. Новые принципы обсуждались и получили поддержку в Псковской, Тамбовской, Челябинской, Пензенской, Ростовской областях, Алтайском крае, Еврейской автономной области.

«Раньше мы рассматривали аттестацию в большей степени как социальную защиту, – объясняет начальник Управления областного управления образования Наталья Астафьева, – и не смотрели на то, в каких условиях работает педагог, соответствуют ли они предъявляемым требованиям.

Сейчас, благодаря инвестициям в школу, обеспечению современным оборудованием (средства мы выиграли достаточно солидные, позволяющие решить вопрос создания устойчивых базовых школ), естественно, от учителя будет требоваться высокий уровень профессионализма.

Я думаю, что в течение 1–2-х лет школа сможет осмыслить происходящие события, избавиться от людей, которые уже давно не работают или по каким-то причинам оказались случайно в системе образования. Должный уровень заработной платы привлечет в педагогическую отрасль действительно хороших специалистов».

Какие факторы оцениваются в процессе новой аттестации? самоанализ учителя или руководителя ОУ; эффективность и продуктивность его деятельности; инновационность педагогического процесса.

Для определения уровня профессиональной компетентности учителя или руководителя ОУ предполагается привлекать широкий спектр данных.

С этой целью в области формируется трехуровневая (образовательное учреждение – муниципалитет – регион) информационно-аналитическая система, связанная с базами данных ЕГЭ, с банками областных, федеральных и международных мониторинговых исследований.

Она позволяет осуществлять учет учебных, спортивных, творческих достижений школьников, сбор и автоматизированную обработку сведений, которые затем будут расцениваться как показатели эффективности работы школ и отдельных учителей.

Таблица

 

Обязательства
Тамбовской области

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Рост абсолютного значения средней зарплаты учителей за счет введения НСОТ по отношению к уровню 2006 г., (в %)

25

30

40

«Мы уже несколько лет работаем по этим принципам»

Так считает Ирина Курбатова, директор школы № 13 г. Тамбова, победившей во Всероссийском конкурсе «Лучшие школы России».

– У нас инновационное образовательное учреждение, в котором углубленно преподаются несколько предметов, – рассказывает она. – Подходы к аттестации педагогов в такой школе всегда отличаются от тех, что применялись в других ОУ Тамбовской области.

Мы уже несколько лет фактически работаем по принципам той аттестации, которую предлагается проходить с 2008 года. Не стал для нас сюрпризом и учительский портфолио: наши педагоги уже несколько лет составляют свои индивидуальные маршруты развития.

Не новым оказался для нашей школы и компетентностный подход при определении качества работы учителя. Что стало немного неожиданным – это привлечение общественности к оценке его деятельности и распределение стимулирующего фонда с участием общественного органа.

Рейтинг@Mail.ru