Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2008

ТЕМА НОМЕРА: АТТЕСТАЦИЯ

Республика Чувашия

Учителю полезно побыть на месте ученика

Так считает директор СОШ поселка Опытный Цивильского района Чувашии Галина ФАДЕЕВА.

– В нашей школе – 41 учитель. У половины из них – высшая категория.

В этом учебном году 11 наших преподавателей успешно прошли аттестацию. Возможно, не все были психологически готовы к экзамену в форме ЕГЭ (хотя идеи новой аттестации ранее обсуждались и доводились до коллективов школ). Однако большинство согласились с тем, что сдавать ЕГЭ – жесткое, но правильное требование: ведь учитель, который не знает своего предмета, не может претендовать на то, чтобы назваться учителем (тем более педагогом высшей квалификационной категории).

Аттестационные процедуры были, на наш взгляд, хорошо организованы и проходили в соответствии с графиками. Педагогов заранее, через Интернет, проинформировали, что и как будет происходить. Поэтому особых неожиданностей ни для кого не было.

– Вы тоже аттестовывались, как учитель-предметник?

– В этом году – да. Я преподаю иностранный язык. Думаю, что учителю очень полезно пройти аттестацию в форме ЕГЭ. Это дает ему возможность испытать на себе те трудности, с которыми сталкиваются наши дети, сдавая единый государственный экзамен. Педагог может погрузиться в живую атмосферу экзамена, пережить то, что испытывают ученики.

Теперь на собственном опыте я могу подтвердить: испытываемые детьми на ЕГЭ проблемы, в первую очередь, психологического характера. Например, сама я получила на ЕГЭ 95 баллов (можно сказать, сплоховала, потому что некоторые мои коллеги сдали экзамен на 98 –100 баллов). Оказывается, я потратила лишнее время на переписывание некоторых заданий. На ошибках учатся! Теперь я могу дать своим ученикам несколько полезных практических советов.

– Вы преподаете предмет, который российские выпускники редко выбирают в форме ЕГЭ. В вузах Чувашии востребован ЕГЭ по иностранному языку?

– В основном, в республиканском педагогическом университете, на педагогических специальностях. Правда, у нас в школе есть ребята, которые поступают или готовятся к поступлению в столичные вузы, где чаще предпочитают устный экзамен по этому предмету.

Несмотря на это, мы с детьми прорабатываем на уроках многие задания ЕГЭ. Бывают случаи, когда выпускники выбирают для себя эту форму экзамена в последний момент. И надо, чтобы предъявляемые требования не стали для них громом среди ясного неба.

– Педагоги некоторых школ республики назвали очень сложным экзамен по IT-технологиям. Как его сдали ваши учителя?

– На этом этапе аттестации у них не было никаких сложностей! У 20-ти педагогов действуют собственные сайты. На базе нашей школы работал межшкольный методический центр, и тем, кто прошел обучение на базе ММЦ и получил сертификат об обучении в Институте образования, автоматически засчитывался второй этап аттестации.

К нам поступают заявки от специалистов, которые готовятся к предстоящей аттестации: они хотели бы обучиться информационно-коммуникационным технологиям. В прошлом году эти курсы прошли даже учителя предпенсионного и пенсионного возраста. В настоящий момент некоторые из них тоже хотели бы аттестоваться. Так, наш педагог Валентина Федоровна Мартынова, заслуженный учитель Чувашской республики (она вышла в этом году на пенсию), прошла аттестацию на высшую квалификационную категорию.

– Сколько теперь получает в вашей школе учитель высшей категории?

– Зарплаты учителей высшей категории выросли в два с половиной раза. У кого-то вместе с классным руководством – более 15-ти тысяч, у кого-то со стажем 25 лет – 20–21 тысяча, у других – около 17–18-ти тысяч. Но при этом я не помню, чтобы в коллективе были какие-то обиды: все хорошо понимают, за что тот или иной педагог получает свою зарплату и что дорога к высшей категории никому не закрыта. Каждый начинающий педагог может повышать свои результаты, самосовершенствоваться и выходить на аттестацию. Поэтому в школе сразу активизировались молодые учителя со второй категорией. Они стремятся к участию в различных конкурсах и олимпиадах, пополняют свой портфолио.

– Еще несколько лет набор в первые классы будет сокращаться. Следовательно, пойдет на убыль и нормативно-подушевое финансирование. Однажды детей окажется мало, а учителей с высшей категорией – слишком много…

– Наша школа, удостоенная в 2006 году президентского гранта, за двадцать лет своего существования создала себе особый имидж: более половины учеников ездят к нам из других микрорайонов, не закрепленных за ОУ. Мы всегда работали над привлечением школьников. Но с демографией нам приходится считаться.

Сегодня у нас 429 учеников. Рождаемость в сельской местности, к сожалению, пока идет на спад. Это значит, что по объективным причинам детей станет еще меньше… Ну что ж! Тогда сократится фонд стимулирующих выплат, который пока составляет около 20 процентов.

Рейтинг@Mail.ru