Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2008

ТЕМА НОМЕРА: АТТЕСТАЦИЯ

Республика Чувашия

«Ипотеку не дают»

Рассказывает директор МОУ «Калининская СОШ» Вурнарского района Чувашии Татьяна ЕФИМОВА.

– Ваша школа небольшая, сельская, но это не помешало ей удостоиться в 2006 году президентского миллионного гранта. А теперь вы стали республиканской экспериментальной площадкой по введению НСОТ. Сколько ваших учителей за последний год смогли получить повышенную зарплату?

– У нас в школе 31 педагог, 16 из них имеют высшую категорию, в том числе 8 защитились по новой системе аттестации в 2007 году. С введением НСОТ наши сотрудники наконец поняли, что деньги все-таки играют в их жизни определенную роль.

Учитель – это скромный человек, раньше многие даже не стремились повышать свою квалификацию. Говорили: зачем это мне, я и так всеми уважаемый предметник. А сейчас, когда зарплата по высшей категории увеличилась в два раза, педагог решил, что это ему все-таки нужно. Сегодня те, кто имеют первую категорию, получают 8 тысяч рублей, а высшую – 16. Согласитесь, разница есть…

– В таком случае, 16 учителей вашей школы начали получать сразу по 16 тысяч рублей и больше. А фонд оплаты труда не затрещал?

– Нет, ведь с введением НСОТ увеличился и фонд оплаты труда. Гораздо труднее с внутришкольным распределением 10-процентной стимулирующей части: это 25 тысяч 600 рублей на 31 учителя. А учительский коллектив очень ранимый: всегда кто-то волнуется, что именно его заслуги не учли, не простимулировали. Приходится все учитывать, расписывать, два раза в год пересматривать баллы, которыми у нас в школе оцениваются учительские достижения. Лучшим педагогам к их повышенной зарплате мы стараемся дать стимулирующую часть побольше, чтобы они видели, что их достижения замечены.

– Но в таком случае диспропорция в зарплате становится еще разительнее: результативные учителя получают удвоенный заработок и высокие надбавки, а вот остальные педагоги…

– Да, трудности возникают. Зарплаты резко повысились, и люди увидели, что это находится в прямой зависимости от аттестации. Обидно тем, кто не смог получить желаемую категорию.

В нашей школе есть прекрасная учительница, у нее два высших образования, она аттестовалась на первую категорию, но не дотянула нескольких баллов, и ей присвоили только вторую. Таких педагогов я всегда подбадриваю, поощряю добиваться более высокого разряда. Это сейчас мой директорский долг.

Кстати, на будущий год еще несколько наших коллег будет аттестоваться на высшую категорию. Надеюсь, они смогут успешно справиться со всеми этапами.

– Вы тоже прошли аттестацию по новому образцу. Какой этап показался вам самым сложным?

– Наверное, все-таки экзамен по компьютерным технологиям. Я с ним справилась, но учитель, который работал рядом со мной, даже не знал, на какие кнопки нажимать. Другой педагог, как только увидел задания, махнул рукой, сказав: не буду я проходить эту аттестацию, все равно год до пенсии! Говорят, один из аттестуемых так переволновался, что с ним чуть не случился инсульт…

– Сегодня в районе, наверное, существует значительный контраст в зарплатах между учителями разных школ?

– В нашем районе 8 тысяч рублей получает обычный директор, а учителя – по 5 тысяч. В окружающих нас поселках рождаемость низкая, учеников в школах мало, соответственно, и зарплаты учительские не растут.

Недавно закрылись две окрестные школы, в 8-ми и 9-ти километрах от нас. И я горжусь тем, что мне удалось взять из них на работу несколько лучших педагогов. Это отличные кадры!

Самым сложным оказалось подвозить этих учителей до работы. В нашем селе находится крупная транспортная развилка, рядом проходят дороги, соединяющие крупные города: Москву, Чебоксары, Саранск. Из соседних мест к нам добираться удобно, поэтому в школу (а она теперь является ресурсным центром, в котором второй год ведется профильное обучение) приезжают дети из 21-й деревни.

Но автобус есть пока один, некоторые ребята ездят и на рейсовом, кое-кого родители привозят на машинах. Учителям же надо добираться каким-то образом порядка 9-ти километров. А по закону, сажать в школьный автобус можно только детей.

И ГИБДД постоянно цеплялась к нашим водителям: у вас, говорили они, в салоне автобуса находятся посторонние лица! А какие же посторонние лица, когда это учителя? Наконец-то на уровне республиканского министерства мне удалось пробить приказ, чтобы сделать этих педагогов ответственными за перевозку учеников.

– Хватает ли учителю вашего района на достойную жизнь этих 16-ти тысяч рублей?

– 16 тысяч, которые может получать преподаватель высшей категории, пожалуй, хватает. А вот 8 тысяч в месяц, которые положены учителю первой категории, – нет. Один из педагогов уже сказал: «Лечиться на эти деньги я не могу, купить квартиру и машину тоже». Ипотечный кредит, например, на 8 тысяч рублей в месяц учителю получить крайне сложно. А насчет того, чтобы купить машину… Я сама на велосипеде в школу езжу.

Рейтинг@Mail.ru