Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2008

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Дети и Интернет

Портрет директора отпугивает учеников

Что же все-таки преобладает в Интернете – зло или добро – в очередной раз пытались разобраться участники круглого стола в информационном агентстве «РИА-новости». Образованию не обойтись без возможностей Сети, так как же обезопасить учеников от негативного влияния интернет-ресурсов?.. Предлагаем наиболее яркие выступления на заседании.

Отбросим взрослые представления!

«К сожалению, я уже отношусь к тому поколению россиян, которое, приобретая новый телефон или компьютер, мучительно думает, как приспособить эту технику к своей жизни, изучает инструкцию. А дети в инструкциях не нуждаются, – оценивает ситуацию генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков. – И когда мы говорим о том, каким образом школа вписывается в новую систему информационно-образовательной среды, то зачастую относимся к этому именно с позиции взрослого: получили некую технологию и решаем, каким образом адаптировать ребенка к изменениям. Хотя правильнее подумать, как сделать так, чтобы школьнику было интересно, и помочь ему организовать деятельность в увлекательной и понятной среде.

Я с грустью смотрю на очень многие интернет-ресурсы, которые взрослые сделали в большей степени для себя. Зайдите, например, на сайты школ (сейчас их создание – очень популярное занятие). На первой странице присутствует фотография директора и, если в образовательном учреждении есть попечительский совет, – обязательно портрет его председателя. Выходит, это придумано взрослыми для взрослых и абсолютно скучно для подростка.

Мы переходим к открытым системам образования, где ребенок чувствует себя свободным, может реализоваться, и здесь он действует в определенном сообществе, задающем определенные рамки. Нужно очень четко понимать, что с точки зрения субъект-субъектных отношений новые информационные технологии кардинально поменяли ситуацию в нашем обществе и, прежде всего, в образовании. По своей природе они являются субъективными и ориентированы на развитие личности человека. Поэтому мы должны учитывать это, говоря о разработке образовательных ресурсов и анализе того, что сегодня происходит во Всемирной паутине.

Что касается образовательного Интернета, то нужно отбросить свои взрослые представления о том, что для нас кажется важным, и создать ту среду, которая ребенку позволяет двигаться вперед по траектории, мотивирующей его на достижение личностного результата, в которой он чувствует себя как рыба в воде. Это самое сложное.

Мы попробовали создать курс подобного рода. Учебник имеет электронное приложение и интернет-поддержку. Все рисунки и тексты – «живые». Можно назвать это комплектом-провокацией. Ребенку удобно и понятно, и даже если учитель не хочет работать с этим диском, когда он получает от ученика вопрос, связанный с электронным приложением, ему все-таки приходится сталкиваться с данной средой.

Часто вздыхаем: дети не читают. Извините, а чем они занимаются, сидя в Интернете?

Тут же возникает другое, очень серьезное заявление педагогов, психологов: дети перестали общаться. А что они делают, находясь в Интернете? Это совершенно другая среда общения. Работа в Сети поддерживает новые формы социального взаимодействия и совместный труд, а не индивидуальную деятельность. Самое интересное заключается в том, что ребенок, размещая свою информацию в Интернете, теперь ожидает оценок не только от учителей, родителей, но от всех тех, кто заходит на его блог, к примеру.

В последнее время серьезно обсуждается безопасность в Сети. Меня, конечно, очень радуют все темы, связанные с блокировкой сайтов, куда детям заходить ни к чему. Но давайте с вами задумаемся: ввели мы такие ограничители в школе, а школьник зашел к другу, забежал в интернет-кафе, приехал к папе с мамой на работу. И мы подменяем понятие «формирование информационной культуры ребенка» явлением, описанным еще у Ильфа и Петрова: в России любят барьеры и заборы. К чему приводит возведение этих «заборов»? К тому, что запретный плод всегда сладок.

Действия по обеспечению «безопасности» на самом деле оправдывают нашу неспособность решить важнейшую задачу – сформировать информационную культуру подростка, которая адекватна требованиям сегодняшнего дня».

Мифы

Куратор проекта «Школьный портал» Михаил СИДОРОВ:

– Подавляющая часть взрослых считает, что Интернет нужен детям в первую очередь для того, чтобы учиться. Но то что в нем полно полезной информации для ребенка – чудовищный миф. Когда готовился портал, мы отобрали сначала 10 000 ссылок, из них, после отбора на хороший контент, осталось 1400.

Потом их стало 1200, так как двести сайтов умерло за месяц. Потому что в основном образовательный и детский контент в Интернете создается энтузиастами.

А энтузиаст – человек, который может сегодня это делать, а завтра у него, например, родился третий ребенок, и он уже не может заниматься чем-то, кроме семьи.

Запрет, но без перегибов

«Высокие скорости дали человеку новые возможности. При этом появились очень серьезные риски. Так же и в случае проникновения Интернета в образовательный процесс возникают и возможности, и риски, – считает главный редактор информационно-аналитического ресурса «Ваш личный Интернет» Евгений Беспалов. – Основные из них – это контакт с незаконным или нежелательным контентом; с агрессивными личностями, враждебно настроенными к ребенку; опасность противоправных действий самих молодых пользователей вследствие незнания ими, что они нарушают какие-либо законы.

Если рассматривать тему безопасного использования Интернета в образовательных учреждениях в целом, то нужно сказать, что этот вопрос включает в себя несколько направлений: административно-правовое, воспитательно-просветительское и техническое. Какова ситуация сейчас, и что мы можем сделать?

Административно-правовое направление подразумевает законотворческую деятельность, развитие нормативной базы безопасного использования Интернета. Если мы обратимся к опыту стран Евросоюза, Австралии, Америки, то увидим, что там развивается вертикальная система: действуют национальные акты, которые регулируют доступ ребенка к определенным видам информации (и не только в образовательных учреждениях, но и в любых других точках доступа к Сети); кроме того, существуют региональные нормативные акты; и, наконец, локальные, непосредственно применяемые в ОУ, устанавливающие порядок работы учеников в Интернете.

Нужно отметить, что за рубежом в развитии нормативной базы очень большое участие принимают общественные организации. Я отдельно подчеркиваю этот момент – он здесь является ключевым. Уже давно понятно, что государство само по себе не может выработать адекватные нормы в условиях динамичного изменения информационной среды. Поэтому подключаются общественные организации, представители образования и интернет-индустрии. Только вместе они создают сбалансированные нормы.

В России в данной области есть совокупность нормативных правовых актов на федеральном уровне, регулирующих неким образом вопросы безопасного использования Интернета в образовательных учреждениях. При этом эксперты отмечают, что нужно развивать эту базу, обеспечивать ее в соответствии с текущими условиями.

К техническим новинкам современные дети
быстро находят подход, обходясь без инструкций

Теперь хочу перейти на ведомственный уровень и сообщить, что в 2006 году федеральное агентство по образованию разработало концепцию предоставления услуги безопасного и эффективного доступа к ресурсам Интернета в образовательных учреждениях. Там были зафиксированы некие общие стандарты. В соответствии с этим были созданы и приняты региональные регламенты с учетом социокультурных особенностей России. Это важно, потому что наша страна очень разнообразна и от региона к региону есть особенности. Их обязательно нужно учитывать при обеспечении доступа детей к информации.

А образовательным учреждениям были предложены проекты локальных нормативных актов, которые они могут использовать.

Мы стоим в начале пути, нужно развивать это направление, обеспечивая внедрение и исполнение этих нормативных актов, проводя мониторинг ситуации.

Если рассматривать воспитательно-просветительское направление, то и здесь стоит обратиться к опыту наших коллег, например, в Евросоюзе. Мы увидим огромное количество национальных программ, нацеленных на информирование людей о способах безопасного использования Интернета и развитие у детей медиаграмотности, навыков поиска и критического анализа информации.

Также общественные, государственные и частные организации создают интересный для детей контент, который привлекает школьников, с помощью него ребята развиваются, и у них не возникает потребности обращаться к менее хорошему контенту в Сети.

В России сейчас тоже появились программы, нацеленные на детей, родителей и педагогов, рассказывающие о том, как безопасно использовать Сеть, избегать нехороших последствий. Но при этом мне не известно, каким образом координируются эти программы, соответствуют ли усилия в области воспитания и просвещения степени проникновения Интернета в жизнь образовательных учреждений… Я считаю, что для обеспечения повышения эффективности работы нам нужно иметь надежные количественные данные. Кстати, опять приведу в пример наших иностранных коллег. В Евросоюзе проводится целый ряд исследований, где изучается, насколько хорошо люди знают о незаконном контенте, как они воспринимают усилия в области обеспечения безопасности.

Техническое направление заключается в широком внедрении технических средств защиты от незаконного контента. В огромном количестве стран для этого используются специальные фильтры. Я хочу отметить, что, на мой взгляд, очень серьезным достижением прошлого года стало внедрение в школах Российской Федерации контентной фильтрации. Это двухуровневая система.

Первый уровень – федеральный центр, анализирующий все запросы учащихся из школ страны. Обращения к запрещенным сайтам, безусловно, блокируются. Кроме того, во всех учебных заведениях на компьютерах уже установлены или еще устанавливаются особые программы. Сотрудники школы могут самостоятельно настраивать эти фильтры и регулировать доступ учащихся к Интернету с учетом целей воспитания и образования, а также, как я уже говорил, социокультурных особенностей конкретных регионов.

Федеральное агентство по образованию ведет мониторинг использования контентных фильтров, потому что обратной стороной этого процесса является риск нарушить базовые права человека, свободу слова. На местах недопустимы перегибы, действия педагогов должны быть адекватны.

Внедрение системы контентной фильтрации в образовательных учреждениях России – уникальная по своим масштабам работа. Однако это только первый шаг. Важно отметить еще один аспект – контакты детей с Интернетом вне школы. Они с ним дома, в точках публичного доступа... И с учетом того, что ребята могут заходить в Сеть в разных местах, нужно обсуждать общественную и государственную политику в данном вопросе».

Подготовила Инна АЛЕЙНИКОВА
Рейтинг@Mail.ru