Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №16/2008

Тема номера

Приложение 2. Психологические игры для учителей

Игры-релаксации

За 3–5 минут, потраченные на психотехнические упражнения, учитель может снять усталость, стабилизироваться, почувствовать уверенность в себе. Как рабочий, который после трудового дня в горячем цеху принимает душ, так и педагог, выполняя в школе и после работы специальные психотехнические упражнения, прибегает к методу «психологического душа», очищающего психику.

Упражнение 1. «Внутренний луч»

Упражнение выполняется индивидуально. Помогает снять утомление, обрести внутреннюю стабильность.

Необходимо принять удобную позу, сидя или стоя, в зависимости от места выполнения упражнения (в учительской, на уроке, в транспорте).

Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, уходят зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками.

Выполните упражнение несколько раз – сверху вниз. При этом вы получите удовольствие, даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!».

Считай все достижимым

Упражнение 2. «Пресс»

Игровое упражнение выполняется индивидуально. Нейтрализует и подавляет отрицательные эмоции гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Советуем его делать перед работой в «трудном» классе, разговором с «трудным» учеником или его родителями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе.

Упражнение лучше всего выполнить сразу же после того, как вы почувствуете психологическую напряженность. Если же по тем или иным причинам этот момент пропущен, то разбушевавшаяся эмоциональная «стихия» может все смести на своем пути, не дать возможности контролировать себя.

В результате происходит то, что мы видим так часто: отрицательно заряженная энергия «сбрасывается» на воспитанника или коллегу. Наиболее часто «заземление» отрицательной энергии, к сожалению, происходит в семье педагога, где он ослабляет внутренний контроль после работы.

Суть упражнения состоит в следующем.

Учитель представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающие отрицательные эмоции и связанное с ними внутреннее напряжение.

Выполняя упражнение, важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательные отрицательные эмоции и энергию, которую они с собой несут.

Упражнение 3. «Дерево»

Любое напряженное психологическое состояние характеризуется суженностью сознания и сверхконцентрацией на своих переживаниях.

Ощутимое ослабление внутренней напряженности достигается в том случае, если человек сумел произвести действие децентрации: «снял» центр ситуации с себя и перенес его на какой-либо предмет или внешние обстоятельства. Это позволяет перенести, «выбросить» отрицательное состояние во внешнюю среду и тем самым избавиться от него.

Существует несколько форм децентрации.

Ролевая – связана с перевоплощением человека, мысленным включением в другую ситуацию. При этом используется педагогическая рефлексия, учитель старается посмотреть на себя «со стороны», проанализировать ситуацию глазами внешнего наблюдателя, применить «психическое зеркало».

Коммуникативная – осуществляется в диалоге с переменой коммуникативных позиций.

Упражнение выполняется индивидуально. Оно вырабатывает внутреннюю стабильность, создает баланс нервно-психических процессов, освобождая от травмирующей ситуации.

По дороге домой, в транспорте, представляйте себя деревом (каким вам нравится, с каким легче всего себя отождествить). Детально проигрывайте в сознании его образ: мощный и гибкий ствол, переплетающиеся ветви, колышущуюся на ветру листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя, циркуляцию питательных соков по стволу, корни, прочно вросшие в землю.

Важно почувствовать питательные соки, которые корни вытягивают из земли. Земля – это символ жизни, корни – символ стабильности, связи человека с реальностью.

Любое напряженное психологическое состояние характеризуется сверхконцентрацией на своих переживаниях

Упражнение 4. «Книга»

Упражнение также вырабатывает внутренние средства ролевой децентрации и выполняется индивидуально (на уроке, в учительской).

Представьте себя книгой, лежащей на столе (либо любым предметом, находящимся в данный момент в поле зрения). Сконструируйте в сознании ее внутреннее «самочувствие» – покой, положение на столе, защищающую от внешних воздействий обложку, сложенные страницы.

Кроме этого, важно увидеть «глазами книги» окружающую комнату и внешне расположенные предметы: карандаши, ручки, бумагу, тетради, стул, книжный шкаф, стены, окно, потолок и т.п.

Выполняйте упражнение 3–4 минуты. Вы почувствуете, как спадает внутреннее напряжение, и перейдете в «мир иных измерений», можно сказать, в видимый «параллельный мир» с реальным существованием предметов по своим законам.

Восприятие «иных миров» и внутреннее «включение» в один из них дает учителю возможность понимать множественность, многогранность любой жизненной и профессиональной ситуации, временно «выключаться» из собственных травмирующих обстоятельств и относиться к ним как к одним из многих форм жизни.

Таким же образом можно организовать психологическое «путешествие» внутрь висящей на стене картины или фотографии, проиграть вымышленный сюжет ситуации.

Упражнение 5. «Мария Ивановна»

Упражнение развивает внутренние средства ролевой децентрации.

Выполняется индивидуально в течение 10–15-ти минут. Представьте себе ваш неприятный разговор, например, с завучем. Условно назовем ее Марией Ивановной, позволившей себе неучтивый тон в разговоре с вами и несправедливые замечания.

Закончился рабочий день, и по дороге домой вы еще раз вспоминаете неприятную беседу, чувство обиды захлестывает вас. Это вредно для вашей психики: на фоне психологической усталости после рабочего дня развивается психическое напряжение. Вы стремитесь забыть обиду, но вам это не удается.

Попытайтесь пойти от противного. Вместо того чтобы насильственным образом вычеркнуть оппонента из своей памяти, постарайтесь, наоборот, максимально приблизить его.

Попробуйте по дороге домой сыграть роль Марии Ивановны. Подражайте ее походке, манере себя вести, проиграйте ее размышления, семейную ситуацию, наконец, отношение к разговору с вами.

Через несколько минут такой игры вы почувствуете облегчение, спадет напряжение. Изменится ваше отношение к конфликту, к Марии Ивановне, вы увидите в ней много позитивного, того, что не замечали раньше. По сути дела, вы включитесь в ситуацию Марии Ивановны и сможете ее понять.

Последствия такой игры обнаружат себя на другой день, когда вы придете на работу. Мария Ивановна с удивлением почувствует, что вы доброжелательны и спокойны, и сама, вероятно, станет стремиться уладить конфликт.

Упражнение 6. «Голова»

Профессия педагога отчасти относится к управленческому труду. Учитель вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на учеников: в чем-то их сдерживать, подавлять волю и активность ребят, оценивать, контролировать.

Такое интенсивное управление учебной ситуацией вызывает «стресс руководства» и, как следствие этого, при перенапряжении, различные физические недомогания. Одна из наиболее частых жалоб учителей – головные боли, тяжесть в затылочной области головы.

Предлагается упражнение, помогающее снять неприятные соматические ощущения. Встаньте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести.

Представьте себе, что на вас громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите его рукой и выразительно, эмоционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

Ты имеешь право на ошибки

Упражнение 7. «Руки»

У вас последний урок. Ученики заняты решением задачи. В классе тишина, и вы можете несколько минут уделить себе. Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук на землю, она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю.

Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так одну–две минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости.

Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь по классу. Порадуйтесь интересным вопросам, которые задают дети, постарайтесь открыто и с полной готовностью идти им навстречу, отвечая обстоятельно и детально.

Упражнение снимает усталость, помогает установить психическое равновесие, баланс.

Упражнение 8. «Настроение»

Несколько минут назад у вас закончился неприятный разговор с матерью ученика, постоянно нарушающего дисциплину, прогуливающего уроки, нагрубившего вам. В беседе с ней вы говорили о воспитании сына дома, необходимости регулярного контроля за выполнением домашних заданий, о том, что вседозволенность, которая культивируется, на ваш взгляд, в семье ученика, ни к чему хорошему не приведет.

После этого мать подростка вдруг заявляет, что воспитывать должны в школе, а у нее на это нет времени. В ответ вы не смогли сдержаться. Ваши установки на спокойное и конструктивное построение диалога были разрушены. Как снять неприятный осадок?

Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением.

Попробуйте представить, что вы переносите свое грустное расположение духа на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните лист и на другой стороне напишите 5–7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте; необходимо, чтобы слова возникали спонтанно, без специального контроля с вашей стороны.

После этого еще раз посмотрите на рисунок, как бы заново переживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросите его в урну.

Вы заметили? Всего 5 минут, а ваше эмоционально-неприятное настроение уже исчезло, оно перешло в рисунок и было уничтожено.

А теперь идите на урок! Вы хорошо отдохнули!

Контролируй услышанное

Упражнение 9. «Пословицы»

Предлагается упражнение, хорошо «снимающее» внутреннюю депрессию и плохое настроение, помогающее решить сложную проблему, которая у вас возникла. Она может быть связана с вашей профессией, семейной жизнью, взаимоотношениями с друзьями.

Возьмите любую из книг: «Русские пословицы», «Мысли великих людей» или «Афоризмы» (в каждой школьной библиотеке такие есть). Полистайте ее, почитайте фразы пословиц или афоризмов в течение 25–30-ти минут, пока не почувствуете внутреннее облегчение.

Возможно, кроме психической релаксации та или иная пословица подтолкнет к правильному решению. А также успокоит тот факт, что не только у вас возникла проблема: над способами ее решения размышляли многие исторические личности.

Упражнение 10. «Воспоминания»

Один из широко распространенных профессиональных недостатков педагога – его... взрослость. Парадоксально, но это так. Учитель подходит к ребенку из непонятного, все-таки чуждого ему «мира взрослых», в котором на каждом шагу – огорчения, правила, нормы.

Представитель «мира взрослых», учитель, «отодвинут» от ребенка, непонятен ему, вызывает либо подавленность, либо агрессию, бунт, желание нарушить дисциплину.

Разумеется, ведущая роль педагога в учебно-воспитательном процессе необходима, а отчуждение и противостояние, которые она вызывает у ребенка, могут быть существенно смягчены. Почаще вспоминайте о своем детстве, своих впечатлениях, переживаниях. Психологически вы приблизитесь к ученикам, будете лучше их понимать, сохраняя при этом и свой авторитет, и роль ведущего.

Расспросите ваших родителей о том, каким вы были в детстве, что они помнят о ваших проделках, о вызовах учителя, когда вы нарушали дисциплину. Попробуйте живо представить себя ребенком, заново пережить детские впечатления. Главное, вспомните, какие внутренние мотивы заставили вас тогда совершить тот или иной поступок.

Например, вы вместе с классом прогуляли урок. Это ведь был геройский поступок! Впервые в жизни была проявлена самостоятельность! А как вы презирали тех, кто не поддержал общий «почин» и пришел в класс! С каким страхом и одновременно удовольствием вы «вкусили запретный плод»!

Еще воспоминание. Ваш класс был дежурным по школе, и вы опоздали на урок. Учительница потребовала дневник, чтобы записать замечание. Вы оценили ее требование как несправедливое («Я же дежурил!») и сказали, что забыли дневник дома. В ответ разгневанная учительница приказала покинуть класс.

Вспомните свои переживания, когда вы вышли в пустой коридор и прислушивались к голосам из соседних кабинетов. Какое чувство вы испытали? Одиночество? Обиду?

Такие воспоминания помогут вам почувствовать внутреннее состояние учеников, понять мотивы их поступков. Вы станете добрее, мягче, вам несложно будет откровенно разговаривать с ребятами.

Через некоторое время вы заметите, что нарушения дисциплины в вашем классе становятся все реже и реже. В чем причина? Дело в том, что дети откликнулись на ваше предложение к взаимодействию: ваше желание понять и почувствовать их состояния вызывает с их стороны такие же чувства. У них пропадает стремление к бунту, противостоянию, демонстрации во что бы то ни стало своей независимости. Они ощутили себя вместе с вами.

Упражнение 11. «Я – ребенок»

Многие опытные педагоги играют в игру «Я – ребенок». Вот, например, как описывает свое состояние один из них: «Я вызываю в себе состояние детства, т.е. вызываю то ощущение детской легкости, которое свойственно ребенку. Сбрасываю с себя “все взрослое”, а главным образом, то внешнее взрослое, что присуще моей административной роли. Далее идет подбор форм обращения к детям, которые включают выбор интонаций, способа объяснения, манеры держаться, продумывание первых слов, так сказать, формулы обращения».

Вспомните, какую игру в детстве вы больше всего любили. Вспомнили?

Теперь подойдите к вашему ребенку или внуку и предложите ему в нее поиграть.

В это время играйте детскую роль, держитесь «на равных» с вашим партнером. Это даст ему возможность почувствовать себя лидером, вместе с вами обсуждать правила игры. А вы познаете свежесть, оригинальность, нестандартность детского мышления, богатство внутреннего мира ребенка и наверняка станете ему ближе.

Организуйте вымышленное путешествие внутрь висящей на стене картины

Упражнение 12. «Открытость»

Одно из условий успеха в педагогической деятельности – умение учителя правильно общаться, вступать во взаимодействие в ходе диалога, общения с классом (полилога). Часто поглощенный тем, чтобы правильно сформировать вопросы, учитель не следит за своим состоянием, поведением.

Но известно, что даже самые правильные положения не будут восприняты или вызовут отрицательные эмоции, если дети почувствуют исходящие от вас высокомерие, холодность, пренебрежение, отчуждение. Ребята могут даже протестовать против ваших требований, демонстративно пренебрегать ими. Не удивляйтесь, вы не были открыты к диалогу.

Вот несколько простых упражнений.

Перед вами – собеседник (ученик, коллега по работе, член семьи). Сделайте свое лицо доброжелательным, улыбнитесь, кивните в знак того, что вы внимательно слушаете и понимаете. «Распахните» свою душу перед человеком, с которым вы общаетесь, старайтесь психологически близко подойти к нему.

Упражнение 13. «Ритм»

Выполнять его необходимо в паре с другим учителем или дома, с одним из близких вам людей.

Два человека встают лицом друг к другу и договариваются о своих ролях: один – ведущий, второй – зеркало. Руки участников подняты на уровень груди и повернуты ладонями навстречу друг другу. Ведущий произвольно двигает руками, а играющий роль зеркала пытается отразить их в том же ритме. Роли несколько раз меняются.

Психологический смысл упражнения состоит в том, чтобы почувствовать внутренний «ритм» партнера и как можно полнее отразить его. При этом думайте о том, что каждый человек (ваш ученик, коллега по работе, член вашей семьи) – индивидуальность, обладающая уникальным психологическим «ритмом», и, чтобы правильно понять другого, нужно, прежде всего, почувствовать его энергетику, темперамент, направленность, динамику, внутреннюю экспрессию.

Упражнение 14. «Резервуар»

В беседе с учеником, учителем, родителем «трудного» ребенка или дома в разговоре со своими детьми почувствуйте себя «пустой формой», резервуаром, в которые ваш собеседник «вливает», «закладывает» слова, состояния, мысли, чувства. Постарайтесь достигнуть внутреннего состояния «резервуара»: вы – форма, вы не реагируете на внешнее воздействие, а только принимаете в свое внутреннее пространство.

Отбросьте все личные оценки, как будто реальности нет, есть только пустая форма. Трудно? Потренируйтесь перед началом беседы 2–3 раза, и у вас будет легко получаться. Затем, когда вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог и постарайтесь беспристрастно и нетенденциозно отнестись к своему собеседнику. Это поможет вам лучше понять его.

Рейтинг@Mail.ru