Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2008

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Рецензии

Советова Е.В. Тематические педсоветы. Ростов н/Д: Феникс, 2007

«Сокращайте длительность заседания педсовета. Отучайте учителей от многословия и пустословия, от повторения уже высказанных мыслей».

Не найдется такого работающего в школе педагога, который не знал бы по собственному опыту, что такое тематический педсовет. Более того: большинству учителей наверняка приходилось не только слушать, что говорят директор или коллеги, но и самим выступать с сообщением или докладом. Однако способствовал ли педсовет разрешению имеющихся проблем, вдохновлял ли на поиск новых образовательных подходов?

Автор книги утверждает, что именно тематический педсовет нацелен на решение конкретной педагогической задачи – совершенствование учебного процесса и повышение уровня воспитательной работы. Признаемся честно, мало кто из нас может похвастаться позитивным отношением к педсовету. Учителя, к сожалению, порой рассматривают его как обязательное, но мало полезное мероприятие. Можно ли что-то изменить?

В книге имеется параграф «Правила успешного проведения педсовета», в котором в обобщенной форме представлен опыт его продуктивной организации. Построены они с учетом не только педагогического, но и психологического аспекта. Например: «Критикуйте мнение, а не человека, высказывающего его» или «Хотите сократить длительность заседания педагогического совета – не жалейте времени на его подготовку».

Все это, безусловно, заслуживает пристального изучения, но особенно хочется обратить внимание на такое правило: «Постарайтесь преодолеть неприязнь к заседаниям педсоветов и научитесь извлекать из них максимальную пользу». Оно может быть проанализировано с двух точек зрения: со стороны организатора педсовета – руководителя учреждения и с позиции его рядового участника – учителя, классного руководителя.

Задача школьного администратора – провести такой педсовет, который имел бы не столько формальное, сколько реальное значение для дальнейшей работы. А учитель на время этого мероприятия отвлекся бы от всех своих дел (например, проверки тетрадей или заполнения журнала) и постарался извлечь из совместного заседания как можно больше полезной информации. О том, как это сделать, и говорится в данном пособии. Именно поэтому оно представляет интерес и для представителей школьной администрации, и для педагогов.

Материалы книги можно разделить на два блока. В первом содержатся общие сведения о научно-методической работе в ОУ и месте в ней педсовета. Приводятся данные, согласно которым в течение учебного года в школе проходит 4–5 педсоветов, из них 2–3 тематических. Далее в пособии обсуждаются вопросы, касающиеся всех педсоветов, в частности, автор специально останавливается на новых формах их проведения (творческие мастерские, деловые игры, круглые столы и др.), а не только тематических.

Второй блок включает материалы имеющие непосредственное отношение к тематическим педсоветам. Их проблематика действительно разнообразна: развитие познавательного интереса у школьников, совершенствование взаимодействия с родителями, предпрофильная подготовка и др. И директора школ, и их заместители найдут здесь немало полезной информации.

Однако с грустью следует признать, что автору все-таки не удалось избежать формализма, от которого сам он предостерегал. Для иллюстрации сказанного можно привести лишь название одного из педсоветов: «Качественное образование – ресурс устойчивого развития общества». Нет сомнения, что проблема качества образования – одна из самых актуальных, но в отдельно взятой школе ее вряд ли возможно решить. Будущее за педсоветами не с громкими формулировками, а со скромными названиями, но при этом со вполне ощутимыми результатами.

Марина СТЕПАНОВА
Рейтинг@Mail.ru