Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2008

НАУКА УПРАВЛЯТЬ

Исследование

Переподготовка и повышение квалификации директоров школ

Анализ и оценка результативности

Окончание. Начало см. № 7 «УШ»/2008 *

В практике обучения руководителей школ способы выявления непосредственных результатов ПК определяются в составе учебной программы и являются ее составной частью. Способы выявления результатов включают в себя такие традиционные формы, как зачет, защита курсовой работы (в форме программы, реферата, презентации, творческого отчета и др.). Указанные формы оценки результатов освоения программы используются прежде всего при оценке результативности программ, нацеленных на овладение слушателями основами управленческой деятельности, освоение новых направлений деятельности руководителя школы (программы «Управление образовательным учреждением в условиях финансово-хозяйственной самостоятельности», «Управление образовательным учреждением в условиях модернизации образования»). При ориентации целей программ на конкретный практический результат, готовность к решению проблем способом оценки, как правило, выступает разработка конкретного продукта: программы развития учреждения, образовательной программы, проекта, который представляется слушателями к защите (либо самостоятельно, либо в составе творческой проектной группы). Подобная практика распространена, например, при обучении руководителей школ в Красноярском краевом ИПКРО, Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. В Республике Карелия непосредственные результаты выявляются путем защиты рефератов, проектов, творческих отчетов, презентаций. Темы выпускных работ связаны, как правило, с актуальными профессиональными потребностями слушателей.

Тематика итоговых работ слушателей

ИПКРО Республики Карелия, 2006/2007 учебный год.

Защита рефератов по темам:

  • специфика и проблемы вечерней (сменной) школы;

  • методическая работа в школе. Организация, управление;

  • особенности построения образовательного процесса в малочисленной и малокомплектной школе;

  • посещение и анализ урока как вид управленческой деятельности руководителей школы;

  • условия повышения качества образования;

  • методическая работа – организация и управление;

  • управление воспитательной системой через традиции школы. Пути обновления.

Защита программ:

  • программа создания и организация деятельности информационного центра в школе;

  • программа по формированию «Я-концепции». Личностно-ориентированное обучение;

  • программа школы полного дня.

Презентации:

  • создание и организация деятельности школьного пресс-центра;

  • организация и проведение научно-исследовательской деятельности педагогического коллектива школы;

  • управление инновационной деятельностью школы;

  • презентация педагогического совета «Ярмарка инновационной деятельности».

Творческие отчеты:

  • внутришкольный контроль на основе проблемно-ориентированного анализа;

  • организация элективных курсов в системе предпрофильной подготовки;

  • контуры развития на ближайшее будущее.

В Карельском институте в оценивании работ участвует аттестационная комиссия, в состав которой входят руководители ИПКРО, преподаватели кафедр члены общественного совета качества ИПКРО.

Кроме того, в ряде случаев от слушателей требуется представить рецензию или отзыв на их выпускную работу.

В Тверском областном институте усовершенствования учителей образовательной программой ПК руководителей ОУ предусмотрен промежуточный контроль по модулям в форме зачетов и контрольных работ и защитой выпускных курсовых проектов. В ходе защиты курсовых проектов выявляются следующие результаты:

  • готовность руководителей школ к проектированию изменений в собственной управленческой деятельности;

  • готовность к управлению развитием ОУ;

  • готовность к запуску и реализации инновационных процессов.

Критериями готовности выступают:

  • разработка и защита проекта управленческой деятельности директора школы;

  • разработка и защита программы развития ОУ;

  • моделирование инновационных процессов.

В качестве распространенных способов выявления непосредственных результатов обучения используется и анкетирование руководителей школ, целью которого является оценка уровня удовлетворенности качеством программ (в том числе ее вариативными и инвариантными компонентами). Практика проведения анкетирования по завершению обучения принята в центрах ПК Санкт-Петербурга, Твери, Ярославля, Петрозаводска, Красноярска, Ханты-Мансийского автономного округа.

Результаты проведенного исследования показывают, что если практику оценивания непосредственных результатов обучения руководителей школ можно охарактеризовать как сложившуюся, согласованную с целями прохождения программ, то опыт оценки отсроченных результатов носит фрагментарный характер. В настоящее время не существует целостной системы выявления отсроченных результатов обучения. Более того, как свидетельствуют изученные материалы, в ряде случаев руководители ОУ, прошедшие курсовую подготовку, полагают, что повышение личного образовательного уровня будет единственным результатом обучения.

Тем не менее в отдельных регионах имеется опыт оценки отсроченных результатов руководителей школ. Так, в Республике Карелия результаты обучения руководителей школ косвенным образом выявляются по результатам деятельности ОУ.

Выявляются следующие результаты, связанные с умением руководителя:

  • разрабатывать нормативные акты, регламентирующие деятельность школы;

  • разрабатывать бюджет школы;

  • формировать и использовать механизмы привлечения внебюджетных средств;

  • определять сильные и слабые стороны собственной профессиональной управленческой деятельности;

  • организовать текущий и перспективный мониторинг качества работы школы;

  • использовать результаты мониторинга для принятия управленческих решений;

  • разрабатывать стратегический и тактический план развития школы и т.д.

Эти результаты оцениваются по следующим критериям:

  • отсутствие или наличие нарушений, выявленных со стороны надзорных органов;

  • соответствие организационно-правового обеспечения образовательной программе;

  • обеспеченность рабочих программ учебных курсов, дисциплин материально-техническими, информационно-техническими ресурсами;

  • наличие в ОУ системы диагностики, учета, оценки и контроля освоения образовательной программы.

Анализом и оценкой отсроченных результатов ПК директоров школ в Республике Карелия занимаются ММС, которые представляют результаты аналитической деятельности в МОУО.

В Чувашской Республике отсроченные результаты обучения руководителей школ косвенно выявляются через аттестацию директоров (преимущественно на высшую категорию).

Аттестацией занимается республиканская аттестационная комиссия, большинство членов которой являются сотрудниками кафедры управления образованием. На первом этапе оценивается знание теории управления, на втором этапе – результативном – руководители выбирают форму: защита программы развития ОУ, методических разработок или проектов. С 2006 г. в качестве отсроченного косвенного результата обучения рассматривается участие в проектах и в конкурсах разных уровней. Как правило, большинство руководителей, прошедших курсы ПК, выигрывают конкурсы чаще.

В Твери анализом и оценкой отсроченных результатов ПК директоров школ занимаются МОУО. Результаты аналитической деятельности представляются муниципальному педагогическому сообществу, социальным партнерам и общественности. К отсроченным результатам ПК директоров школ в тверской модели отнесены следующие.

1. Появление или увеличение количества инновационных программ, реализуемых ОУ.

2. Внедрение проекта развития ОУ, разработанного в процессе ПК.

Данные результаты выявляются МОУО и ММС в процессе подготовки к аккредитации, аттестации и лицензированию ОУ, а также в процессе аттестации педагогических и управленческих кадров. В последние два года отсроченные результаты выявляются посредством экспертизы представленных общеобразовательным учреждением материалов для участия в конкурсном отборе лучших школ, внедряющих инновационные программы.

Как свидетельствует изученный опыт, перспективы создания системы оценивания отсроченных результатов возникают тогда, когда ожидаемые результаты освоения программы носят инструментальный характер, основаны на принципах компетентностного подхода.

Другую возможность оценки отсроченных результатов образования представляют программы ПК руководителей школ, целью которых является воспроизводство и самостоятельная организация руководителем деятельности педагогического коллектива по направлению, освоенному в ходе обучения. Такая возможность возникает в случае подготовки руководителя как модератора. При освоении руководителем ОУ (в рамках курсовой или межкурсовой подготовки) функций модератора предметом оценки отсроченных результатов обучения может являться то направление, по которому руководителем по завершении обучения была реализована программа (проект) развития школы.

В ряде случаев руководители ОУ, прошедшие курсовую подготовку, полагают, что повышение личного образовательного уровня будет единственным результатом обучения.

Проведенное исследование показало, что в настоящее время выявляются по окончании обучения прежде всего непосредственные результаты освоения образовательных программ. В ходе исследования не выявлено прецедентов сопоставления запросов руководителей школ по программам ПК и полученным результатам, хотя изучение запросов слушателей получает все большее распространение, в том числе в работе центров ПК Чувашской Республики и Республики Карелия, Ханты-Мансийского автономного округа, ряде других регионов. Не удалось получить данные об анализе связей непосредственных и отсроченных результатов. Практика отслеживания результатов ПК руководителей школ носит, очевидно, фрагментарный характер и осуществляется, как правило, теми же структурами, которые обеспечивают ПК. Можно сделать вывод, что в настоящий момент на внутриведомственной основе обеспечена только практика мониторинга непосредственных результатов обучения руководителей школ.

Выводы

Проведенный анализ опыта ПК руководителей школ и предложения региональных экспертов дают основания для нескольких выводов:

  • уровень квалификации руководителей школ (во всяком случае, многих из них) не дает возможности в полной мере реализовать программу модернизации системы общего образования;

  • сложившаяся СПК руководителей школ не дает возможности обеспечить выполнение требований к уровню квалификации директоров школ и их заместителей, возникающих в связи с происходящими и прогнозируемыми изменениями в сфере образования;

  • недостатки существующей СПК руководителей школ заключаются в ее слабой мобильности, фрагментарности (разобщенности с другими звеньями ПК работников образования), отсутствием направленности на планируемые изменения в образовательной практике; ее главный недостаток – работа «вдогонку» за изменениями в системе образования;

  • в существующей СПК руководителей школ имеют место многие позитивные тенденции, которые могут получить развитие при соответствующей нормативной, организационной, методической и финансовой поддержке;

  • развитие позитивных тенденций в СПК руководителей школ может обеспечить модернизацию данной системы, главными направлениями которой являются создание нового поколения образовательных программ и совершенствование управления региональными СПК руководителей школ.

Специалисты по управлению региональными СПК руководителей школы считают перспективными следующие пути совершенствования системы дополнительного профессионального образования:

  • реализация в полной мере модели постдипломного образования в форме супервизии (Тверь);

  • организация стажировок в других регионах Российской Федерации и за рубежом; организация подготовки преподавателей для СПК работников образования по типу Центра изучения образовательной политики; создание в СПК аудиторско-консалтинговой службы; установление связей между ПК, карьерным ростом и заработной платой (Чувашия);

  • ПК директоров школ сделать юридической нормой (обязанностью, а не только правом); разработать стандарты дополнительного профессионального образования руководителей школ (выделив федеральный, региональный, муниципальный компоненты); провести конкурсы по разработке учебно-методических пособий для реализации стандарта; проводить отбор программ ПК только на конкурсной основе; изменить процедуру итоговой аттестации директоров школ; увеличить в разы объемы финансирования ПК руководителей, ввести ваучерную систему для обеспечения мобильности и возможности выбрать любую организацию ПК, в том числе за пределами Российской Федерации (Карелия);

  • создать условия для организации непрерывного дистанционного обучения по проблемам развития системы регионального образования (Ханты-Мансийский автономный округ).

Проведенный анализ дал основание для следующего вывода: уровень квалификации руководителей школ (во всяком случае, многих из них) не дает возможности в полной мере реализовать программу модернизации системы общего образования.

Ориентации на повышение требований к уровню квалификации руководителей школ и на расширение круга организаций, участвующих в формировании и реализации заказа на ПК школьных администраторов, соответствуют международным тенденциям.

В США и Европейском союзе активизируется деятельность различных организаций, разрабатывающих политику в области подготовки управленческих кадров в сфере образования.

В США традиционно региональные органы правительства могут влиять на установление стандартов в разработке программ и курсов подготовки и сертифицировании (аттестации) руководителей образовательных учреждений.

Разработкой программ подготовки и ПК директоров школ занимаются также некоммерческие организации, например, Национальный альянс реструктуризации программ постдипломного обучения АУП (National Alliance for Restructuring Graduate Education Administration Programs) (Альянс включает в том числе ряд американских университетов) или Национальная ассоциация руководителей средних школ (National Association for Secondary School Principals, NASSP).

На региональном уровне участником формирования запроса на программы подготовки могут выступать региональные ассоциации, как, например, Ассоциация образования штата Нью-Джерси New Jersey Education Association, NJEA) или Совет по менеджменту в образовании штата Флорида (Florida Educational Management Council).

В Великобритании существует Национальный центр развития подготовки школьных управленцев (NDCSMT), в задачу которого входит анализ существующих в данной области проблем и разработка соответствующих рекомендаций по подготовке управленцев. В Германии поддержку подготовки школьных руководителей осуществляет целый ряд организаций – это и Всеобщий союз руководителей школ Германии, и Немецкое общество управления образованием, и Общество содействия педагогическим исследованиям.

Для решения общих проблем на основе использования международного опыта в области создания учебных планов и методологии в 1992 г. была создана Европейская сеть исследований и подготовки управленцев в образовании (European Network for Research and Teaching in Educational Management). В задачи этой организации входит повышение управленческой компетентности, отбор школьных лидеров, а также изучение влияния различных моделей управления обществом на руководство школой.

Для решения проблем планирования и управления образованием специально создан Международный институт планирования образования ЮНЕСКО, в котором слушателям предлагаются разнообразные программы и формы работы по актуальным проблемам управления образованием.

В Германии поддержку подготовки школьных руководителей осуществляет целый ряд организаций – это и Всеобщий союз руководителей школ Германии, и Немецкое общество управления образованием, и Общество содействия педагогическим исследованиям.

Большой интерес представляют европейские программы в области управления ОУ. Так, в Амстердаме в рамках проекта ERASMUS создана Европейская школа образовательного менеджмента. Обучение в ней ведется с помощью консультаций и заочной формы обучения. Слушатели набираются из стран ЕС по ряду направлений: школьные руководители, инспекторы, старшие учителя, специалисты по организации и менеджменту. Обязательно учитывается, а затем и используется в процессе подготовки «национальный опыт участников». Критериями отбора служат имеющиеся практические навыки и теоретические знания по управлению образованием, а также способность внести вклад в решение национальных задач развития образования.

Еще одним примером является проект «Развитие школ для демократии в Европе» (Developing Schools for Democracy in Europe) в рамках программы TEMPUS. В этом проекте ведется исследовательская работа, проводятся консультации по вопросам подготовки руководителей в странах Центральной и Восточной Европы, а также разрабатываются учебные программы по подготовке специалистов в области управления образованием. В этом проекте поддерживаются тесные контакты с местными или региональными центрами профессионального развития, менторами в школах.

В процессе обучения руководителей школ широко используются приемы и методы работы в группах: разработка кейсов, моделирующих экспериментов, обмен мнениями, учебные групповые дискуссии, что особенно актуально при рассмотрении вопросов принятия управленческих решений или формирования руководителем команды администраторов. Популярны также тренинги, компьютерное обучение.

Значительная часть программы ПК школьного руководителя посвящена вопросу лидерства. Иногда курс начинают с понятия «лидер в школе», предлагая слушателям самим дать его определение и выявить инструменты эффективного лидера.

В США, несмотря на укрепившиеся традиции подготовки школьных руководителей и жесткие требования к их сертификации, в последние годы все чаще поднимается вопрос о низком уровне квалификаций руководителей, даже прошедших программы подготовки и имеющих сертификаты.

Этой проблеме посвящен ряд аналитических исследований. Например, в отчете 2003 г. «Лучшие руководители для американских школ» (Better Leaders for America’s Schools) Института Томаса Фордхэма (Thomas B. Fordham Institute, Washington) и Фонда The Broad Foundation, Los Angeles, выделены проблемы:

  • американские школы столкнулись с кризисом управленческих кадров;

  • несмотря на увеличение во многих районах людей, имеющих сертификаты управленцев в сфере образования, школы не так часто управляются квалифицированными руководителями;

  • «сертифицированный» руководитель школы не всегда квалифицированный лидер;

  • бюрократические требования, часто не имеющие отношения к вопросу, мешают формированию сообщества эффективных руководителей государственных школ.

Предлагаемые решения:

  • традиционные требования к сертификации руководителей школ должны быть уменьшены и заменены критериями, выделяющими лидерские качества, а не только образование;

  • кандидаты на пост школьных управленцев должны отбираться как из сферы образования, так и извне, проходить подготовку и оцениваться по результатам, которых они достигают;

  • школьные округа должны играть основную роль в подготовке и ПК руководителей школ; услуги обучения должны предлагать не только колледжи (институты, академии) образования.

Таким образом, можно выделить ряд тенденций в международной практике подготовки директоров школ, которые имеет смысл учитывать и при построении модели СПК руководителей российских школ. Это ориентация на развитие лидерских качеств директора школы, создание конкуренции на рынке предоставления услуг в сфере ПК, привлечение широкого круга организаций к формированию заказа на ПК управленцев, практико-ориентированное обучение.

________________

* Формирование инновационного ресурса педагогических кадров системы образования через развитие системы повышения квалификации: сборник рекомендаций. – М.: Университетская книга, 2007

Рейтинг@Mail.ru