Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2008

ПРОЕКТЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ

Рефераты

Маленькая кузница большой науки

На вопрос «Что требуется от школы?» в докладе Всемирного научного общества дается ответ: «Развитый ум, стремление учиться и способность применять знания на практике – вот ключ к нашему будущему». Наряду с тремя основными компетентностями, которые должна формировать современная школа у учащихся, особенно хочется выделить еще одну: способность к дальнейшему самообразованию. Успешное ее вырабатывание будет невозможно, если у ребенка не создан навык ведения научно-исследовательской работы.

«Принимаясь за дело, соберись с духом» (Козьма Прутков)

В нашей школе имеют давнюю традицию написание и защита рефератов (в том числе, в рамках итоговой аттестации в 11-м классе). Конкурсы, занимательные игры, уроки по постановке эксперимента – все это хорошо получается со школьниками младшего возраста: знаний по предмету у них пока мало, а интерес к новому огромный. А современного старшеклассника увлекает сам механизм «великих» открытий, работа человеческой мысли, применение теоретических знаний в повседневной жизни.

Начинать работу нужно уже с девятиклассниками. Кроме того, на мой взгляд, нельзя получить достойный результат, если не заниматься с каждым учеником продолжительное количество времени. Безусловно, первый опыт нельзя назвать научной работой. Это лишь начальные шаги в исследовательской деятельности, но они очень важны.

Этапы научного исследования школьника

Из чего же формируется взаимодействие учителя с ребятами выпускных классов при написании научного исследования?

1. Выбор темы совместно с учеником (очень часто ребята сами предлагают тему).

2. Выбор литературы (просмотр других источников информации).

3. Составление расширенного плана (позволяет исключить использование уже готовой работы).

4. Установочная лекция по правилам оформления и написания научно-исследовательской работы.

5. Написание и редактирование.

6. Предзащита (традиционно проходит в школе в рамках «Дня науки»).

7. Рецензирование.

8. Защита работы на экзамене или на традиционной научно-практической конференции «Купчинские чтения».

Начинать лучше всего с небольшой вступительной лекции. На ней я раскрываю ребятам суть исследовательской работы, основные правила использования источников информации, рассказываю об отборе материала, о формулировке темы, постановке задач. Мы говорим о том, как написать основную часть, грамотно сформулировать выводы, правильно все оформить.

Задача педагога заключается в том, чтобы показать ученику: тот школьный материал, который изучался на уроках, является основной базой для углубления и расширения знаний по исследуемой теме.

Если ребенок предлагает вам свою тему исследования, то он имеет достаточное количество материала. В этом случае задача педагога – помочь систематизировать материал, упростить его для лучшего понимания, приблизить к рамкам школьной программы.

Для того чтобы работа носила реально исследовательский характер, я предлагаю ученику свой план раскрытия темы. Это помогает ему систематизировать имеющийся материал, а также побуждает обращаться за дополнениями к различным научным источникам (практика показала, что такими источниками становятся справочники, научно-публицистическая литература, учебники разного уровня).

Как работать над рефератом?

В начале учебного года я знакомлю своих старшеклассников с критериями написания и защиты реферата, что помогает избежать недоразумений в процессе совместной работы. Благодаря этому учителю проще готовить учеников, а жюри – оценивать исследования учащихся.

1. Тема должна быть конкретной и точно сформулированной; интересной как для ученика, так и для руководителя; важны актуальность и прикладное значение.

2. Каждое слово в работе должно быть понятно ученику. Для лучшего погружения в проблему создается терминологический словарь.

3. Информация по изучаемой теме отбирается из нескольких источников.

4. В главе «Введение» формулируется цель работы (она одна), ставятся задачи. Используются глаголы в будущем времени: изучить, проанализировать, рассмотреть, уточнить и т.д.

5. На основании отобранного материала составляется план основной части, выделяются главы и параграфы (так как данная исследовательская работа является обучающей, то ее объем должен быть очень небольшим: 3–4 печатные страницы, шрифт – 14, интервал – 1,5).

Здесь не может быть большого числа глав и параграфов. Главное правило – писать надо только о том, в чем сам хорошо разобрался.

6. В главе «Заключение» ученик, опираясь на поставленные ранее задачи, формулирует выводы к работе. Для этого используются глаголы в прошедшем времени: изучил, рассмотрел, уточнил, проанализировал.

7. Список литературы на последней странице формируется в определенной последовательности: энциклопедии, научно-публицистическая литература, статьи, сайты.

8. Оформление работы начинается с титульного листа, который является первым, но не нумеруется. На нем указываются: наименование учебного заведения, в котором выполнена работа; фамилия, имя исполнителя; название работы; фамилия и инициалы руководителя работы, его должность; название населенного пункта.

На написание реферата я даю ученикам не больше двух недель. После этого следует кропотливый учительский труд по прочтению и анализу полученного. В результате я устраиваю выставку с работами, имеющими правильное оформление; выбираю наиболее интересные по содержанию и из них формирую доклады для научно-практической конференции.

Самый сложный этап для учителя

Педагогу тоже приходится нелегко: необходимо помочь ученику отобрать самое важное из своей работы, что определенно заинтересует слушателей. Выступление должно быть логично в построении, без теоретических ошибок.

Не всегда с первого раза удается получить ожидаемый результат: то что выглядело интересным и важным, на практике оказывается скучным и непонятным для слушателя, который порой не готов воспринимать предлагаемый материал. Поэтому я устраиваю несколько тренировочных выступлений перед учащимися разных возрастов. Ребята не только выступают в роли пассивных слушателей, но и вступают в диалог с конкурсантами.

Умение предугадать возможные вопросы комиссии и подготовить ученика для ответа на них – заключительный и необходимый для успешной защиты этап в моей работе.

В 11-м классе подход к написанию научно-исследовательской работы носит наиболее системный и глубокий характер. Большую помощь оказывает нам районный проект «Купчинские чтения». Из-за разных требований к написанию исследований по различным предметам учителя района объединили свои усилия и выработали единые критерии оценивания.

На этапе рецензирования мы учитываем:

  • соответствие названия работы предлагаемому содержанию;

  • наличие в реферате страниц «Содержание», «Список литературы» и их правильное оформление;

  • присутствие в работе цели, задач и выводов;

  • содержание основной части;

  • оформление реферата (наличие нумерации страниц, правильное оформление титульного листа, сносок, приложений, схем и т.д.).

Максимальное число баллов – 10. До защиты допускаются работы, набравшие не меньше пяти баллов (за содержание – не меньше трех).

При защите научно-исследовательской работы важны:

  • время выступления (не больше 5–7 минут);

  • владение речью;

  • знание терминологии по предмету в рамках заданной темы;

  • наглядное сопровождение (стендовый доклад или компьютерная презентация);

  • ответы на вопросы (6–8 минут);

Максимальное общее число баллов – 15.

Все это в целом упростило труд учителя, позволило объективно оценивать работы как ребят, так и коллег.

Проведение научно-практической конференции:

  • Это мероприятие происходит в актовом зале для всей параллели.

  • Первый доклад делает учитель, в котором он рассказывает о сути научных исследований, коротко напоминает их основные этапы, анализирует проделанную работу (что получилось, что не получилось и почему), объявляет содокладчиков.

  • Доклад школьников не должен длиться дольше 5 минут, поэтому содокладчики вместе с учителем выбирают самый интересный материал и заранее репетируют свое выступление.

  • Мероприятие только тогда запомнится ребятам, когда оно не будет утомительным и скучным (поэтому его продолжительность не превышает 40 минут, активно используется современная техника).

Участие и победа ребят в научно-практической конференции помогает им в дальнейшей жизни: несколько лет назад моя ученица, победитель районной научно-практической конференции, поступила в вуз благодаря полученному сертификату.

За много лет я собрала в своем кабинете большую библиотеку, состоящую из исследовательских работ школьников. Пользуюсь ею при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям по предмету, она необходима и нынешним школьникам.

Умение работать с научной литературой, умение оформлять свои мысли, делать выводы, ставить цели, логично излагать изученный материал, достойно отвечать на вопросы – это тот бесценный опыт, который формирует в человеке общую культуру ведения научно-исследовательской работы. А для некоторых, может быть, это первые шаги к большой науке.

Безусловно, всегда радостно, когда именно твой ученик становится первым. А это невозможно без активного, неравнодушного участия самого учителя. Современная школа – это союз детей и взрослых, объединенных общими целями, общей деятельностью, высоконравственными отношениями и общей ответственностью. Обучение и воспитание эффективны, если они целесообразны и нешаблонны. Творчество учителя – важнейший признак педагогической культуры.

А также…

Уже несколько лет подряд, с 1999 года, мы неизменно организуем «День науки». В научно-исследовательскую работу включается большое количество учеников, многие ребята неожиданно проявляют свои способности в разных областях знаний.

В этот день обычно ведется предзащита научно-исследовательских работ школьников, проводится игра «Что? Где? Когда?», читаются лекции по астрономии, проходят научно-практические конференции. Учащиеся старших классов готовят совместно с учителями занимательные уроки по физике и химии для младших школьников.

Последние несколько лет мероприятия «Дня науки» посвящаются памятным датам: к 300-летию Санкт-Петербурга мы подготовили научно-практическую конференцию «Их именами названы…»; к 45-й годовщине первого полета человека в космос и 100-летию С.П. Королева – семинар для старшеклассников на тему «Человек и космос». В этом учебном году силами учащихся 9–10-х классов успешно прошла конференция «Гении Санкт-Петербурга».

 

Ирина ВИТТЕ,
учитель химии,
замдиректора по УВР
ГОУ СОШ № 318,
г. Санкт-Петербург
Рейтинг@Mail.ru