Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2008

НАУКА УПРАВЛЯТЬ

Педсовет

Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии

Разработка открытого педсовета

Обращение педагогического коллектива гимназии к данной теме не случайно. Оно вызвано необходимостью подведения промежуточных итогов работы по профилактике заболеваний и реабилитации здоровья учащихся.

Понимая здоровье как состояние физического, психического и социального благополучия человека, администрация, учителя, медицинские работники гимназии совместно с родителями и самими детьми определили стратегию совместной деятельности в целевой программе «Здоровый ребенок» (Приоритетные направления перечислены в Приложении). Она является неотъемлемой частью программы развития нашего учебного заведения.

При подготовке педагогического совета творческая группа, состоящая из членов администрации, педагогов, психолога гимназии, медицинских работников и родителей, определила цель и задачи своей работы, а также ожидаемые результаты.

Цель работы педагогического совета: оценить валеологическое сопровождение образовательно-воспитательного процесса.

Задачи педагогического совета – проанализировать:

  • состояние здоровьесберегающей инфраструктуры в гимназии;

  • критерии подхода к рациональной организации образовательного процесса;

  • состояние физкультурно-оздоровительной работы;

  • организацию системы просветительской работы с учителями, учащимися и родителями;

  • результативность медико-профилактических мероприятий и динамику мониторинга состояния здоровья учащихся.

Ожидаемые результаты:

– создание комплексного мониторинга состояния здоровья учащихся гимназии;

– снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья;

– сокращение количества детей, имеющих вредные привычки;

– совершенствование системы физического воспитания (урочной и внеурочной) на основе реализации индивидуального подхода;

– стимулирование внимания учащихся и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.

Традиционно для нашего учебного заведения мы решили организовать открытый педагогический совет, активно вовлекая общественность в процесс обсуждения. Его предполагалось провести в форме конференции, где свои позиции по обозначенной теме могли бы изложить все заинтересованные стороны.

Подготовка к педагогическому совету проходила в несколько этапов:

Первый (срок – два месяца):

– анкетирование учащихся 6-х, 9-х и 11-х классов;

– анкетирование родителей детей 6-х, 9-х и 11-х классов;

– заседание творческих групп для обсуждения результатов анкетирования учащихся и родителей и подготовки аналитических материалов для педагогического совета.

Второй (срок – две недели):

– создание мультимедийной презентации с результатами диагностических обследований школьного социума по разным направлениям валеологического сопровождения учащихся;

– работа с творческими группами учащихся и педагогов для выработки алгоритма проведения педагогического совета и его решений.

В творческих группах, занятых подготовкой материалов к педагогическому совету, полномочия были распределены следующим образом:

1. Обработка результатов мониторинга состояния физического здоровья учащихся гимназии – медицинские работники школы и ведомственной поликлиники.

2. Динамика комфортности обучения учащихся разных возрастных групп в условиях пребывания в учебном заведении повышенного типа – педагог-психолог гимназии и классные руководители, родители учащихся.

3. Результативность технологии тестирования учащихся для определения уровня физического развития, физической и функциональной подготовленности как важнейших показателей здоровья детей – учителя физической культуры, педагоги дополнительного образования.

4. Влияние инновационных технологий на степень комфортности обучения учащихся в гимназии – замдиректора гимназии по УВР, председатели МО, учителя-предметники.

5. Статистика занятости учащихся дополнительным образованием в гимназии и за ее пределами – замдиректора гимназии по ВР, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования, классные руководители.

Рассмотрим подробнее итоги работы этих творческих групп и варианты оформления результатов.

Результаты мониторинга состояния физического здоровья и социализации учащихся

Социальный паспорт гимназии «Мариинская» (2007/08 учебный год)

В гимназии «Мариинская» обучается _____ ребенка:

  • 1–4-е классы: ___ чел. (___ классов).

  • 5–9-е классы: ___ чел. (___ классов).

  • 10–11-е классы: ___ чел. (___ классов).

  • Многодетные семьи: _____ (____%).

  • Малообеспеченные семьи: ___ (____%).

  • Неполные семьи: __________ (____ _%).

  • Семьи, где детей воспитывает отец: _____ (____%).

  • Дети «группы риска»: ___чел. (___ _%).

  • Дети, находящиеся под опекой: _____ чел. (____%).

  • Дети-инвалиды: ___ чел. (___ _%).

  • Ученики, состоящие на учете в ПДН: ___ чел. (___ _%).

  • Дети с хроническими заболеваниями: ___ чел. (____%).

  • Одаренные дети: ____ чел. (____%).

Результаты медосмотра учащихся 1–11-х классов (2007/08 учебный год)

Выявленные патологии

Количество случаев

_%

Неврология

   

Зрение

   

ЛОР

   

Хирургия (в т. ч. нарушение осанки)

   

Эндокринология

   

Показатели физического здоровья учащихся гимназии (2004–2008 гг.) (чел., _%)

Годы

Общее количество  учащихcя

Основная группа

Подготовительная группа

Спецгруппа (освобожденные от уроков ФК)

Дети-инвалиды

20032004

         

20042005

         

20052006

         

20062007

         

20072008

         

Показатели физического здоровья учащихся по классам (2007/08 учебный год)

Начальная школа (такие же таблицы – для средней и старшей школы)

Класc

Классный руководитель

Всего учащихся

Основная группа

Подготовительная группа

Специальная группа

Дети-инвалиды

1 «А»

           

1 «Б»

           

1 «В»

            

2 «А»

           

2 «Б»

           

3 «А»

           

3 «Б»

           

3 «В»

           

4 «А»

           

4 «Б»

           

Всего (чел., _%)

           

Динамика комфортности обучения учащихся разных возрастных групп

Результаты анкетирования детей по классам*

№№

Вопросы

6-е классы

9-е классы

11-е классы

1.

Насколько я устаю на уроках?

Не устаю _%.

В пределах допустимого _%.

Устаю сильно _%

2.

Насколько мне понятно то,  что объясняют на уроках?

Понятно _%.

Не всегда _%.

Не понятно _%

3.

Дома мне приходится повторять пройденный материал или учить его заново?

Приходится повторять _%.

Учить заново _%.

Не учу _%.

Разбираю с репетитором _%

4.

Домашние задания являются для меня…

Посильными _%.

Интересными _%.

Развивающими _%.

Нужными _%.

Непосильными _%.

Неинтересными _%.

Закрепляющими _%.

Ненужными _%

5.

Уровень требований учителей я считаю…

Высоким _%.

Низким _%.

Справедливым _%.

Несправедливым _%.

Соответствующим возможностям детей _%.

Не соответствующим возможностям детей _%

6.

Среди всех предметов я считаю самыми сложными…

Географию _%.

Математику _%.

Русский язык _%.

Историю _%.

Английский язык _%.

Биологию _%.

Литературу _%

Химию _%.

Биологию _%.

Физику _%.

Географию _%.

Литературу _%.

Геометрию _%.

Алгебру _%.

Английский язык _%.

Историю _%

Физику _%.

Химию _%.

Алгебру _%.

Географию _%.

Английский язык _%

* В этой и следующей таблицах результаты готовятся отдельно по каждому из заявленных классов.

Результаты анкетирования родителей по классам

№№

Вопросы

6-е классы

9-е классы

11-е классы

1.

Какое настроение у ребенка, когда он идет в школу?

Хорошее _%.

Разное _%.

Плохое _%

2.

Любит ли он посещать гимназию?

Да _%.

Не всегда _%.

Нет _%

3.

Устает ли ваш

ребенок?

Да _%.

Не всегда _%.

Нет _%

4.

По какой причине устает (наиболее часто встречающиеся ответы)?

  • Большой объем домашних заданий.

  • Плохое самочувствие.

  • Дополнительные занятия

  • Большой объем домашних заданий.

  • Эмоциональная нагрузка на уроках.

  • Плохое самочувствие.

  • Неумение организовать себя.

  • Дополнительные занятия

  • Большой объем домашних заданий.

  • Стрессы из-за обилия контрольных работ.

  • Плохое самочувствие.

  • Дополнительные занятия

5.

Помогаете ли вы ребенку при выполнении домашних заданий?

Да _%.

Нет _%

6.

Все ли домашние задания, на ваш взгляд, посильны для ребенка?

Да _%.

Нет _%

7.

Сколько времени у ребенка уходит на выполнение домашних заданий (указывается среднее время)?

     

8.

Ваши предложения, пожелания, советы (варианты ответов)

  • «Стараться видеть в ученике ребенка».

  • «Скоординировать график проверочных работ».

  • «Организовать горячее питание».

  • «Расширить допобразование в гимназии»

  • «Наладить большее взаимопонимание между учениками и учителями».

  • «Организовать горячее питание».

  • «Расширять контакты родителей с учителями-предметниками».

  • «Популяризировать профильное обучение»

  • «Не унижать достоинство ученика».

  • «Объективно оценивать учащихся».

  • «Наладить обратную связь с родителями».

  • «Предъявлять единые требования к учащимся»

Общие предложения:

1) сократить объем домашних заданий;
2) 5-дневная рабочая неделя;
3) рационализация расписания учащихся.

Результативность технологии тестирования учащихся  для определения уровня физического развития и т.п.

Уровень физической подготовленности (УФП) гимназистов ежегодно отслеживается учителями физической культуры на основе показателей, полученных в ходе проведения соревнований среди школьников России «Президентские тесты», для учащихся 1–11-х классов.

В итоговом протоколе (его удобно оформлять в виде таблицы) указывается следующая информация:

  • количество учащихся, участвовавших в соревнованиях;

  • процент учащихся от общего числа;

  • средний уровень физической подготовленности учащегося каждой параллели;

  • средний УФП учащихся;

  • лучший класс в каждой параллели.

Из протокола видны показатели предыдущих четырех учебных годов. Это дает наглядную картину. Так, анализ результатов мониторинга уровня физической подготовленности учащихся нашей гимназии за несколько лет показывает положительную динамику, что позволяет сделать вывод о позитивных тенденциях в области внедрения здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в учебно-воспитательный процесс.

Влияние инновационных технологий на степень комфортности обучения

Творческие группы учителей занимались исследовательской и аналитической деятельностью, предприняв попытку ответить на такой вопрос: какое влияние оказывают инновационные технологии, в данном случае деятельностный метод обучения и проектная технология, на психофизическое развитие учащихся и уровень комфортности?

Алгоритм работы творческих групп:

– посещение уроков учителей, успешно освоивших инновационные технологии;

– обсуждение уроков;

– обобщение рекомендательных предложений для педагогов гимназии.

Результаты работы творческой группы:

1. Для того чтобы дать ответ на вышезаданный вопрос, необходимо владеть критериями оценивания как инновационного урока, так и технологии преподавания в целом.

Критерии оценивания:

– создание максимально благоприятной эмоционально-психологической обстановки;

– структура урока «открытие нового знания» должна состоять из нескольких этапов (не менее девяти), что позволяет достичь высокой частоты чередования различных видов деятельности;

– мотивация творческой активности учащихся, основанная на знании их индивидуальных способностей и возрастных особенностей;

– формирование критического мышления учащихся на основе выработки у них навыков самоконтроля и дискуссионных форм работы на занятиях с ними;

– воспитание необходимых коллективистских отношений у детей, способствующих созданию благоприятного микроклимата в школьном сообществе.

2. Важны составляющие психологического микроклимата на уроке:

– наличие внутренней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент;

– стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу;

– доверительные взаимоотношения между учителем и учеником;

– товарищеские взаимоотношения между учащимися, умение работать в группах;

– наличие эмоциональных разрядок (поговорки, известные высказывания, небольшое стихотворение, юмористическая или поучительная картинка, музыкальная минутка);

– чередование видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный (не менее трех);

– предоставление на уроке учащимся возможности выразить свое мнение, высказать гипотезу, выдвинуть проект, т.е. проявить самостоятельность;

– наличие на уроке оздоровительных моментов.

3. Условия образовательной среды для сохранения здоровья ребенка:

– строгое соблюдение режима школьных занятий;

– дозировка письменных и устных работ, домашних заданий;

– построение урока с учетом динамичности детей, их работоспособности;

– использование ТСО и средств наглядности;

– обязательное выполнение гигиенических требований;

– благожелательный эмоциональный настрой.

Занятость учащихся допобразованием в гимназии и за ее пределами

Заполняются таблицы по начальной, средней и старшей школе (приводятся данные на текущий учебный год).

Класс

Классный руководитель

Количество учащихся в классе

Получают допобразование

Спортивные секции

Искусство, языки

Занимаются в гимназии

             
             
             
             
             
 

Всего

         

Этап проведения педагогического совета

На педсовете, проходившем в форме конференции, присутствовали родители, учащиеся (члены гимназического совета самоуправления), медицинские работники, журналисты местного телевидения.

Были заслушаны выступления по следующим темам:

1. «Технологии реализации целевой программы «Здоровый ребенок»: проблемы и перспективы» (замдиректора по ВР).

2. «Основные требования, предъявляемые к организации учебно-воспитательного процесса и материально-техническому обеспечению в образовательном учреждении» (доктор медицинских наук, ведущий специалист городской санитарно-эпидемиологической станции).

3. «Влияние инновационных технологий на степень комфортности обучения учащихся в гимназии (деятельностный метод)» (замдиректора по УВР).

4. «Влияние инновационных технологий на степень комфортности обучения учащихся в гимназии (проектная технология)» (председатель МО предметов прикладного цикла).

5. «Валеологический аспект в формировании позитивного отношения учащихся, педагогов и родителей к здоровому образу жизни» (учитель физической культуры и педагог дополнительного образования).

6. «Формирование навыков саморегуляции и самоконтроля у учащихся начальной школы» (учитель начальных классов).

Решение педагогического совета:

1. Внедрить в практику гимназической жизни мониторинг психофизического развития учащихся, проводимого в течение учебного года и состоящего из следующих компонентов:

– динамика уровня заболеваемости, пропусков уроков учащихся гимназии (результаты ежегодного медицинского осмотра и вакцинации детей; отчеты классных руководителей по полугодиям и за год) (ответственные: медицинские работники гимназии и классные руководители 1–11-х классов);

– динамика уровня физической подготовленности учащихся 1–11-х классов (ответственные: учителя);

– статистические данные о численности учащихся разных возрастных групп, вовлеченных в работу дополнительного образования в гимназии и за ее пределами (ответственные: классные руководители 1–11-хклассов и педагоги дополнительного образования);

– диагностика степени комфортности обучения учащихся в гимназии (ответственный: педагог-психолог гимназии).

2. Организовать и провести с педагогами гимназии практикум «Основы валеологической культуры современного педагога» (ответственный: заместитель директора гимназии по ВР).

3. Классным руководителям 1–11-х классов обратить внимание на необходимость обязательного проведения с учащимися (один раз в семестр) тематических классных часов по пропаганде здорового образа жизни.

4. Подготовить и провести родительскую конференцию «Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в семейном воспитании» (ответственный: замдиректора по ВР).

2008 год объявлен в нашей стране Годом семьи. Государство в очередной раз обращает внимание на приоритет ценностей, лежащих в основе самого «института семьи»: рождение и воспитание физически и нравственно здоровых детей, создание условий, способствующих социальной адаптации молодежи в современном обществе и уверенности людей старшего поколения в завтрашнем дне.

Педагогический коллектив гимназии надеется, что работа по созданию здоровьесберегающей инфраструктуры в нашем учебном заведении, начатая несколько лет назад, даст свои позитивные результаты.

Марина ЛЕВАШЕВА,
заместитель директора по ВР,
гимназия «Мариинская»,
г. Таганрог

Приложение

Приоритетные направления программы «Здоровый ребенок».

Основные направления деятельности

I. Управленческий блок

Анализ состояния здоровья; оформление аналитических и статистических отчетов; разработка и анализ локальных нормативных актов по сохранению и развитию здоровья обучающихся; утверждение режима работы гимназии на новый учебный год; организация режима питания учащихся.

II. Медицинский блок

анализ заболеваемости учащихся разных возрастных групп; выявление причин заболеваемости; динамика количества детей, страдающих хроническими заболеваниями, находящихся на домашнем обучении, относящихся к разным медицинским группам, инвалидов; проведение планового медицинского осмотра учащихся гимназии; введение единой «Психолого-педагогической карты» для гимназистов; организация диспансеризации и вакцинации учащихся разных возрастных групп; анализ состояния здоровья детей; оформление аналитических и статистических отчетов о состоянии здоровья учащихся в гимназии.

III. Образовательный блок

организация оздоровительных моментов для учащихся во время учебного процесса (зарядка, физкультминутка, динамические паузы); проведение учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся (использование разнообразных форм и методов деятельности на уроках, дифференцированный подход в процессе обучения); составление расписания уроков, предусматривающего чередование предметов с высоким баллом по шкале трудности, с предметами, которые позволяют использовать частичную релаксацию; проведение методических совещаний, семинаров классных руководителей, педсоветов; внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс гимназии: деятельностный метод и метод проектной технологии.

IV. Воспитательный блок

Поддержание позитивной эмоциональной атмосферы на уроках; внедрение «педагогики сотрудничества» на всех этапах учебно-воспитательного процесса в гимназии; пропагандирование среди учащихся и родителей правил гигиены умственного труда; организация лекционно-семинарских занятий на тему «Учись учиться»; диагностика работоспособности и утомляемости на уроках; обучение приемам рациональной организации учебного труда; отслеживание объема домашних заданий для учащихся разных возрастных групп; совершенствование системы дополнительного образования; проведение внутришкольной спартакиады учащихся; полноценное участие в городских спортивных соревнованиях; организация дополнительных секций для физического совершенствования; проведение традиционных спортивных мероприятий («День здоровья», «День бегуна», «Веселые старты», «Мама, папа, я  – спортивная семья», «А ну-ка, девушки»).

V. Профилактический блок

Поддержание чистоты в классных комнатах, рекреациях и других местах общественного пользования; соблюдение воздушного режима в помещениях гимназии; отслеживание соответствия освещенности на рабочих местах; подборка и расстановка мебели в соответствии с возрастными особенностями детей; организация постоянно действующего лектория для учащихся и родителей гимназии с целью пропаганды здорового образа жизни; предупреждение вредных привычек; проведение классных часов, посвященных технологиям сохранения здоровьесберегающих функций организма детей и взрослых, ПДД, правилам ППБ и антитеррористической безопасности; организация индивидуальных консультаций учащихся и родителей с психологом гимназии и врачами-специалистами: наркологом, гинекологом, психоневрологом и др.; участие в общегородских акциях, посвященных пропаганде здорового образа жизни: «Нет – наркотикам!», «Спорт – наш друг», «Марафон добра».

VI. Материально-технический блок

Оборудование спортзала и спортивной площадки; ремонт и оборудование помещений гимназии; обеспечение учебно-методической литературой; приобретение ТСО и наглядных пособий.

Рейтинг@Mail.ru