Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №12/2008

СОБЫТИЯ

Дошкольное образование

От младенчества до школы

В дошкольных учреждениях столицы разрабатываются новые технологии сотрудничества с семьей

Известно, что в период дошкольной жизни ребенок получает столько же информации об окружающем мире, сколько потом за все десять школьных лет. Ведь в раннем возрасте знания приобретаются из любопытства и потому гораздо прочнее оседают в сознании, чем то, что заучивается в школе по принуждению. Об этом шла речь на заседании по проблемам воспитания и образования детей раннего возраста, которое состоялось в Москве в рамках VII Международного совещания руководителей образовательных учреждений. Представители органов управления образованием и общественных организаций столицы поделились опытом с коллегами из 33 стран Европы и Азии…

От пятилетнего ребенка до меня только шаг,
а от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние.

Л.Н. Толстой

Заместитель начальника Управления дошкольного и общего образования Департамента образования Москвы Мария Цапенко сообщила несколько ярких цифр. К примеру, в столице сейчас существуют 18 направлений работы с дошкольниками. Для их реализации создана городская экспериментальная площадка, в которую вошло 29 государственных ДОУ и одно негосударственное. Кроме того, открыто 15 ресурсных образовательных центров. Их цель – собрать весь богатый столичный опыт и представить его регионам. Среди тем, на которых акцентируется внимание, такие:

  • Изучение дошкольниками иностранных языков.

  • Какие игрушки и игры должны использоваться дома и в детских садах.

  • Современные дети. Какие они? Если ребенок стал другим, то и мы должны измениться.

Отдельный разговор был посвящен столичной программе «Московская семья – компетентные родители». Ее основной целью является объединение научно-культурных, научно-образовательных и педагогических ресурсов, сосредоточенных в городе, для обеспечения разносторонней поддержки социокультурного и воспитательного потенциала московской семьи. Эта программа реализуется в ДОУ столицы второй год.

В фокусе внимания была и тема психолого-педагогической поддержки семей. Ее рассматривали по нескольким позициям:

  • Сопровождение семьи от ожидания ребенка до начала его школьной жизни (c этой целью в каждом ДОУ создаются соответствующие программы психолого-педагогического сопровождения семьи с учетом возраста ребенка).

  • Охват разных категорий родителей институтом родительства. Здесь имеется в виду:

    • поддержка родителей;

    • поддержка детей с ограниченными возможностями;

    • институт прародителей: бабушки и дедушки;

    • институт гувернерства;

    • институт профилактики и урегулирования семейных конфликтов;

    • институт приемных и патронатных родителей;

    • поддержка детей и родителей, посещающих ДОУ;

    • поддержка родителей, воспитывающих детей дома.

  • Создание инфраструктуры поддержки семей на уровне шаговой доступности (с этой целью в Москве созданы консультативные пункты для родителей, имеющих детей в возрасте от года до семи лет и не посещающих ДОУ по разным причинам).

По словам завкафедрой педагогики и методики дошкольного образования МИОО Ксении Белой, «все больше руководителей ДОУ стремятся работать как учреждения открытого типа, как социально-педагогические центры, интегрирующие семейный фактор социализации детей. Это крайне важно, т.к. мы стараемся обеспечить непрерывность сопровождения процессов социализации ребенка с раннего до младшего школьного возраста в едином социальном пространстве жизни ребенка: семья – детский сад – школа – микрорайон».

Сегодня во многих ДОУ столицы апробируются всевозможные технологии сотрудничества с семьей. Особо выделяются образовательно-игровые программы, в ходе которых решается множество задач. В том числе – использование активных методов общения ребенка с целью интеграции его знаний в практические действия и предоставление родителям информации об исследовательской позиции детей.

Такая работа разворачивается, как правило, вокруг ресурсного центра, объединяющего несколько ДОУ. Они связаны единой исследовательской проблематикой по принципу информационно-переговорной модели. Их цель – отработка механизмов сетевого взаимодействия всех ДОУ столицы и внедрение в практику инновационных идей.

Программа «Московская семья – компетентные родители» включает в себя и научно-методический комплект. Это уже изданные и готовящиеся к выпуску статьи, пособия, сборники. Комплект формируется по трем блокам:

  • для родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста;

  • для педагогов, работающих с детьми и родителями;

  • для детских садов по организации системы взаимодействия с семьями воспитанников.

Кстати…

Руководитель Департамента образования Москвы Ольга ЛАРИОНОВА рассказывает о столичных нововведениях в области дошкольного образования:

– Московская семья стала другой. Если в начале 90-х годов был отток из детских садов, то сейчас в Департамент образования Москвы поступает все больше вопросов о качестве работы ДОУ.

В то же время есть мамы, не отдающие детей в ДОУ, желающие сами чему-то научиться для того, чтобы заниматься с ребенком. Поэтому мы организуем центры игровой поддержки. Все чаще на первых этажах жилых домов правительство столицы выделяет часть площади, которая затем юридически присоединяется к существующим ДОУ. Туда и приходят мамы с детьми на 2–3 часа. Их вместе учат рисовать, лепить и т.д. Родителям также выдают пособия, чтобы подобные занятия можно было проводить и дома. Такая форма работы сейчас очень востребована.

На встрече был также представлен опыт работы ресурсного центра ДОУ № 2923 «Академия детства» по индивидуальному развитию детей дошкольного возраста. Здесь ведется работа по поддержке интеллектуального развития ребят при формировании у них познавательных способностей. Это та платформа, на которой в будущем можно самостоятельно проектировать свое жизненное пространство.

В «Академии детства» убеждены в необходимости повышения компетентности ребенка в среде сверстников. Самое главное – каким образом и в каком сочетании он будет компилировать и использовать познавательные процессы для того, чтобы решить поставленную перед ним задачу. Гармоническое воспитание ребенка предполагает развитие всех видов способностей. И потому задача ресурсного центра – найти программу, их объединяющую.

Эта работа отлично вписывается в рамки пилотного проекта в области воспитания и образования детей младшего возраста «Московское образование: от младенчества до школы». Он реализуется в рамках Соглашения между ЮНЕСКО и Департаментом образования города Москвы, суть которого в том, что ЮНЕСКО и 192 страны взяли на себя обязательство предоставить к 2015 году качественное дошкольное образование максимальному количеству детей.

Подготовила Марина КОСОБОК
Рейтинг@Mail.ru