Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2008

ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ: ГИМНАЗИЯ № 12, г. ОМСК

Дорогу осилит идущий…

– Людмила Николаевна, прежде чем перейти к причинам, побудившим вас составить Публичный отчет гимназии, раскройте, пожалуйста, что для вас как для руководителя ОУ стоит за словами «создание эффективной образовательной среды»?

– Эффективная образовательная среда, на наш взгляд, способствует не только освоению учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных предметов, но и умению учиться, способности личности к саморазвитию.

В своей программе развития мы написали, что миссия социально ориентированной гимназии предполагает создание эффективной внутренней и внешней образовательной среды, способствующей тому, чтобы ученик мог реализовать себя:

– как субъект собственной жизни, деятельности и общения с учетом своих особенностей, возможностей и уровня притязаний;

– как личность интеллектуально развитая, творческая, самостоятельная, нравственно и социально ответственная, способная к самообразованию, жизненному и профессиональному самоопределению, коллективному созиданию;

– как личность, обладающая развитой рефлексией и навыками саморегуляции;

– как личность, способная к адаптации и самореализации в меняющихся экономических, социальных и психологических реалиях в обществе и государстве.

Программа развития написана четыре года назад. И мне приятно, что мы работали в унисон с разработчиками новых госстандартов, в концепции которых образовательные результаты понимаются как достижения общекультурного, познавательного и личностного развития учащегося.

– Что было самым сложным при составлении Программы развития гимназии? С какими специалистами вы консультировались?

– С одной стороны, мы понимали, что как образовательное учреждение особого типа, мы должны дать учащимся соответствующий уровень образования, а с другой, – мы чувствовали, что для многих ребят высокого уровня знаний не достичь никогда, но тем не менее они успешны в других областях деятельности, вне учебы.

Поэтому мы пришли к осознанию необходимости создания оптимальных условий для воспитания успешной личности, способной к творчеству и полноценному взаимодействию с окружающей средой в соответствии со своими индивидуальными особенностями и возможностями. Так мы определили статус своей гимназии как социально ориентированной. Но сомневались, насколько мы правы.

Сомнения развеял первый заместитель начальника управления образования города Омска Александр Михайлович Соломатин, ныне министр образования Омской области. Он подтвердил, что мы на правильном пути.

Также нашим консультантом, вдохновителем, соратником и партнером в период написания Программы развития гимназии была Лидия Иннокентьевна Гаврилова, главный специалист управления образования.

Кроме того, во время пребывания в Омске с курсом лекций академика М.М. Поташника мы обратились к нему с просьбой дать рецензию на нашу Программу. И Марк Максимович, подробнейшим образом изучив документ, сделал ряд замечаний, рекомендаций и пожеланий.

– С 2007 года вы принимаете участие в региональном проекте «Переход на нормативное финансирование ОУ из расчета на одного обучающегося», и в программе «Введение отраслевой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей». Как повлияло это на вашу гимназию? На вас как руководителя ОУ?

– Еще до того, как нашу гимназию включили в эксперимент по участию в этом проекте, мы внимательно изучали опыт других регионов (в частности, Тюмени и Архангельска), в том числе и с помощью публикаций в «Управлении школой».

Но тем не менее, только тогда, когда самим пришлось заниматься оптимизацией учебного процесса, мы поняли, как это непросто. Проводить ревизию того, что у нас есть, определять, в чем мы сильны, а в чем «западаем» – для этого нужна определенная доля мужества.

Как руководитель ОУ я должна была в интересах оптимизации учебного процесса принимать, как говорится, непопулярные решения, а как человек я думала о судьбе каждого отдельного учителя. Признаюсь честно: «руководитель» все-таки чаще брал верх. Наверное, сказалось в этом и то, что недавно прошла полуторагодичную профессиональную переподготовку и получила диплом по специальности «Менеджмент организации».

– Теперь обратимся к Публичному отчету. Почему вы решили это сделать?

– Не последнюю роль в этом сыграла ваша газета. Изучая материалы по составлению публичного отчета, знакомясь с опытом такой работы на примере других школ, мы что-то брали на заметку, фиксировали в своем коллективе. Постепенно начали думать о том, что мы могли бы рассказать о своей деятельности.

Когда я впервые сказала на административном совете (в ноябре 2007 года), что мы начинаем готовить публичный отчет, наступила минута молчания. Но потом все поняли, что в этом нет ничего страшного. Нам есть чем поделиться, хотя мы и не достигли каких-то грандиозных успехов. Публичный отчет даст нам возможность отчитаться перед нашими основными заказчиками – родителями, которые доверили нам своих детей.

Кроме того, опыт опубликования отчета о работе Благотворительного Фонда в прессе у нас уже есть.

Гимназия в цифрах

Количественное соотношение выпускников 9-х, 11-х классов гимназии, поступивших в вузы, НПО, СПО.

Вопросы

2004-2005

2005-2006

2006-2007

1. Количество выпускников, поступивших в ВУЗы, в % от общего числа выпускников

68,6

71,4

25

2. Количество выпускников, поступивших в СПО, в % от общего числа выпускников

27,5

26,5

60

3. Количество выпускников, поступивших в учреждения НПО, в % от общего числа выпускников 9-го класса

6,7

14,8

4. Количество выпускников, поступивших в учреждения СПО, в % от общего числа выпускников 9-го класса

18,9

9,9

Продуктивные технологии и методики в обучении в %

Виды технологий

2004-2005

2005-2006

2006-2007

Метод проекта

13

26,7

38,9

ЛДО

18,2

18,6

25,7

Информационно-коммуникационные

36,4

43,2

59,1

Проблемного обучения

31,8

32,5

32,5

Игровые технологии

45

47,0

48,2

Дифференцированного обучения

41

44,3

44,9

 

– Как вы решали, какие именно стороны жизни гимназии нужно отразить в своих материалах?

– Мы решили рассказать о том, что нам, на наш взгляд, удается лучше всего, что для нас является наиболее значимым. С коллегами мы можем поделиться нашим опытом, если он их заинтересует. От родителей готовы услышать как слова одобрения, пожелания, так и упреки, советы. Что касается учащихся, то хотелось бы, чтобы они почувствовали: все, что мы делаем, – для них и ради них.

– Людмила Николаевна, как вы считаете, достаточно ли сегодня у руководителя школы информации и знаний о том, как сделать свое ОУ открытым, как лучше представить свой опыт родителям, общественности в городе?

– С 2006 года гимназия участвует в сетевом проекте «Управление Открытой Новой школой в социально-образовательном пространстве крупного промышленного Региона Сибири», которым руководят академик В.И. Загвязинский (г. Тюмень) и профессор И.А. Маврина (г. Омск). В связи с этим мы давно работаем над проблемой открытости гимназии.

Так, например, в основе формирования школы открытого типа мы видим расширение и укрепление взаимосвязи с социумом. Если для традиционного образовательного учреждения характерно стремление к искусственной изоляции от среды, то школа открытого типа не изолирует себя от нее, а принимает ее положительные и отрицательные стороны и естественно реагирует на них.

Мне очень нравятся слова директора московского Центра образования № 548 «Царицино» Ефима Лазаревича Рачевского по этому поводу: «Открытость школы – сильное конкурентное преимущество, которое определяет успех и перспективность. Но открытость – это не только принципы и ценности, но и технологии, которым надо учиться. Если мы будем держать глухую оборону, заперев наши цеховые двери, то не станем жертвой их взлома. Их никто не будет штурмовать – просто обойдут и двинутся дальше, но уже без нас».

Мы долго думали и много спорили о том, как лучше представить свой опыт. В итоге решили о своей непростой работе рассказать доступным языком так, чтобы это было интересно и специалистам, и просто жителям нашего города, которые захотели бы привести к нам в гимназию своих детей.

При написании Публичного отчета нам не хватало опыта. Ведь мы это делали впервые. Но, думаю, что в следующий раз будет легче, т.к. надеюсь, что наши родители, прочитав отчет, подскажут нам, о каких сторонах жизни гимназии они хотели бы узнать подробнее.

Основные направления программы развития ОУ, реализующие инновационную идею

  • Введение продуктивных технологий, позволяющих реализовать идеи компетентностного подхода: личностно ориентированные, информационно-коммуникационные, личностно-деятельностные и др.

  • Переход к профильному обучению учащихся старших классов с 2006/07 учебного года.

  • Медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса гимназии.

  • Переход основной школы на ОС «Школа 2100» в 2007/2008 учебном году.

  • Участие в экспериментальных инновационных площадках социальной тематики. Создание модели Открытой Новой школы.

  • Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательную и управленческую деятельность.

  • Повышение квалификации педагогических и руководящих кадров в области использования информационно-коммуникационных технологий.

  • Создание единого информационно-образовательного пространства за счет создания локальной сети гимназии.

  • Создание условий обучающимся и педагогам гимназии для персонального доступа к компьютерам.

  • Совершенствование материально-технической базы гимназии.

– Кого будете знакомить с Публичным отчетом?

– Прежде всего нынешних и будущих родителей. Мы выложим отчет на сайт гимназии, напечатаем в гимназическом журнале и одной из омских газет. В этом нам обещает помочь наш партнер, депутат Законодательного Собрания Омской области, первый вице-президент Инвестсбербанка В.Н. Степанов.

Разумеется, познакомим с отчетом и Департамент образования Администрации г. Омска и свое родное Управление образования Советского административного округа, и Министерство образования области.

– Дайте, пожалуйста, дружеский, неформальный совет коллегам, касающийся подготовки школой Публичного отчета.

– Прежде всего, не бойтесь! Все, что делаешь впервые, не всегда бывает гладко и на «отлично», но опыт приходит с делами.

Дерзайте, дорогие коллеги! Дорогу осилит идущий...

 

Гимназия в цифрах

Финансирование

Вопросы

2004-2005

2005-2006

2006-2007

1. Количественное изменение контингента учащихся относительно первого года (2004-2005)

569

603

585

2. Количество финансовых средств, потраченных на обновление основных фондов

22954

12124

69989

3. Количество средств учредителя в рублях в год (зарплата, отчисления на зарплату, оплата по договорам за оказанные услуги, содержание здания и помещений, оплата коммунальных услуг)

4395109

5013768

8942243

4. Количество внебюджетных средств в год:

526056

541515

425124

• дополнительные платные услуги

89230

247260

270448

• добровольные пожертвования

32154

64179

5. Из консолидированного бюджета потрачено на информационные технологии

241798

6. На материально-техническое снабжение

78232

94309

111188

7. На комплектование библиотечного фонда

1600

4835

18491

8. На коммунальные платежи

597777

9. Фонд оплаты труда

3033627

3482684

5551522

 

 

Рейтинг@Mail.ru