Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №13/2008

Тема номера

Карьерный рост и банковский счет

Как экономисты и юристы в России и за рубежом видят реализацию принципа индивидуальных учительских траекторий? Каким образом «путешествуют» по ним педагоги Европы и США? Рассказывает Ирина АБАНКИНА, заместитель директора Института развития образования ГУ–ВШЭ. 

Учитель приходит в школу и на протяжении всей своей профессиональной карьеры остается учителем. В этом и заключается проблема. Сотрудник образовательного учреждения может вырасти до руководителя, либо частично взять на себя административную нагрузку. Но это не отменяет того факта, что учитель – профессия на всю жизнь, это призвание. Поэтому важно дать возможность карьерного роста и повышения своей квалификации внутри этой деятельности. Не менее существенно – последовательно мотивировать человека на саморазвитие.
Я знаю московских учителей, которые, преподавая в начальной школе, сами еще находятся в процессе обучения: у них среднее специальное образование, а в вузе они учатся заочно. Эти молодые специалисты осваивают важные педагогические технологии на краткосрочных курсах обучения, успешно применяют их на практике, но… директор почти не может их поощрить.
Схожие проблемы есть и у наших зарубежных коллег. Давайте посмотрим, как они решаются.
Во-первых, для педагогов вводится дробная шкала разрядов, каждому из которых предписывается свой уровень заработной платы. В США это 24 разряда, начиная с 12-го. Преподавательская карьера длится, как известно, 25–30 лет. Когда в разрядной сетке имеются 24 разряда, учитель может каждый год шагать вверх по ступеням. Для этого ему необходимо, в соответствии с программой саморазвития, ставить посильные задачи на каждый учебный год и достигать результатов. Таким образом, ежегодно энергичный американский педагог может прибавлять в среднем по 10% к своему заработку.
Шкалой также задается дифференциация для тех вчерашних студентов, которые вложились в свое образование: существует разница между бакалавром, магистром или доктором (имеет значение, сколько лет ты учился, занимался ли дипломной работой магистерского уровня или закончил аспирантуру и защитил диссертацию).
Бакалавр и доктор философии стартуют с сопоставимых уровней зарплат: $26 000 в год у бакалавра, $29 000 – у доктора. Но если бакалавр в результате карьерного продвижения в школе может повысить свои доходы до 48-ми тысяч, то доктор – до 59-ти. У того, кто имеет более высокий уровень образования, карьера динамичнее: внутри каждого разряда больше возможностей реального повышения заработной платы.
В США профессия учителя – это не 2–4 категории, а настоящая карьерная лестница, которая позволяет всю жизнь двигаться вверх, повышая свой профессионализм и благосостояние.
В Англии начальная базовая шкала – £17 000 для начинающего учителя. Поэтапный рост составляет 7–8%. Продвинутый молодой специалист может получать до £26 000 в год. Тем самым – даже если сотрудник находится в самом начале своего пути и пока еще не имеет возможностей перейти в высшую категорию – ему есть к чему стремиться.
То же самое во Франции. Есть разные ступени квалификации, внутри которых насчитывается по 11 разрядов. На каждом из них – своя зарплата. 24 ступени в США вполне соизмеримы с системой во Франции. Учитель не просто движется вверх по разрядной лестнице, он идет по ней постепенно. Невозможно пробежать ее за 3 года, чтобы после этого 15–20 лет сидеть на верхней ступени и, скорее всего, терять навыки, почивая на лаврах.
В связи с этим я вспоминаю емкую и точную характеристику, данную в социологическом исследовании Александра Гаспаришвили. Средний российский учитель, говорит он, – это женщина 50-ти лет, которая мало читает, в театр почти не ходит, работу свою любит, но в результативности не заинтересована. При этом финансово едва сводит концы с концами.
Этот культурный портрет подчеркивает одну особенность: времени у учительницы нет. Она набирает уроки, чтобы получить зарплату повыше. Между тем, осуществить навигацию ребенка в пространстве развития может только человек, который знаком с движением в нем, умеющий не только ориентироваться, но знает оптимальные траектории и маршруты.
Если мы хотим воспитать в детях умение учиться в течение всей их жизни, мы просто обязаны предоставить такое же право и педагогу. Ему необходимо продвигаться вперед и вверх. В противном случае – он довольно быстро и по большинству параметров отстанет от детей, которых учит.

Задача экономистов и юристов – сделать так, чтобы педагогу было куда стремиться.


По многим школьным преподавателям заметно, что ученики активнее их, обладают большим потенциалом, легче осваивают некоторые навыки. У рядового российского учителя не остается времени на освоение того культурного и информационного пространства, в котором живут дети.
Поэтому задача экономистов и юристов при разработке новых систем оплаты труда – сделать так, чтобы педагогу было куда стремиться. Чтобы даже небольшие успехи, не достаточные для перехода на более высокую категорию, могли, тем не менее, быть замечены, оценены и выразились в денежном воплощении – прибавке к зарплате.
И эти принципы сегодня в России понемногу воплощаются в жизнь.
Мы проводим семинары в разных субъектах Российской Федерации, инспектируя реализацию комплексного проекта модернизации образования. Хочу обратить внимание на два новых аспекта в подходах к учительскому труду. Первый – иное отношение родителей к школе.
Больше нет полосы отчуждения – родительских собраний, где ребенка, главным образом, ругают. Родителей попросили предъявить некоторые представления о качестве обучения, определить, за что поощрять учителей. Они почувствовали свою ответственность за распределение стимулирующей части ФОТ – и вдруг поняли, что это на них возложена обязанность придумать критерии, по которым можно отмечать успехи своих детей. Началась другая жизнь и иное обсуждение.
Поэтому и складывается новое качество образования. Педагог в этом пространстве, лишенном полосы отчуждения, постепенно ориентируется на то, чтобы находиться в контакте с родителями и представителями общественности. Он понимает, что теперь его труд подвергается постоянной оценке. 
И второй аспект – учитель начинает понимать критерии этой оценки, он знает, за что его будут поощрять, к чему подталкивать.
Грубость нашей предыдущей системы мотивировала педагога только к тому, чтобы брать уроки. С введением новых систем оплаты труда (при которых в некоторых регионах учительская зарплата стала выше средней по своему муниципалитету) и с постепенным отказом от принципа «урокодательства» все охотно пересматривают свои позиции.
Хотя мы не вводим категорию учителя полного дня, система выплат теперь стимулирует сотрудников много и усердно заниматься с детьми после уроков.
Эксперты Института развития образования считают, что нужна «вилка» внутри базового оклада в зависимости от категории.
Сегодня в России обсуждается вопрос замены разрядов тремя или четырьмя профессионально-квалификационными группами. Однако 3 или 4 группы все равно будут означать некую усредненность, грубоватость подходов и оценок. 
Сейчас готовится профессионально-квалификационный справочник, в котором можно будет ввести подгруппы внутри каждой квалификационной группы, а также передать муниципалитетам право установления этих разрядов и поощрения по ним. Тогда можно будет предоставить возможность образовательным учреждениям или органам управления образованием разработать то положение, которое позволяет внутри этого диапазона повышать зарплату.
Рейтинг@Mail.ru