Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №1/2008

РАЗНОЕ: СТРАНИЦЫ ПАМЯТИ

Человек, который за свои пятьдесят так и не успел повзрослеть

Вспоминает Анатолий КАСПРЖАК 1

Первая половина 90-х. Сижу в своем директорском кабинете. Входит секретарь. «К Вам кто-то пришел». — «Кто?» — «Какой-то Пинский»…. И вошел Толя. Оказывается, он занял то ли второе, то ли третье место в конкурсе инновационных школ, организованном фондом «Культурная инициатива» (в простонародье – фондом Сороса). Этим конкурсом я волею судеб руководил. Мы крепко пожали друг другу руки. Так началось мое второе знакомство с этим удивительным, очень нестандартным, по-детски открытым человеком.

Наше первое знакомство состоялось лет за двадцать до этого. Точнее – в 1972-м году. Мы – однокашники, оба учились на физическом факультете Московского государственного педагогического института или, как его называли, «ленинского педа». В далеком семьдесят втором, я студент-второкурсник занялся студенческим капустником, который заменил нам только-только разогнанный КВН.

Как сейчас помню – сижу как-то вечером в зале. На сцене – первокурсник (Пинский, как потом выяснилось) упражняется в игре на гитаре. Поразило то упорство и увлеченность, с которыми он это делал. Через 15 минут мы познакомились. Это произошло совсем просто, мы были очень молоды.

Не могу сказать, что мы стали друзьями, но принадлежали к одной компании, уж больно близки были наши интересы. Театры, концерты «Машины времени» и т.д. На факультете существовала традиция туристических слетов. Именно на одном из них мы первый раз поговорили с Толей «о серьезном».

Слеты для студентов выполняли роль «кухонь» квартир советской интеллигенции. Посвящение в туристы первокурсников приравнивалось к причислению к определенной касте – «тусовке», если говорить современным сленгом. Первый Толин турслет проходил в ту самую осень. Конец октября — начало ноября, холодно. Хорошо помню, как я, «опытный студент», подсел к четырем первокурсникам, которые расположились вокруг костра и о чем-то рассуждали. Обсуждались самые актуальные темы: от девушек до философии. Помню и главный вопрос той дискуссии, он касался правил приготовления сосисок на костре. К рассвету (все началось часов в 11 вечера) мы перешли, наконец, к экспериментированию. Но сосиски, по понятным причинам, начали падать в костер, и… мы вновь вернулись к обсуждению вечных вопросов.

Минули студенческие годы. Пути наши разошлись. Я пошел работать в школу, Толя – «в науку» 2, которую я, как «пролетарий педагогического труда», конечно же, презирал. Впрочем, понятно, что это была во многом бравада, и мы встречались на интеллектуальных сборищах, которых в то время существовало не так много. Систематический же контакт, вылившийся в совместный труд по разработке целого ряда несостоявшихся образовательных реформ, установился позже, когда в мой кабинет вошел Толя….

Какой же он был, взрослый Толя Пинский, Анатолий Аркадьевич – учитель и директор, политик и реформатор, коллега, собеседник? Говорить об этом складно – трудно, лучше дам несколько зарисовок.

О том месте, в котором «Пинский-учитель» был сильнее «Пинского-политика»

Я очень любил наблюдать за Толей в Школе. Обычно в черном, чуть помятом костюме, он стремительно влетал в нее и начинал со всеми здороваться. Причем – обязательно за руку. Первым всегда был сторож. Потом – кто встретится. Пролетая мимо стайки детей, он обязательно о чем-то их спрашивал. Не поучая, для учителя это особое искусство, вступал в дискуссию. Затем подходил к какому-нибудь стенду и… начинал «вычитывать» текст – это уже учительское в чистом виде.

Как-то попался под «его проверку» и я. Кажется, шла подготовка очередной реформы. Толя был занят. Я сидел во дворе его школы и, дабы не терять времени, писал текст. Когда он освободился, я вошел в кабинет и подал свои соображения, как говорится, в письменном виде. Он взял бумагу, закурил сигарету, задумался и… начал расставлять запятые. Я покорно сидел, наблюдая. Прошло минут пять. Он, видимо, выставил в уме оценку и только после этого начал содержательную беседу. Анатолий Аркадьевич-Учитель победил в нем в этот момент Пинского-реформатора, исследователя. Почему он так сделал, не раз думал я? Может быть потому, что встреча та состоялась в его директорском кабинете?

О Толе-коллеге, который жарил шашлык

Лето 1995-го. Только что отгремели выпускные вечера. Берег Москвы-реки. Толя во фраке стоит у мангала и жарит шашлыки… Мангал и, конечно же, фрак куплены специально для этой встречи. Рядом, тоже во фраках, Семенов 3 и Рачевский. Чуть поодаль – Богуславский, Бубман, Караковский, Комлева, Мильграм, Тубельский, Ямбург 4, еще кто-то. И Менделевич, верхом на лошади, между прочим. Возглавляет почтенное собрание Любовь Петровна Кезина 5. Это клуб московских директоров собрался на последнюю перед каникулами встречу. Возникновению нашего объединения мы обязаны тем процессам, которые начались в середине 90-х. «Крепкие хозяйственники», окончившие высшие партийные и комсомольские школы и, как следствие, не сильно обремененные знаниями, пришли на смену интеллектуалам-шестидесятникам, делавшим перестройку. Тогда, в 95-м, мы почувствовали, что золотой век московского образования заканчивается, и, дабы защитить наработанное, нам просто необходимо быть вместе. Именно Толя стал мотором этой компании. Именно он жарил шашлык….

О Толе-политике и его вере в светлое будущее российской школы

Самое начало XXI века. Министром образования назначен Владимир Михайлович Филиппов 6. Пинский – его советник. Зимний вечер, темно «в коридорах власти». Нервно затягиваясь сигаретой, навстречу мне идет Толя. «Толя, Толя!» – кричу ему я. Он реагирует, улыбается. Несколько дежурных вопросов интеллигентного человека. Понимаю – он погружен в какую-то проблему, причем так глубоко, что никто и ничто вокруг «вернуть к жизни» его не может. Это еще одно Толино свойство. То, что он делал в этот момент, и являлось содержанием всей его жизни.

Он был уверен, что если что-то из задуманного не случится, мир просто перестанет существовать. Так было тогда, на Люсиновской, так было в 1997-м, когда мы за несколько месяцев совершили невозможное и выпустили коллективную монографию «Инновационное движение в современной российской школе» 7, и в 2002-м, когда мы начинали проект «Старшая профильная школа». Уверен, в каждый из этих моментов он верил, что нашел «точку опоры», которая перевернет российскую школу. И потому работал, работал, работал, не видя никого и ничего вокруг…

О Толе-эрудите. Человеке, у которого были хорошие учителя

Год 1997-й. Стало ясно, что провалилась очередная реформа. Настроение – никакое, хоть вешайся. Полез в Интернет, открываю письмо. Названия нет. Читаю –

Пока на Школу не назначена цена,
Просить у Власти хлеб она должна.
Наверно, Школа плохо власть учила,
Раз милостыней жить обречена.

Омар Хайам

Тогда стало совсем невесело. По адресу идентифицирую – Толя. Понимаю – у него были хорошие учителя.

О Толе-певце и большом ребенке

Несколько лет назад мы большой компанией были на концерте хора Турецкого. Отличные голоса, разнообразный репертуар. Сольные номера – блеск, но вместе с попдивами… Толе, как и многим из нас, именно это не понравилось. Прошло пару дней. Получаю увесистый файл, состоящий из партитур еврейских песен, которые должны составить репертуар создаваемого им вокально-инструментального ансамбля «Дона». Заодно – приглашение участвовать в этом мероприятии, которое, честно говоря, я серьезно не воспринял. Потом это все начинает воплощаться в реальность. Приглашения, афиши, концерты, аплодисменты, цветы, диски… Чуть седеющий директор школы в жилетке и шляпе поет в московской школе еврейские песни. Слушаю, относясь к этому как к самодеятельности, то есть – снисходительно.

А потом был семинар директоров еврейских школ из стран СНГ. Меня на него пригласили как лектора, Толю – с ансамблем. Прошли занятия, ужин, начался концерт. Одна песня, вторая. Толя запел песню «А идише мама», и директора заплакали. Заплакали так, как плачут дети, – взрослые, которым ребенок говорит правду, которую им удобно было на время забыть.

Тут я понял, что ошибался. Со сцены пел человек, который за свои пятьдесят так и не успел повзрослеть…

__________

1 Анатолий Георгиевич Каспржак — с 1986 по 2001 гг. директор Московской городской педагогической гимназии. С 2001 г. – один из создателей и руководитель Центра изучения образовательной политики Московской высшей школы социально-экономических наук. С сентября 2007 г. – ректор МВШСЭН.

2 Толя работал в так называемом «ТОПОРе» – НИИ Трудового обучения и профессиональной ориентации РАО.

3 Алексей Львович Семенов — директор Московского института повышения квалификации работников образования – МИПКРО (сейчас МИОО – Московский институт открытого образования).

4 С.Р. Богуславский, А.С. Бубман, В.А. Караковский, М.А. Комлева, С.Л. Менделевич, Л.И. Мильграм, Е.Л. Рачевский, А.Н. Тубельский, Е.А. Ямбург – члены Клуба (неформального объединения) московских директоров.

5 Кезина Любовь Петровна – С 1986 по 2007 гг. – в том или ином качестве возглавляла московское образование.

6 Филиппов Владимир Михайлович – с мая 2000 г. по март 2004 г. – министр образования Российской Федерации.

7 Инновационное движение в российском школьном образовании // под редакцией Э. Днепрова, А. Каспржака, Ан. Пинского, Российская академия образования, Ассоциация инновационных школ и центров – М.: Парисфаль, 1997.

Рейтинг@Mail.ru