Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №1/2008

EDUCATION

Продуктивное образование

Двадцать лет спустя...

Под Новый год исполнилось 20 лет с момента открытия одной из самых интересных инновационных школ мира – берлинской Stadt-als-Schule («Город как Школа»). Во время празднования юбилея гости и те, кто здесь сегодня работает, вспоминали, как все начиналось, подводили итоги, строили планы на будущее. А мы попробуем не только рассказать об этом, но и попытаемся найти ответы на некоторые вопросы. Чем отличается эта школа от других? С какими проблемами сталкивается ее педагогический коллектив и администрация? Можно ли такой опыт использовать в России?..

Новое – это...

Идея о том, что не все дети могут познавать мир через книги и учебники, давно витает в умах педагогов и исследователей всех стран мира. Немецкие ученые не исключение: они, как и многие их соратники, достаточно писали о том, что система образования должна быть сфокусирована на ребенке, что нужно позволить каждому учиться так, как ему удобнее. Но теория без практического воплощения остается лишь несбыточной мечтой.

Йенц Шнайдер был одним из таких ученых, прошедших четырехлетнюю практику работы в общеобразовательной школе (будучи учителем математики и спорта), разочаровавшихся в системе и пытавшихся придумать альтернативу. В начале восьмидесятых рядом с ним сотрудничала Ингрид Бём, тоже начинавшая свою карьеру с работы в школе (в должности социального работника, помогающего трудным детям, улаживающего их конфликты с родителями и со школой). Вместе они решили создать учебное заведение, подходящее для всех ребят, а не только для одаренных детей. Но их первый опыт оказался несостоятельным: школа, которую они открыли, быстро закрылась.

В 1985 г. они отправились в Америку, чтобы познакомиться с опытом развивавшейся в Нью-Йорке инновационной образовательной модели «Город как Школа». А вернувшись в Германию, решили сделать нечто подобное в Берлине.

Начали с малого: при одной из школ открыли клуб (как систему дополнительного образования), в который пригласили тех ребят, которые по тем или иным причинам перестали посещать уроки. Тем, кто к ним пришел, предложили найти в городе место, где их взяли бы на работу в качестве подмастерьев, помощников. Обязательным условием было то, что подмастерьям не платят заработную плату. Они трудятся лишь за знания, получаемые во время работы.

Работу ученики «Город как Школа» находят самую разную. Кто-то пробует себя в обувной мастерской (на фото сверху), кто-то – в салоне стеклодизайна (на фото внизу). Но на любом рабочем месте первые шаги учащиеся всегда делают лишь вслед за профессионалом. И именно благодаря такой ситуации у старшеклассников появляется личная заинтересованность в учебе.

Ребята поговорили с друзьями, знакомыми, родственниками, нашли места, куда их согласились взять на длительную практику – несколько месяцев. Утром они трудились, а вечером приходили в клуб и рассказывали о том, что с ними происходило на работе, чему они научились, что им не удалось сделать, и чего они хотят достичь. За год, в течение которого работал клуб, почти все молодые люди (от 14-ти до 16-ти лет), пришедшие туда, вернулись в школу – у них появился стимул для обучения, новый интерес.

Ингрид Бём и Йенц Шнайдер проанализировали результаты и подали официальное заявление в Министерство образования Берлина с просьбой открыть школу, в которой дети будут учиться по новой системе: работая подмастерьями большую часть недели. Чтобы такую идею осуществить в Германии, потребовалось разработать программу. В итоге нью-йоркская система «Город как Школа» была трансформирована под немецкую действительность, появились четкие рамки, которые учителя и ученики до сих пор неукоснительно соблюдают.

Берлинская «Город как Школа» открылась в 1987 г. в заброшенном помещении, которое отмывали и реставрировали учителя и ученики. В то же время Ингрид Бём и Йенц Шнайдер создали Институт продуктивного образования, стали пропагандировать эту систему и обучать учителей для работы в ней.

На сегодняшний день берлинская «Город как Школа» является единственной в городе школой продуктивного образования, но параллельно существует еще более сорока проектов, открытых при обычных общеобразовательных школах.

Проект продуктивного образования, как его понимают в Германии, предполагает создание групп учеников (от 10-ти до 30-ти) старшей школы, в которой молодые люди учатся не по классно-урочной системе, а по модели продуктивного образования.

Как работает школа?

Город

Самое главное и самое сложное в обучении молодых людей происходит не в школе, а за ее стенами. На каждый триместр (учебный год в Германии состоит из трех частей) ученик ищет работу в городе, где он будет подмастерьем. Кто-то сам заходит в интересующие его заведения, кому-то в поиске помогают родители, друзья, родственники.

В случае нахождения места работы ученик подписывает трехсторонний договор (вместе с работниками предприятия и тьютором), в котором указывается, что в течение трех месяцев три дня в неделю по шесть часов в день молодой человек будет учиться вне стен школы, на месте практики (подчеркнем еще раз, что денег он не получает, так как это является его учебой. – Прим. ред.). Тем, кто не может найти интересную практику самостоятельно, помогает школа. При этом места работы каждый раз должны быть разными, даже если ученик считает, что уже нашел свое будущее призвание.

Молодые люди принимаются на работу без опыта и каких-либо знаний о профессии, и это – главный стимул к учебе.

Посмотрим на примеры.

Девушка приходит в парикмахерский салон. Она с детства мечтала о профессии парикмахера. Сначала ей не доверяют никаких профессиональных операций, просят подмести пол, заварить кофе или чай для сотрудников. Если она выполняет это добросовестно, через некоторое время ее роль меняется. Девушка не только наблюдает за процессом, происходящим в парикмахерской, но уже начинает задавать вопросы. Чем отличаются краски? Как правильно завивать волосы? Почему разная краска придает различный цвет волосам?..

Молодой человек нашел место практики в салоне стеклодизайна. Он тоже начинает работу с уборки помещения и заваривания кофе, но через некоторое время ему дают инструменты, показывают, как резать стекло... Выясняется, что каждое нужно резать по-разному. Некоторые его виды ровно разрезать вообще нельзя, а нужно сделать надрезы с двух сторон и после – поджечь…

Девушка работает помощником воспитателя детского сада. Она учится понимать детей, играть с ними. Начинает осознавать, что такое правильная речь, риторика (ведь малышам нужно произносить все слова четко, внятно, чтобы каждому все было понятно)…

К концу практики молодые люди уже могут выполнять некоторые простейшие профессиональные операции, а в школе делают проекты, связанные с работой. В случае с парикмахерской, в частности, может быть проведено теоретическое исследование «Способы завивки волос», куда войдут и история вопроса, и химические составы для завивки, и анализ проблем наследственности, и многое другое.

В следующем триместре ученик будет работать уже в другом месте, где появятся и новые вопросы. И так – шесть раз за два года обучения в «Городе как Школа».

Этот способ учения и называется продуктивное образование. В Германии он используется все шире, но в основном не в отдельных школах, а в небольших проектах (от 15-ти до 40-ка учеников), открытых при обычных общеобразовательных учебных заведениях.

Школа

В Stadt-als-Schule каждый учитель отвечает за определенных учеников, для которых является тьютором, помогает им построить индивидуальный план в школе и на месте практики.

Основных задач у тьютора две. Первая – подсказать ученику, какие вопросы можно и нужно задавать. Вторая – помочь ментору (наставнику на рабочем месте. – Прим. ред.) ответить на эти вопросы в доступной для ученика форме и поддержать у молодого человека желание учиться. Тьютор обязан посещать рабочие места, объяснять менторам, в чем особенность продуктивного образования, чем оно отличается от обычного профессионального обучения, что нужно ученику от прохождения практики.

Также тьюторы общаются с родителями ребят, ведут индивидуальные консультации с учениками. Каждый тьютор работает с группой из 9–10-ти студентов девятого и десятого классов.

Процесс учебы внутри школы организован следующим образом. Три учителя вместе со своими подопечными образуют одну группу, в нее входит примерно 27–30 человек. В таком составе ребята находятся большую часть своего времени: в коммуникативных группах (их ведут совместно три тьютора), на занятиях по математике, иностранному и родному языку (тьюторы проводят эти уроки по очереди, в соответствии со своей педагогической квалификацией, часто подменяя один другого). Но обычных уроков, в нашем понимании этого слова, крайне мало: основной учебный процесс внутри школы проводится в виде индивидуальных занятий по собственным проектным или реферативным темам, итоговых докладов и обсуждений.

Если попробовать расписать учебный день, то получится следующее.

Два академических часа – коммуникативная группа (обсуждение того, что происходило на практике, беседы на важные для ребят темы, диспуты, психологические мини-тренинги и т.д.). В конце этих занятий ребята говорят, что именно они планируют сделать за время учебы в школе, после чего работают уже индивидуально: читают что-то по выбранной теме, пишут доклады, проводят исследования. Этот вид деятельности тоже продолжается около двух часов.

Потом группа собирается в своем классе. Если готовы доклады, их слушают и обсуждают. Если нет, проводится урок математики или английского языка. В конце дня – снова коммуникативная группа.

Но не стоит думать, что молодые люди занимаются только двумя–тремя учебными дисциплинами. На самом деле темы докладов, исследовательских работ настолько разнообразны, что охватывают все предметы школьного цикла, но не с единообразной позиции общей программы, а со стороны тех проблем, которые интересны ученикам в настоящий момент. За два года учебы (9–10-е классы), каждый делает интересные работы и по истории, и по литературе, и по географии, и по остальным предметам. Это учитывается при промежуточной и итоговой аттестации.

На сегодняшний день в Stadt-als-Schule учится около 150-ти молодых людей, то есть, созданы пять учебных групп. Но было бы опрометчиво не использовать возможности школы и вести всю учебу в ней только в замкнутых учебных группах. Конечно, этого не происходит.

Во-первых, внутри школы созданы специальные учебные пространства (и, естественно, отведены часы) для занятий по основным предметам (математика и языки) на собственном уровне. На них приходят ребята из разных групп, там работают и все вместе, и индивидуально, консультируясь у учителя.

Во-вторых, два урока в неделю отведены для того, чтобы молодые люди посещали предметы по своему выбору. Занятия ведутся учителями школы. Среди таких предметов есть спортивные секции, психологические тренинги, кулинария и многое другое.

Самые обычные истории

Ожидая директора школы, пообещавшего дать интервью, я зашла в школьное кафе. Два молодых человека с фигурными стрижками и учительница приводили в порядок помещение. Юноши с радостью согласились побеседовать со мной, тем более что один из них оказался силен в английском и был не прочь попрактиковаться.

– Меня зовут Дарио, я из 9-го класса. Раньше я учился в другой школе, и был там... О! Я был самым плохим учеником (в глазах – задорная гордость, граничащая с бравадой)! Я подшучивал над учителями постоянно, всем, кроме них, было смешно! А учителя постоянно злились на меня. Потом так сложилось, что мой отец поехал в Америку и взял меня с собой. Полгода я был прилежным ребенком: в новом коллективе не хотелось выпендриваться, нужно было быть серьезным. А когда мы вернулись домой, в моей прежней школе очень расстроились, увидев меня и… отказались принимать обратно. Но я на них не в обиде. Мне порекомендовали пойти в «Город как Школа», и эта идея мне понравилась. В первом триместре я работал в парикмахерской. Сейчас моя практика – в школьном кафе: работаем много, но зато не нужно никуда ездить, все время в школе. Главное, что мне здесь нравится – это отличная командная работа. Думаю, что потом пойду на практику в ресторан, я люблю готовить...

– Меня зовут Кай. До этой школы я год вообще не учился. А теперь мне снова интересно, занятия не пропускаю. Я наконец понял, зачем мне нужна учеба... Практика в школьном кафе у меня первая. После, наверное, пойду в магазин для мотобайкеров – люблю мотоциклы. А потом... Пока еще не знаю, но точно что-нибудь придумаю!

Все истории, услышанные в Stadt-als-Schule и в других проектах продуктивного образования, очень похожи: не учился (не училась), все от меня отказались, а потом попал сюда и жизнь изменилась, захотелось учиться... Все как под копирку! Но что же делать, если это, похоже, правда? В эту школу попадают те, кого уже выгнали отовсюду. Но здесь они с радостью возвращаются к учебе.

Пока мы разговаривали, в кафе пришел директор школы Гидо Ландре. Ребята с улыбкой пожали ему руку и повернулись ко мне: «Вы его не обижайте! – немного подшучивая сказал Дарио. – Он у нас – хороший парень!»

Глазами директора школы

Гидо Ландре подробно объяснил мне структуру школы, а потом удивил ответом на самый привычный вопрос.

– Скажите, пожалуйста, что самое трудное в вашей работе?

– Конечно, у нас много проблем с ребятами. К нам отправляют самых сложных, тех, кто уже потерял желание учиться в обычной образовательной системе. Однако я люблю свою работу, потому что в ней быстро виден результат. А самое трудное?.. Пожалуй, это момент, когда ты понимаешь, что бессилен, что у твоего ученика так много проблем, что ни ты, ни коллектив школы не может помочь ему справиться с ними. Я говорю о работе учителей нашей школы и других проектов продуктивного образования, ведь я – тоже учитель.

Я не сразу нашлась, что сказать в ответ. Много раз я задавала этот вопрос и учителям, и директорам школ. Учителя говорили о том, как им сложно объяснить ребятам тот или иной материал, директора обычно забывали о том, что они, в первую очередь, учителя, и начинали рассуждать об управленческих заботах.

О проблемах детей в ответ на этот вопрос мне рассказал первый человек! И продолжил:

– Для директора школы самое трудное – организовать общую, совместную работу всех педагогов. В нашем коллективе каждый учитель имеет свои взгляды на образование, собственные идеи в педагогике. А, может, они становятся такими, работая в нашей системе? Не знаю, но это – факт. У нас нет людей, которые безропотно соглашались бы с приказами администрации или с идеями коллег. И это означает, что у нас нет безразличных учителей. В то же время, мы работаем в одной школе, в одной команде, и должны уметь координировать свои действия. Согласование идей, объединение всех педагогов в одну команду – самое сложное для меня как для директора.

Нам остается только пожелать и тем, кто работает, и тем, кто учится в этой школе удачи и счастья! С Днем рождения!

Домой – в Россию

Могут ли быть подобные учебные заведения в России? Нужны ли они нам? Судите сами.

У нас почти в каждой школе есть ребята, которые бросают учебу. Лицеи и гимназии «освобождаются» от плохих учеников, их переводят в школы попроще, а оттуда – в колледжи, училища... Но система образования во всех учебных заведениях построена по одному принципу: знания – повторение – отметки – практика – отметки. И далеко не все молодые люди успешно заканчивают общеобразовательные учебные заведения. Не зря в нашей стране так велик спрос на школьные аттестаты: их продают почти повсеместно. Для многих аттестат легче купить, чем честно получить. Может быть, путь, который мы сегодня предлагаем, не самый лучший? Почему он должен быть единственным для абсолютно разных людей?

«Он у нас хороший парень»!

В связи с введением обязательного среднего образования проблема начнет разрастаться. Что делать? Увеличивать продажу «левых» аттестатов? Или все-таки пытаться открыть школы, в которых могли бы учиться и получать аттестаты все, но, учась по-другому, например, получая продуктивное образование?

Наш Издательский дом «Первое сентября» разослал по министерствам образования регионов России письма с предложением поддержать подобные проекты. Отказов не было, но мало какие школы сами решаются на новую работу.

Конечно, воплощение идеи продуктивного образования в России будет несколько отличаться от немецкого варианта, точно так же как берлинская Stadt-als-Schule отличается от Нью-Йоркской. Но создание таких школ не только возможно, оно просто необходимо.

Мы готовы помочь тем, кто решится реализовать подобные проекты у себя.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина «Motorus». В ассортименте 2-х и 4-тактные моторы различной мощности производства Японии и Китая, мототехника (мопеды, скутеры, снегоходы, мотособаки). Так, например, представлен мотобуксировщик Рекс, позволяющий преодолевать болотистые почвы, ледяные или заснеженные поля со скоростью до 40 км/ч, транспортируя людей и грузы. Представлены и снегоходы «Барс» собственного производства, а так же лодочные моторы и сами лодки.

Рейтинг@Mail.ru