Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2008

Наука управлять

Адаптация первоклассников к условиям школьной жизни

Педагогический консилиум

Сентябрь… Ряды учеников пополнили малыши. Сейчас школа для них–неизведанный мир. Примет ли он их, будут ли дети успешны?..

Цель: определить степень адаптации первоклассников к школьному обучению.

Задачи: выявить основные проблемы, появившиеся у первоклассников в адаптационный период; выделить направления дальнейшей работы с учащимися 1-х классов.

Участники педсовета: администрация школы, классные руководители 1-х классов, учителя-предметники, работающие в 1-х классах, школьный психолог, учитель-логопед, школьный фельдшер.

Повестка:

  • Организация учебного процесса в 1-х классах. Замдиректора по УВР.

  • Характеристика 1-х классов. Классные руководители.

  • Психологическая диагностика первоклассников. Школьный психолог.

  • Здоровье первоклассников. Школьный фельдшер.

  • Выступление учителя-логопеда.

  • Решение педсовета.

Используются таблицы 1–4.

Таблица 1

Общие сведения о 1-х классах

Класс

ФИО классного руководителя

Количество учащихся

Используемый УМК

мальчики

девочки

 

 

  

 

 

Таблица 2

Общие сведения об учащихся 1-х классов

Класс

Количество учащихся, посещавших детский сад

Количество учащихся, не посещавших детский сад

Количество учащихся, посещавших подготовительные предшкольные курсы

Количество учащихся, не посещавших подготовительные предшкольные курсы

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

Таблица 3

Анализ личных дел учащихся 1-х классов

Класс

Количество полных семей

Количество неполных семей

Количество льготных категорий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

  Таблица 4

Общие сведения об учителях, работающих в 1-х классах

Номер п/п

ФИО учителя

Преподаваемый предмет

Категория, разряд учителя

Педагогический стаж

 

 

 

 

 

Организация учебного процесса в 1-х классах

Приспособление ребeнка к школе происходит не сразу. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации – 1,5–2 месяца. Но некоторые проходят сложный период дольше – 3–4 месяца, а то и до конца учебного года.

Первоклассники обучаются в первую смену с 8.00, пять дней в неделю, с максимальной учебной нагрузкой 20 часов. Согласно требованиям СанПиН, в целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы учебная нагрузка на первоклассников увеличивается постепенно. Сентябрь начинается с 3-х уроков ежедневно по 35 минут каждый, а в остальное учебное время организуются прогулки, экскурсии, физкультурно-оздоровительные занятия.

На каждом занятии в первых классах проводится по две физкультминутки. Также учителя проводят гимнастику для глаз, кистей рук, пальцев. После третьего урока – динамическая пауза.

Кроме того, расписание уроков составлено с учeтом того, что умственная работоспособность детей в разные дни недели неодинакова. Наибольший объeм учебной нагрузки приходится на вторник и среду. В эти дни в расписание включены самые трудные предметы. Понедельник и пятница – облегчeнные дни. Уроки, требующие большого умственного напряжения (математика, обучение грамоте), согласно расписанию, проводятся первыми и вторыми. Уроки по искусству, окружающему миру, трудовому обучению – последними.

Обучение первоклассников проходит без балльного оценивания знаний. Учителя первых классов используют знаковую символику и словесную объяснительную оценку лишь при положительных ответах и активной работе учеников. Хотя не рекомендуется использование знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. Домашнее задание носит рекомендательный характер. Никакому оцениванию не подлежат темп работы ученика, личностные качества школьника, память, внимание, мышление и др.

Для первоклассников после уроков организована работа группы продлeнного дня, которую посещают 25 человек. С детьми работает воспитатель ГПД. Кроме прогулок на свежем воздухе, дети заняты настольными развивающими и подвижными играми в классе и спортивном зале, просмотром мультфильмов, прослушиванием литературных произведений. Ученики получают горячий обед и полдник.

Во всех кабинетах, в которых занимаются 1-е классы и ГПД 1-х классов, санитарно-гигиенические требования полностью выполняются: это режим проветривания кабинета, освещeнность классной комнаты, аккуратность оформления классной доски, наличие гигиенических средств (мыло, бумажные салфетки, полотенца), после занятий проводится влажная уборка классов, соблюдается и питьевой режим.

Из наблюдений за первоклассниками, бесед с учителями и анализа посещeнных уроков в первых классах можно сделать некоторые выводы о поведении учеников:

  • ученики 1-х классов не только знакомы с правилами поведения в школе, но и умеют их соблюдать;

  • первоклассники знают и соблюдают школьный режим, выполняют требования учителя;

  • знают правила обращения к учителю, своим одноклассникам, нормы поведения на уроке;

  • хорошо ориентируются в здании школы.

Классные руководители 1-х классов дают полную характеристику своим классам, обозначают проблемы, предлагают пути их решения.

Выступление школьного психолога основывается на данных диагностики школьной зрелости первоклассников и диагностики мотивации к обучению.

Школьный фельдшер даeт общую картину состояния здоровья первоклассников: количество детей по группам здоровья, по физкультурным группам; число детей с хроническими заболеваниями; первоклассники, получающие дополнительное питание и др. Также медицинский работник представляет информацию об организации горячего питания.

Учитель-логопед отчитывается о результатах обследования первоклассников, о количестве детей с нарушениями речи, о первых результатах работы с детьми-логопатами.

В решение педагогического консилиума заносятся выводы и предложения всех участников данного процесса.

Рейтинг@Mail.ru