Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2008

Школьный уклад

Работаем не напрасно

Из опыта работы по организации ученического самоуправления

Вопросы организации ученического самоуправления являются актуальными в педагогической науке и практике долгие годы. И сейчас уже мало кто сомневается, что самоуправление нужно, если мы хотим воспитать неравнодушных, способных отвечать за свои поступки, инициативных людей.

Согласно одному из определений, детское самоуправление – это демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения поставленных групповых целей.

Принято выделять три основных этапа развития детского самоуправления:

1. Зарождение (цели деятельности определяются педагогами или вышестоящими органами).

2. Становление (цели деятельности определяют совместно).

3. Самосовершенствование (учащиеся сами определяют цели и задачи деятельности при консультативной помощи учителей).

Существует немало различных моделей самоуправления, в каждой из них есть рациональное зерно. Учебное заведение стремится принять для себя такую модель, которая отвечала бы поставленным школой целям и задачам.

Для нашей школы наиболее приемлемыми с самого начала ее существования являются принципы сотрудничества всех участников образовательного процесса, поэтому мы и говорим о самоуправлении. За всю историю существования гимназии было немало различных моделей организации ученического самоуправления. Это и традиционные пионерская и комсомольская организации, и содружества старших и младших, министерства, советы, комиссии и т.д. Некоторое время все они существовали, но на бумаге, не играя никакой роли в жизни ОУ. И вот результат: мы, излишне опекая своих учеников, получили поколение ребят, для кого собственный успех и благополучие стали важнее, чем заботы и проблемы коллектива.

Такая ситуация не могла не тревожить, тем более что цель гимназии – воспитание личности, способной нести ответственность не только за себя, но и за коллектив; взращивание лидеров, обладающих высокими моральными качествами, умеющих принимать решения и отвечать за их выполнение.

В 2004-м году у учеников гимназии появилась идея приступить к работе над школьной конституцией. Она и раньше возникала неоднократно. Но дело доходило максимум до создания текста, впоследствии не имевшего хода. На этот раз учащиеся подошли к разработке проекта очень серьезно: изучили Конституцию РФ, Конвенцию о правах ребенка, устав и другие нормативные документы гимназии, опыт других школ, описанный в литературе, и т.д. Работой учеников руководил преподаватель истории и обществознания. В результате появился новый проект конституции.

Параллельно было проведено исследование уровня развития самоуправления в коллективах гимназии, которое показало, что большинство учащихся нуждаются в организации, они чувствуют необходимость изменений в жизни ОУ, готовы сами активно включиться в процесс управления, хотя не представляют себе какой-то отдельной организации для детей. Приняли во внимание и привычку к сотрудничеству с учителями во всех сферах жизни. Таким образом, решили создать гимназическую республику из всех участников образовательного процесса: учеников, учителей, работников школы, родителей.

В течение учебного года велась работа над конституцией. Обсуждение началось на празднике День гимназии 19-го октября. Старшеклассники обсуждали предложенный проект, ученики младших классов работали над проектами «Школа будущего», внесли огромное количество поправок. Пришли к соглашению сформировать три группы, поручив каждой разработку отдельных глав конституции, учитывая внесенные поправки: структура и общие положения; права и обязанности граждан; комиссия по разрешению конфликтов. Во главе групп встали родители-юристы.

Так появился новый проект конституции гимназической республики. Власть в республике делилась на три ветви: законодательную (Совет гимназии), исполнительную (директор, педсовет, родительский комитет, «Совет+»), судебную (комиссия по разрешению конфликтов (КПРК)). На 28 апреля был назначен референдум по принятию проекта, однако его признали несостоявшимся, так как пришло недостаточное количество участников выборов. Это стало серьезным ударом для тех, кто разрабатывал идею – учеников, учителей и родителей.

Но мы не опустили руки. Был проведен серьезный оперативный анализ случившегося, учтены ошибки: недостаточная разъяснительная работа в классах, неудачно выбранное место голосования.

Вновь все ученики получили возможность высказать свои замечания для очередного варианта текста конституции. Члены конституционной комиссии организовали встречи с учениками, занимавшими разные позиции на референдуме, приходили в классы, где проголосовало наименьшее количество учеников. 19 мая состоялся повторный референдум, на котором конституция была принята абсолютным большинством голосов.

Начался новый этап в жизни гимназии. Для реализации положений конституции, для того чтобы документ стал действенным, возник план введения конституции в действие.

структуре управления гимназической республики (исполнительной ветви власти) есть такой орган, как «Совет+». Это высший орган ученического самоуправления. В конституции прописаны структура, состав, компетенция «Совета+».

Он наравне с педагогическим советом занимается планированием и организацией жизни гимназии, несет ответственность за все, что происходит.

Во главе стоит председатель, работают совет командиров, культмассовая, учебная комиссии, комиссия по информации и печати, законодательный комитет. За направления работы отвечают ученики – члены совета – и педагог-куратор. Во всех классах имеются соответствующие структуры, работой которых руководят члены «Совета+» данного класса (обязанности этих ребят прописаны и имеются в любом классе).

План заседаний совета составляется на год, все члены отчитываются о проделанной работе по соответствующей форме. На заседаниях проходит планирование, обсуждение проблем, распределение ответственности и т.п. Решения совета доводятся до коллективов гимназии оперативно – как в устной, так и в письменной форме.

Согласно конституции, во главе «Совета+» стоит председатель, избираемый по закону о выборах, разработанному учениками гимназии. Выборам предшествует выдвижение кандидатов и предвыборная кампания: кандидаты знакомятся с избирателями, развешиваются рекламные плакаты, листовки. В 2006-м году на выборах даже присутствовали представители Центральной избирательной комиссии Ярославской области. Они дали высокую оценку организации и проведению выборов.

Одной из важнейших составляющих самоуправления в гимназии является законотворческая деятельность. В настоящее время приняты «Закон о выборах председателя “Совета+”», «О защите чести и достоинства», «О пропусках занятий», «О вандализме», «О дежурстве», «О запрете курения в гимназии», «О символах гимназии». Все эти законы обсуждались и принимались в классных коллективах, среди учителей и родителей. Также разработано положение о конкурсе «Класс года», а в настоящее время идет работа над положением о состязании «Ученик года».

По конституции и указанным законам работает еще одна ветвь власти – судебная. Она представлена комиссией по разрешению конфликтов. Комиссия рассматривает заявления гимназистов и учителей. Ее решения всегда справедливы и принимаются к действию. Ученики все чаще обращаются сюда за помощью, учатся решать проблемы цивилизованным, законным путем.

Наиболее сложным является вопрос обучения актива, не хватает материалов, а зачастую и просто времени. Удачным в этом плане можно считать опыт проведения выездных сборов. Ребята учатся, отдыхают, занимаются проектной и творческой деятельностью. Начала свою работу «Школа лидера»: занятия проводятся ежемесячно по трем направлениям – лидерское, психологическое и игровое.

Рейтинг@Mail.ru