Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №15/2008

Тема номера

Регламент участия органов государственно-общественного управления в распределении фонда стимулирования руководителей ОУ

1. Муниципальный регламент государственно-общественного распределения стимулирующей части оплаты труда руководителей устанавливает порядок реализации принятого на муниципальном уровне положения о государственно-общественном распределении СЧ ФОТ руководителей ОУ органом, уполномоченным данным положением принимать решения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда руководителей ОУ.

Как правило, им является орган государственно-общественного управления на муниципальном уровне – муниципальный Совет по образованию, действующий в соответствии со своим общим регламентом.

В случае если такой орган – орган управления образованием на муниципальном уровне, он принимает решения в соответствии с действующим положением и регламентом об этом органе.

2. Муниципальным органом управления образованием ведется мониторинг профессиональной деятельности каждого руководителя общеобразовательного учреждения по утвержденным муниципальным положением о распределении СЧ ФОТ руководителей форме, критериям и показателям.

В установленный муниципальным положением для определения размера премиальных выплат руководителям период (ежемесячно, раз в три месяца, раз в полгода и т.п.) определяется денежный вес одного балла оценки профессиональной деятельности руководителей ОУ. Для этого за указанный период подсчитывается сумма баллов, полученных всеми руководителями ОУ (общая сумма баллов) в результате мониторинга их профессиональной деятельности.

Денежный вес одного балла оценки профессиональной деятельности определяется путем деления рассчитанного, утвержденного и сформированного размера стимулирующей части фонда оплаты труда руководителей общеобразовательных учреждений за учетный период на подсчитанную общую сумму баллов оценки профессиональной деятельности всех руководителей.

Этот утвержденный показатель используется в данный период для расчета в денежном выражении размера стимулирующих выплат каждому руководителю путем умножения денежного веса утвержденного одного балла оценки на установленную сумму баллов оценки профессиональной деятельности, полученной руководителем в результате мониторинга и оценки его профессиональной деятельности.

3. Утверждение основного расчетного показателя для определения размера стимулирующих выплат каждому руководителю – денежного веса одного балла оценки профессиональной деятельности руководителя – утверждается муниципальным Советом на заседаниях, проводимых в соответствующие учетные периоды (месяц, два месяца, три месяца и т.п.), установленные муниципальным положением о распределении выплат из стимулирующей части фонда оплаты труда руководителей.

Данные заседания проводятся в соответствии с действующим общим регламентом муниципального Совета.

Решения муниципального Совета об установлении основного расчетного показателя размера стимулирующих выплат руководителям общеобразовательных учреждений на установленный период принимаются только квалифицированным большинством голосов согласно общему регламенту муниципального Совета.

На этих же заседаниях муниципальный Совет утверждает (или согласует)1:

– итоговый протокол мониторинга профессиональной деятельности руководителей общеобразовательных учреждений за учетный период, в котором отражены полученные в результате осуществления процедур мониторинга и оценки (включая оценку в государственно-общественной системе и экспертную оценку) суммы баллов оценки профдеятельности по каждому работнику;

– рассчитанные размеры стимулирующих выплат каждому руководителю, исходя из утвержденного основного показателя, суммы баллов оценки профессиональной деятельности руководителей и утвержденного и сформированного общего размера стимулирующей части фонда оплаты труда руководителей.

Данные решения принимаются муниципальным Советом простым большинством голосов в соответствии с общим регламентом муниципального Совета.

4. Мониторинг и оценка профессиональной деятельности руководителей ведется в системе государственно-общественного управления муниципальной системы образования в соответствии с муниципальным положением о распределении СЧ ФОТ руководителей, содержащим критерии оценки профессиональной деятельности работников, индивидуальные для каждого муниципального образования. Государственно-общественный характер мониторинга и оценки деятельности руководителей обеспечивает гласность и прозрачность процесса и процедур мониторинга и оценки.

5. Для обеспечения государственно-общественного характера мониторинга и оценки профессиональной деятельности руководителей общеобразовательных учреждений муниципальный Совет создает специальную открытую комиссию (комитет), в которую входят руководитель органа управления образованием на муниципальном уровне, члены муниципального Совета, по его решению, а также в обязательном порядке включаются представители муниципального совета руководителей ОУ, методического (научно/экспертно-методического) совета (иного аналогичного органа ОУ), профсоюзной организации, муниципальных органов самоуправления (муниципальные попечительский совет, родительский совет, педагогический совет и т.п.).

Комиссия формируется и осуществляет свою деятельность решением муниципального Совета в порядке, предусмотренном общим регламентом данного Совета. Муниципальный Совет определяет название комиссии – «комиссия по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда руководителей общеобразовательных учреждений» или иное наименование, указывающее на характер деятельности комиссии.

6. Руководитель муниципального органа управления образованием в сроки, установленные муниципальным положением о распределении стимулирующей части оплаты труда руководителей (ежемесячно или раз в два месяца, раз в три месяца) представляет комиссии муниципального Совета результаты мониторинга профессиональной деятельности всех руководителей, формы, критерии, показатели, порядок и процедуры которого определены муниципальным положением о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда руководителей ОУ по следующим группам критериев2.

  • Качество и общедоступность общего образования в учреждении:

– общие показатели успеваемости учащихся на уровне района по результатам аттестации (в том числе по результатам ЕГЭ и других форм независимой оценки качества образования);

– достижение учащимися более высоких показателей успеваемости в сравнении с предыдущим периодом;

– наличие призеров олимпиад, конкурсов, конференций разных уровней;

– высокий уровень организации и проведения итоговой аттестации (в том числе в форме ЕГЭ, обеспечение участия в процедуре ЕГЭ общественных наблюдателей);

– высокие результаты методической деятельности (призовые места в конкурсах, конференциях);

– организация и проведение семинаров, совещаний по вопросам повышения качества образования, участие в работе районных методических объединений;

– участие в инновационной деятельности, ведение экспериментальной работы, разработка и внедрение авторских программ, выполнение программ углубленного и расширенного изучения предметов;

– низкий, по сравнению с региональным, процент обучающихся в возрасте до 15-ти лет, не получивших основного общего образования в данном образовательном учреждении.

  • Создание условий для осуществления учебно-воспитательного процесса:

– материально-техническая, ресурсная обеспеченность учебно-воспитательного процесса, в том числе за счет внебюджетных средств (учебное оборудование, информационно-методическое обеспечение образовательного процесса, соответствие всем требованиям санитарных норм и норм безопасности);

– обеспечение санитарно-гигиенических условий процесса обучения (температурный, световой режимы, режим подачи питьевой воды и т.д.);

– поддержание комфортных санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, туалетов, мест личной гигиены и т.д.);

– обеспечение выполнения требований пожарной и электробезопасности, охраны труда; выполнение необходимых объемов текущего и капитального ремонта;

– эстетические условия, оформление школы, кабинетов; наличие ограждения; состояние пришкольной территории.

  • Кадровые ресурсы учреждения:

– укомплектованность педагогическими кадрами, их качественный состав;

– развитие педагогического творчества (участие педагогов и руководителей в научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе, конкурсах, конференциях);

– стабильность педагогического коллектива, сохранение молодых специалистов.

  • Социальные критерии:

– отсутствие отчислений из учреждения в 1–9-х, сохранение контингента в 10–11-х классах;

– организация различных форм внеклассной и внешкольной работы;

– снижение количества учащихся, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, отсутствие преступлений и правонарушений, совершенных учащимися;

– высокий уровень организации каникулярного отдыха учащихся, совершенствование форм и содержания отдыха и оздоровления детей, подростков;

– занятость учащихся во внеурочное время.

  • Эффективность управленческой деятельности:

– обеспечение государственно-общественного характера управления в учреждении (наличие органов ученического самоуправления, управляющих или попечительских советов и др.);

– исполнительская дисциплина (качественное ведение документации, своевременное предоставление материалов и др.);

– отсутствие обоснованных обращений граждан на муниципальный уровень по поводу конфликтных ситуаций; уровень решения конфликтных ситуаций;

– объемы привлечения внебюджетных средств;

– качественное финансовое планирование, эффективность использования бюджетных и внебюджетных средств;

– повышение заработной платы работников, эффективная система мотивации сотрудников за счет рационального использования стимулирующей части фонда оплаты труда;

– призовые места в смотрах (конкурсах) федерального и регионального уровней.

  • Сохранение здоровья учащихся в учреждении:

– высокий коэффициент сохранения здоровья учащихся;

– снижение заболеваемости учащихся по остроте зрения, нарушению осанки;

– организация обеспечения учащихся горячим питанием;

– организация и проведение мероприятий, способствующих сохранению и восстановлению психического и физического здоровья учащихся (праздники здоровья, спартакиады, туристические походы, военно-полевые сборы и т.п.);

– организация обучения детей с отклонениями в развитии.

Для критериев и показателей, требующих в дальнейшем экспертной оценки, в комиссию муниципального Совета предоставляются исходные материалы мониторинга профессиональной деятельности, необходимые и достаточные для проведения процедур экспертной оценки в форме, установленной муниципальным положением о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда руководителей.

7. Комиссия осуществляет анализ и оценку объективности представленных результатов мониторинга профессиональной деятельности руководителей общеобразовательных учреждений только в части соблюдения установленных положением о порядке распределения стимулирующей части фонда оплаты труда критериев, показателей, формы, порядка и процедур оценки профдеятельности. В случае установления комиссией существенных нарушений перечисленного представленные результаты возвращаются руководителю муниципального органа управления образованием для исправления и доработки.

Принятые комиссией от органа управления образованием на муниципальном уровне результаты мониторинга профессиональной деятельности руководителей ОУ используются комиссией далее для формирования итоговой оценки.

8. По группе критериев:

– высокие результаты методической деятельности (призовые места в конкурсах, конференциях);

– организация и проведение семинаров, совещаний по вопросам повышения качества образования, участие в работе районных методических объединений;

– участие в инновационной деятельности, ведение экспериментальной работы, разработка и внедрение авторских программ, выполнение программ углубленного и расширенного изучения предметов;

– развитие педагогического творчества (участие педагогов и руководителей в научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе, конкурсах, конференциях)

свою оценку профессиональной деятельности руководителей в комиссию в те же сроки представляет методический совет (научно/экспертно-методический совет, иной аналогичный муниципальный орган) в форме, определенной муниципальным положением о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда руководителей общеобразовательных учреждений.

Материалы мониторинга для экспертной оценки деятельности руководителей могут быть поданы в обезличенном виде – лишенном персональных данных.

9. По группе критериев:

– обеспечение государственно-общественного характера управления в учреждении (наличие органов ученического самоуправления, управляющих или попечительских советов и др.);

– отсутствие обоснованных обращений граждан на уровне общеобразовательного учреждения по поводу конфликтных ситуаций; уровень решения конфликтных ситуаций;

– качественное финансовое планирование, эффективность использования бюджетных и внебюджетных средств;

– эффективная система мотивации работников за счет рационального использования стимулирующей части фонда оплаты труда

свою оценку профессиональной деятельности руководителей в комиссию в те же сроки представляют управляющие советы ОУ в форме, определенной муниципальным положением о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда руководителей общеобразовательных учреждений.

Управляющий совет также вправе подать в комиссию обоснованное ходатайство о премировании руководителя ОУ за его профессиональные достижения по всем другим критериям оценки профессиональной деятельности.

Наличие такого ходатайства учитывается муниципальной комиссией при формировании итоговой оценки профессиональных достижений и деятельности руководителя путем прибавления соответствующего (предусмотренного муниципальным положением о стимулирующей части фонда оплаты труда руководителей) количества баллов по каждому критерию, заявленному в ходатайстве управляющего совета.

10. Формы и процедуры формирования профессионально-общественной и государственно-общественной оценок профессиональной деятельности руководителей ОУ по вышеуказанным критериям устанавливаются муниципальным положением о распределении СЧ ФОТ руководителей.

Соотношение весовых коэффициентов показателей оценок в рамках мониторинга муниципального органа управления образованием и показателей профессионально-общественной и государственно-общественной оценок, а также показателей, связанных с поступлением или непоступлением ходатайства управляющего совета, определяется муниципальным положением о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.

11. Комиссия осуществляет анализ и оценку объективности представленных профессионально-общественных и государственно-общественных результатов оценки профессиональной деятельности руководителей только в части соблюдения установленных муниципальным положением о распределении СЧ ФОТ руководителей критериев, показателей, формы, порядка и процедур профессионально-общественной и государственно-общественной оценок. В случае установления комиссией существенных нарушений перечисленного представленные результаты возвращаются представившим их органам для исправления и доработки.

Принятые муниципальной комиссией результаты профессионально-общественной и государственно-общественной оценок профдеятельности руководителей используются далее комиссией для формирования итоговой оценки.

Управляющий совет вправе подать в комиссию обоснованное ходатайство о премировании руководителя ОУ за его профессиональные достижения.

12. В случае если муниципальным положением о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда предусмотрены экспертные оценки по отдельным показателям мониторинга и оценки профессиональной деятельности руководителей и создание в этих целях муниципальной экспертной комиссии, муниципальный Совет создает своим решением, принимаемым в соответствии с общим регламентом муниципального Совета, экспертную комиссию (комитет), действующую в соответствии с муниципальным положением о распределении СЧ ФОТ руководителей, положением о муниципальном Совете, решением муниципального Совета о ее создании и другими его решениями.

Экспертная комиссия (комитет) формируется решением муниципального Совета путем персональных назначений экспертов в ее состав.

Председателем экспертной комиссии назначается один из членов муниципального Совета.

В экспертную комиссию могут быть приглашены и назначены, с их согласия, научные работники, специалисты в области управления образованием, работодатели, деятели культуры, руководители и преподаватели системы профобразования, представители профессионально-педагогических общественных объединений, органов самоуправления в муниципальной системе образования и т.п.

13. Материалы мониторинга профессиональной деятельности руководителей, подлежащие экспертной оценке, комиссия (комитет) муниципального Совета по вопросам распределения стимулирующей части фонда оплаты труда передает в экспертную комиссию и определяет сроки и порядок проведения комиссионной экспертной оценки.

Материалы мониторинга для экспертной оценки профессиональной деятельности руководителей могут быть поданы в экспертную комиссию как в персонифицированном виде, так и в обезличенном – лишенном персональных данных оцениваемых лиц.

Экспертная комиссия проводит на основе представленных материалов мониторинга экспертную оценку профессиональной деятельности руководителей на основаниях и в порядке, установленных положением о распределении СЧ ФОТ руководителей.

14. Процедуру обезличивания (деперсонификации, исключения персональных данных оцениваемых) исходных для экспертного оценивания материалов мониторинга производит муниципальная комиссия (комитет) по распределению стимулирующей части оплаты труда следующим образом.

Из числа членов муниципальной комиссии назначается оператор, который под наблюдением назначенных наблюдателями членов комиссии осуществляет процедуру обезличивания материалов мониторинга: в предназначенном для передачи в экспертную комиссию тексте оператор заменяет персональные данные оцениваемых (ФИО, должность и т.п.) на условные номера или наименования. Таблица соответствия персональных данных и условных номеров сохраняется в электронном виде, распечатывается не более чем в одном экземпляре, который подписывается всеми наблюдателями и передается на хранение секретарю муниципального Совета в запечатанном конверте.

Исходный персонифицированный материал результатов мониторинга сохраняется в электронном виде в двух экземплярах только на двух отдельных (съемных) носителях, которые передаются на хранение руководителю муниципального органа управления образованием и председателю муниципального Совета. Все иные копии персонифицированных материалов, направляемых далее на экспертизу, в печатном виде уничтожаются, в электронном – стираются под контролем наблюдателей.

Руководитель органа управления образованием и председатель муниципального Совета обеспечивают недоступность к хранимым ими копиям, обеспечивая обезличенный характер проведения экспертной оценки до ее окончания и передачи результатов работы экспертной комиссии в комиссию по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда руководителей.

15. Материалы экспертной комиссии по окончании процедуры оценки передаются в комиссию муниципального Совета по распределению СЧ ФОТ руководителей. При этом в обезличенных материалах восстанавливаются персональные данные оцениваемых работников на основании хранимых копий.

16. Комиссия по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда руководителей на основании всех материалов мониторинга и оценки, включая материалы экспертной оценки, составляет итоговый оценочный лист всех руководителей в баллах оценки и утверждает его на своем заседании. Утвержденный оценочный лист по решению комиссии публикуется в муниципальных изданиях, выставляется на сайте муниципального образования.

17. С момента опубликования оценочного листа в течение 10-ти дней руководители ОУ вправе подать (а комиссия обязана принять) обоснованное письменное заявление о несогласии с оценкой его профессиональной деятельности. Основанием для подачи такого заявления могут быть только факты (факт) нарушения установленных муниципальным положением о распределении СЧ ФОТ руководителей процедур мониторинга и оценки, а также технические ошибки при работе с текстами, таблицами, цифровыми данными и т.п.

Апелляции работников по другим основаниям комиссией не принимаются и не рассматриваются.

Комиссия обязана осуществить проверку обоснованного заявления руководителя и дать ему аргументированный ответ по результатам проверки. В случае установления фактов (факта) нарушения процедур мониторинга, оценивания или допущения технических ошибок, повлекших ошибочную оценку профессиональной деятельности руководителя, выраженную в оценочных баллах, комиссия принимает меры для исправления допущенного ошибочного оценивания. Исправленные данные оценки также публикуются.

По истечении 10-ти дней решение комиссии об утверждении оценочного листа вступает в силу.

18. Итоговые оценочные листы рассматриваются на заседании муниципального Совета, посвященном вопросу распределения стимулирующей части оплаты труда руководителей. И на основании этих листов муниципальный Совет своим решением, принимаемым в соответствии с общим регламентом муниципального Совета, устанавливает персональные размеры выплат руководителям из стимулирующей части ФОТ (исходя из его установленного размера), согласно п.п. 2–3 настоящего регламента.

19. В случае отсутствия в муниципальном образовании муниципального Совета по образованию комиссия (комитет) по распределению выплат стимулирующего характера руководителям общеобразовательных учреждений формируется приказом руководителя муниципального органа управления образованием или главы местного самоуправления.

В комиссию включаются представители совета руководителей ОУ или аналогичного органа самоуправления, попечительского совета, органов самоуправления родителей (законных представителей) обучающихся, другие представители общественности.

Экспертная комиссия формируется приказом руководителя муниципального органа управления образованием или главы местного самоуправления.

Процедуры и порядок работы и принятия решений комиссии по распределению стимулирующей части оплаты труда руководителей, экспертной комиссии определены п.п. 1–18 настоящего регламента с тем отличием, что все решения данных комиссий вступают в силу только после их утверждения соответствующим приказом руководителя муниципального органа управления образованием или главы местного самоуправления.

_______________

1 Утверждение или согласование определяется полномочиями муниципального Совета, установленными муниципальным положением о Совете.

2 Приведенные критерии являются примерными. Конкретные критерии оценки содержатся в положении о распределении стимулирующей части оплаты труда руководителей, принимаемом каждым муниципальным образованием самостоятельно.

Рейтинг@Mail.ru