Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2008

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Рецензии

Лазарев В.С. Управление инновациями в школе.  Учебное пособие.  М.: Центр педагогического образования, 2008.

Задача образования состоит в том, чтобы содействовать полноценному проживанию ребенком разных возрастных периодов жизни.

Автор книги поставил задачу убедить читателя в том, что нынешняя школа нуждается в серьезных качественных изменениях. Если она претендует на создание условий, обеспечивающих развитие учеников, то сама должна стать развивающейся. Идея эта не нова, и кризис образования, о котором мы слышим уже не одно десятилетие, как раз и проявляется в отставании от перестройки в других сферах социальной жизни.

В.С. Лазарев – профессиональный психолог, один из ближайших учеников В.В. Давыдова. Ему принадлежат работы по психологии образования и управлению образованием. В настоящее время он является директором Института инновационной деятельности в образовании РАО. Все это позволяет доверять авторским рекомендациям.

Тот, кто следит за новинками педагогической литературы, в частности, по вопросам тенденций реформирования образования, может вспомнить о вышедшей в 2002 г. книге В.С. Лазарева «Системное развитие школы». Она была предназначена для руководителей ОУ, занятых разработкой программ развития.

За годы, прошедшие после этого, автор неоднократно встречался с директорами школ, проводил семинары, посвященные вопросам организации управленческой деятельности. Непосредственное общение показало, что многие проблемы до сих пор остаются нерешенными и потому нуждаются в специальном анализе, что и привело к появлению новой книги.

Предлагаемая вашему вниманию работа представляет собой расширенный и существенно переработанный вариант первого издания, что нашло отражение в ее названии.

По-прежнему волнуют автора вопросы системного развития образовательного учреждения. В этой связи несомненный интерес (не столько теоретический, сколько практический) представляет глава «Системное развитие школы: проектирование желаемой образовательной системы», где речь идет о планировании развития школы.

Автор описывает конкретный пример проектирования образовательной системы – гимназии № 1514 в Юго-Западном округе Москвы. Программа была разработана более 10-ти лет назад, но сам опыт вполне может быть использован сегодня заинтересованными руководителями школ.

Напомним, что Л.М. Плахова, в прошлом директор гимназии, о которой идет речь в книге, подготовила методическое пособие «Курс молодого бойца, или Азбука директора школы» (материалы печатались на страницах «Управления школой». – Прим. ред.)

Новое издание В.С. Лазарева содержательно шире за счет включения в него разделов, посвященных проектным технологиям и организации экспериментальной работы в ОУ.

Кроме того, обращаем внимание руководителей и других участников образовательного процесса на первые главы, в которых излагаются задачи современной школы и основные тенденции ее развития. На первый взгляд, все это не имеет прямого отношения к инновациям, но они только тогда станут эффективными, когда будут соответствовать направлениям развития современного образования.

Рецензии подготовила Марина СТЕПАНОВА
Рейтинг@Mail.ru