Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2008

НАУКА УПРАВЛЯТЬ

Делимся опытом

Рефлексия после одного открытого урока

Показательные школьные мероприятия – вещь капризная. Даже если к ним долго готовиться. В любой ситуации одно неверное движение может сбить весь настрой, и все пойдет не так, как задумано. Одним из таких коварных мероприятий часто становится открытый урок…

Я не причисляю себя к тем родителям, которые являются поклонниками любых школьных мероприятий. После них практически всякий раз возникает ощущение, что твоим временем бессовестно воспользовались. Тем не менее, как принято говорить, «ради ребенка» я упрямо продолжаю посещать растянутые до бесконечности родительские собрания и зачастую крайне слабо организованные школьные праздники.

…Меня пригласили – посетить урок английского языка. Вернее, никто не приглашал. Я сама совершенно случайно узнала, что в такой-то день будет открытое занятие.

В назначенное время я оказалась перед дверьми кабинета, в котором мой ребенок «добывал» систематические знания. Вошли в класс. Из приглашенных родителей почему-то оказалась я одна. Зато пришли представители школьной администрации. Одна из дам тут же начала выяснять отношения с учеником, который «посмел» плюхнуться на свое законное место и никак не хотел уступить его самому завучу.

Молоденькая учительница явно нервничала. Тем не менее все пошло своим чередом. Урок был логично спланирован, дети бодро отвечали, тянули руки.

Вдруг один из мальчиков, соорудив из ручки и линейки самолет, стал энергично крутить получившуюся конструкцию в руках. Учительница, бывшая, несомненно, в курсе поведенческих особенностей этого ребенка, стала чаще задавать вопросы именно ему. Тот блестяще отвечал на все, не выпуская из рук импровизированной игрушки. Никто, кроме присутствующих на уроке взрослых, внимания на него не обращал, дети продолжали работать, как ни в чем не бывало.

И тут неожиданно несносный ученик получил пинок в спину от представителя администрации, мол, «что себе позволяешь, паршивец, ты как сидишь?». Мальчишка взглянул на нее с озорной улыбкой на лице, а учительница неуверенным голосом тихонько произнесла: «Просто он такой…», и продолжала вести урок. Но представительница школьного руководства успокоиться уже не могла: «Где твоя тетрадь? Почему ты не делаешь все со всеми? Сядь как следует!» Урок был на грани срыва…

Не сдержавшись, я приглушенно попыталась объяснить: «Поймите, это явно гиперактивный ребенок, он все равно будет делать все по-своему, вы только подзадориваете его», после чего меня с вызовом спросили: «Это что, ваш?». «Нет», – ответила я со счастливой улыбкой.

Но в душе задумалась, что лучше: гиперактивность и блестящие знания или прилежание и витание в облаках? Моя дочка сидела в уголке как примерная школьница и пыталась повторить за учительницей мудреные слова, кажется, совершенно не понимая, что она говорит.

Администратор демонстративно отвернулась от меня, как от человека, с которым не о чем разговаривать. Оставшуюся часть урока учительница время от времени пыталась повлиять на детей монологом о непослушании. Под конец эти слова стали звучать навязчивым рефреном. В какой-то момент завуч отчетливо произнесла на ухо коллеге: «Безобразный урок». «Да, все понятно», – ответила та. «Ужас», – подумала я…

Дети не получили не только ни одной оценки, но даже элементарных слов одобрения.

При этом школа у нас не абы какая. Долгие годы она по ряду показателей держит ведущие места в районе и даже в целом по городу. А учителей английского языка, тем более молодых специалистов, до сих пор, несмотря на приличное повышение зарплаты, почему-то не хватает…

Открытый урок посетила Мария МАМАШКИНА
Рейтинг@Mail.ru