Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №12/2008

ПАРТНЕРСТВО

Сетевое взаимодействие

Международные уроки управления школой

Плеск воды, сияние солнца днем и прозрачный воздух по вечерам, смешение русской и английской речи, обсуждение поставленной проблемы в командах, споры о том, что такое сетевое взаимодействие, прогулки по березовой роще в перерывах между работой – таков карандашный набросок прошедшей в Подмосковье под занавес учебного года Международной Школы директоров школ…

В поисках лучших практик…

Около 20 директоров успешных школ из России, Казахстана, Украины, Молдовы и Румынии собрались на базе отдыха на берегу Клязьминского водохранилища, чтобы на пять дней погрузиться в проект «Совершенствование управления школами через развитие сетевого взаимодействия и международного диалога». Именно эту тему для первой Международной Школы выбрали ее организаторы и инициаторы – фонд «Новая Евразия», Институт «Открытое общество» и центр «Образование 2000+» (Румыния).

Для того чтобы оказаться на этой встрече, руководители образовательных учреждений должны были заранее выполнить ряд заданий. В частности, написать эссе о собственном директорском кредо, описать личное участие в тех или иных сетевых проектах, представить направление работы своей школы. В результате о себе смогли заявить инициативные и неравнодушные лидеры. География России была представлена директорами из Петрозаводска, Воронежа, Чувашии, Норильска, Усть-Илимска, Агинского Бурятского АО, Красноярска и Приморского края.

Директора школ с энтузиазмом и юмором комментировали свои записи у «Дерева ожиданий»

Цель проекта – создание международной сети директоров школ и сетевого курса повышения квалификации на основе лучших управленческих практик. Как видите, миссия ответственная и амбициозная. Но руководитель программы поддержки общего и среднего профессионального образования фонда «Новая Евразия» Елена Головко убеждена в необходимости и продуктивности такой работы. «У нашей Школы есть практические и методические задачи, – говорит Елена Алексеевна. – Все они направлены на развитие международного сообщества руководителей образовательных учреждений, заинтересованных во внедрении современных подходов в управлении».

Среди ожидаемых результатов Школы можно выделить следующие:

  • создание ресурсного пакета проекта, признаваемого международным сообществом директоров школ;

  • появление сетевого модульного курса повышения квалификации руководителей ОУ;

  • развитие международного сообщества директоров школ, объединенного в сеть;

  • проведение ежегодной международной школы, выступающей в роли механизма развития профессионального сообщества директоров школ.

Планы воистину наполеоновские. И было бы наивно полагать, будто все это возможно сделать за каких-то пять дней. Предполагается, что после первой Школы последует вторая. Но уже не в России, а в Румынии. Там и продолжится работа по тем направлениям, которые были сформированы здесь, в Подмосковье.

Давайте посмотрим, чем же занимались руководители школ…

Экспертные выступления и командные обсуждения

В первый день сразу после знакомства с коллегами (каждому участнику встречи выделялось три минуты для рассказа о себе и своем учебном заведении), слово предоставили приглашенным экспертам из России, Румынии, Чехии и Бельгии. Их задачей было обозначить ключевые позиции по теме «Перспективная модель школы и позиция директора».

Так, завкафедрой педагогики Академии социального управления Григорий Корнетов сделал акцент на педагогической культуре директора школы, которая помогает «чувствовать» запросы педагогов, детей и родителей.

Эксперт Министерства образования Румынии Палома Петреску высказала мнение о том, что в современной школе идет состязание между компьютером и учителем, и потому особое внимание руководители образовательных учреждений должны сейчас уделять подбору педагогов. «Компьютер никогда не заменит хорошего учителя, – уверена она. – Главной характеристикой хорошей школы является педагогический коллектив».

Координатор работы Международной Школы Елена Головко (вторая справа) разъясняет принципы работы украинским и румынским директорам школ

Несмотря на то, что все руководители школ познакомились друг с другом несколько часов назад, атмосфера в группах была доверительной, непринужденной и творческой

Коллегу поддержал директор центра образования № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский, заявивший, что основной фигурой в успешной школе является учитель, и потому грамотный управленец всегда будет о нем заботиться и его оберегать.

После такой разминки все участники Школы разбились на команды. Каждой из них было дано задание подготовить презентацию по тематическому модулю. Заметим, что команды формировались абсолютно добровольно, но по сходным интересам.

Так, одну группу составили те, кто активно занимается работой с управляющим советом. Вторая объединила руководителей школ, в которых применяется методика разновозрастного обучения и развивается технология индивидуальных учебных планов. Третьи собрались вместе для того, чтобы обобщить опыт по мониторингу качества образования.

Заметное оживление вызвало у директоров «Дерево ожиданий», которое нужно было создать в финале первого дня работы. Организаторы раздали всем разноцветные листочки бумаги для записи как своих чаяний, так и опасений, связанных с участием в Международной Школе.

Эксперты Эрик Веркаммен из Бельгии (слева) и Палома Петреску из Румынии (крайняя справа) с помощью переводчика с огромным интересом вникали во все обсуждаемые вопросы

Эксперт Британского Совета и Института «Открытое общество» Елена Ленская (слева) и эксперт комиссии Совета Европы по реформированию образования Милан Пол

На второй день все команды представляли результаты своих трудов. Как говорится, первый блин комом. Выстроить структуру обучающих модулей с первого раза ни у кого не получилось… Эксперты и организаторы Школы терпеливо и тщательно разъясняли принципы их построения и акцентировали внимание участников на основных отправных точках, с которых могло бы начаться развитие той или иной темы.

Один из дней работы семинара был посвящен обсуждению проекта создания сетевой школы директоров. Героем этой дискуссии стал эксперт комиссии Совета Европы по реформированию образования Милан Пол (Чехия). Он подробно рассказал о всевозможных сетевых проектах школ в Чехии. Один из них, к примеру, назывался «Учителя для учителей», и его идея состояла в том, чтобы из успешных педагогов «вырастить» хороших методистов.

Другой проект «Мосты через границы» был разработан для семи чешских школ с тем, чтобы они научились анализировать и оценивать свою деятельность. Он длился два года, и его суть состояла в том, чтобы сами управленческие команды ОУ обсудили английскую модель самооценки школ, попробовали применить ее у себя на практике и внесли в нее свои коррективы в соответствии с условиями системы образования Чехии.

Участвовал господин Пол и в международном сетевом проекте с Албанией, когда руководителей албанских школ готовили к роли экспертов по образованию.

Организаторы приготовили для директоров множество интерактивных задач. Так что никто не засиживался на месте подолгу. Всем постоянно надо было что-то доказывать, аргументировать, иллюстрировать, разъяснять…

Но главное, чем поделился Милан, была схема возможной самооценки международной сети директоров образовательных учреждений. Для того чтобы определить работоспособность сети, можно основываться на следующих позициях:

– общий взгляд на проблему;
– определение того, в чем нуждается сеть для решения проблемы;
– разработка действий;
– фиксирование обязательств участников сети;
– четкое распределение объема работы по времени;
– определение ресурсов, привлекаемых для работы.

Задание на дом

В последний день работы окончательно сдружившиеся директора обсуждали наиболее оптимальные способы взаимодействия своих проектных команд, искали всевозможные формальные и неформальные виды сотрудничества, составляли расписание для того, чтобы четко понимать, кто, что и в какие сроки должен сделать, фиксировали в своих записных книжках задания от организаторов ко второй Международной Школе директоров школ.

Разъезжались все с улыбками и надеждой встретиться осенью нынешнего года на второй Международной Школе.

Возможно, единственное, чего не хватило мероприятию, – это времени для более полного погружения в проблематику и участия в нем психологов. Последние, на взгляд стороннего наблюдателя, могли бы ощутимо помочь директорам более продуктивно поработать над будущими обучающими модулями именно с точки зрения психологии восприятия информации.

Но, так или иначе, начало положено. И, разумеется, никто из участников этого действа не уехал домой без новых идей, друзей и осознания того, что вместе можно сделать новый, полезный и необычный проект, объединив тех, кто всерьез увлечен управлением школой…

Яна САРТАН
Рейтинг@Mail.ru