Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №1/2008

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

Документ

Положение о научном обществе учащихся

(Лицей, г. Троицк)

I. Общие положения

Научное общество учащихся Лицея (далее НОУ Лицея) – это добровольное творческое объединение учителей и учащейся молодежи, стремящейся совершенствовать знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, развивать интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской работы под руководством педагогов, ученых, инженеров и других специалистов.

Задачи НОУ:

1. Формирование образовательного пространства школы с высоким уровнем мотивации к знаниям.

2. Участие в формировании единого школьного сообщества со своими научными, образовательными и школьными традициями.

3. Раскрытие склонностей и развитие интересов учащихся к научно-поисковой деятельности.

4. Помощь в профессиональной ориентации учащихся.

5. Подготовка членов НОУ к самостоятельной научно-исследовательской работе.

6. Формирование у учащихся понятий научной методологии и критериев научного знания.

7. Создание условий для вовлечения в коллективную поисково-исследовательскую деятельность учащихся разного возраста для их возможной совместной работы с профессиональными работниками НИИ и вузов.

8. Проведение исследований, имеющих научно-познавательное или практическое значение.

9. Разработка и реализация проектной деятельности в различных областях жизни школы.

10. Развитие навыков компетентностного и деятельностного подхода у учащихся и преподавателей.

11. Формирование комплекса образовательных и социальных компетенций, социализация учащихся.

12. Пропаганда достижений науки, техники, литературы, искусства.

II. Содержание и формы работы

1. Формирование навыков компьютерной библиографической работы с массивом данных учебной, научной и иной литературы.

2. Выработка основ научного реферирования, оппонирования и анализа учебной, научной и иной литературы, подготовка рефератов и докладов на конференции, семинары, конкурсы и другие мероприятия.

3. Организация и проведение отдельных и комплексных экспериментальных работ на базе школы и в сотрудничестве с другими организациями.

4. Разработка и реализация межсекционных, межшкольных и других научно-познавательных или исследовательских проектов.

5. Создание кружков, факультативов, разработка спецкурсов, системы творческих заданий, рассчитанных на различные возрастные группы учащихся.

6. Организация лекториев по темам проектов, по вопросам культуры умственного труда, по отдельным вопросам науки, техники, искусства; организация музейных экспозиций, выставок.

7. Проведение традиционных и тематических учебно-научных конференций, семинаров НОУ (и т.п.) на базе Лицея, участие в аналогичных мероприятиях разного уровня.

8. Участие в подготовке и проведении предметных олимпиад и творческих конкурсов на базе Лицея, участие в различных олимпиадах и конкурсах.

9. Создание и участие в работе творческих групп для решения конкретных конкурсных, познавательных или исследовательских задач.

10. Подготовка и участие в совместных мероприятиях и акциях НОУ и Парламента Лицея;

11. Издание альманаха или сборника трудов НОУ – Вестник НОУ «Лицеист», других сборников, организация стенной печати.

12. Подготовка компьютерных презентаций по темам проектной деятельности НОУ и Лицея и представление их на сайте учреждения.

13. Регулярное освещение работы НОУ на интернет-сайте Лицея и в электронных средствах массовой информации.

14. Подготовка и апробация компьютерных учебных программ, пособий, подготовка видеоматериалов, приборов, установок для реализации учебного процесса опытно-экспериментальной деятельности.

15. Проведение регулярных обзоров педагогической, научной и научно-популярной литературы.

III. Членство в НОУ

1. Участвовать в работе НОУ могут ученики и учителя Лицея, учащиеся других школ, сотрудники научно-исследовательских институтов и вузов, студенты, ученые.

2. Члены НОУ – любые лица, принимающие участие в работе кружков, секций, спецкурсов, лекториев, факультативов, организуемых НОУ и выполняющих задания НОУ, учащиеся лицейских классов Лицея, учащиеся других классов и школ согласно п. 3.

3. Членами НОУ являются лица, постоянно занимающиеся поисково-исследовательской деятельностью, проводящие самостоятельные исследования, активно участвующие в реализации проектов НОУ, а также сотрудники НОУ: руководители кружков, секций, факультативов, члены редколлегии «Вестника НОУ», представители руководящих органов научного общества учащихся.

4. НОУ и его члены имеют право участвовать в работе других учебных и научных организаций – как в составе, так и на правах ассоциированных членов или подразделений.

Члены НОУ имеют право:

– использовать материальную базу НОУ для самостоятельных исследований;

– получать консультации и рецензии на свои работы, иметь научного руководителя;

– публиковать результаты собственной исследовательской работы в печатных органах НОУ;

– руководить работой кружков, факультативов, лекториев, поисковых групп;

– избирать и быть избранными в руководящие органы НОУ;

– быть избранными и участвовать в работе других учебных и научных организаций;

– добровольно выйти из состава НОУ.

IV. Руководящие органы НОУ

1. Верховным органом НОУ является общее собрание членов НОУ, которое проводится не реже одного раза в год.

2. Собрание НОУ избирает Председателя и его заместителей по научным секциям, которые руководят НОУ в течение учебного года.

3. Собрание утверждает Ученый совет НОУ из состава преподавателей НОУ.

4. Собрание заслушивает и утверждает отчет Председателя или его заместителей.

5. Председатель, его заместители по секциям и Ученый совет из состава преподавателей НОУ рекомендуют и назначают мероприятия научного общества учащихся.

V. Структура НОУ

1. Общество состоит из трех секций: гуманитарной, естественно-научной и физико-математической, включая информатику. Все секции осуществляют научно-методическую поддержку направлений.

2. Гуманитарная секция объединяет филологическое, лингвистическое, историческое и искусствоведческое направления.

3. Естественно-научная секция объединяет математическое, физическое, химическое, биологическое, географическое, экологическое направления.

4. Физико-математическая секция объединяет математическое, физическое направления и информатику.

VI. Атрибутика НОУ

1. Девиз НОУ

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель…

А.С.Пушкин

2. Эмблема НОУ

 3. Описание эмблемы НОУ

Ранее эмблема НОУ являлась эмблемой команды лицея в конкурсе «Лучшие школы России–2006».

Она содержит три основные идеи.

Главное учебное достижение лицея за все годы его существования – четвертое место в России по результатам международного исследования качества образования PISA–2003. На международных конференциях, посвященных результатам этого исследования, возможно с нашей легкой руки, появился термин «пизанское исследование». Аббревиатура PISA ассоциируется с названием итальянского города. А символ Пизы  – знаменитая башня, на которой проводил свои выдающиеся эксперименты Галилей. Основными профилями нашего ОУ являются физико-математический и технический. Поэтому башня – естественный символ, объединяющий главные направления деятельности Лицея, достижения в международном исследовании и научную деятельность учителей и учащихся.

А присутствующая на эмблеме репка отражает основную идею творческой презентации лицея на том конкурсе. Вытягивание репки – сказочный аналог реформирования системы образования и самого процесса получения знаний в условиях сотрудничества всех участников образовательного процесса.

Обрамляет предыдущие символы девиз команды Лицея «Не ради славы – ради совершенства!», который должен был давать ответ на вопрос, зачем команда участвует в конкурсе.

Эта символика созвучна основным идеям работы научного общества учащихся Лицея и в настоящее время является его логотипом.

Рейтинг@Mail.ru