Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2008

Школьный уклад

«Как выжить молодому, когда ему достаются все «шишки»?»

Молодые учителя и их коллеги со стажем: почему не всегда это члены большой дружной «семьи»? Какими они видят друг друга?*

  • – Понимаю, причины прихода сотрудников в школу могут быть разными. Но как удивляет равнодушие молодых учителей! Чтобы работать с детьми, нужно гореть в душе, иначе мы детей только калечим. Именно школа является нравственной стезей, где можно спасти детские души. Давайте не будем равнодушными созерцателями!

  • – Не согласна, что равнодушие – удел молодых. Среди пенсионеров и людей чуть моложе тоже этого хватает.
    Но у молодых совершенно точно другое отношение к оплате труда. За «спасибо» делать что-либо не хотят. Во всяком случае, молодежь после уроков бесплатно с детьми заниматься не хочет. Хотя, может, она и права?..

  • – Равнодушие – или забот удушье?
    Удушья никто не хочет.
    И дышат ровно.
    И лишь корысть рокочет...

  • – Очень, знаете ли, обидно видеть такое обобщение. Зачем «зачесывать» всех на один манер?

  • – Почему вы говорите о равнодушии учителей? Большинство людей (и из других профессий) таковы. Есть люди, равнодушные к собственным детям, а что уж равнодушие учителя – к чужим?
    Сначала требуется спасать учительские души, а потом уже детские. Нынешние молодые учителя – это дети с трудным детством: вспомните, что было в стране десять лет назад. Поэтому они такие. Как исправить их? А надо ли? Время само рассудит...

  • – А к нам в школу в среднем в год одна молодая учительница приходит. И что-то не наблюдаю я равнодушия. Может, не туда смотрю?

  • – Я в школе два года и готова к рассуждению на эту тему.
    Недавно шло интернет-обсуждение «Почему молодые не идут в школу работать?». Я спорила с коллегами, что-то доказывала. Но результата не было. Все разговоры свелись к тому, что проблемы молодых – не слишком важны. Вот то, что учителям пенсионных лет нелегко, – вот это да!
    Не спорю, работа учителя в любом возрасте доставляет социальные неудобства. Но пример того обсуждения есть показатель для этого. О каком равнодушии вы говорите, когда во многих школах (я не говорю обо всех) молодых учителей встречают в штыки именно пенсионеры? Как выжить молодому, когда ему достаются все «шишки»?
    Равнодушие к себе от старших коллег лично я испытала в прошлом году. Мне, пришедшей после вуза, даже не хотели объяснить, как правильно строить урок, как верно написать конспект занятия. Мотивировали это тем, что этому учат в институте.
    Честь вам и хвала, если вы в своей школе растите не только хороших учеников, но и достойных учителей!
    Ту школу я сменила. Слава богу, в нынешней – коллектив совершенно другой. И мне работать хочется: почти весь отпуск сидела днем и ночью в поисках чего-то интересного, по-разному строила уроки. Цепляет!

  • – У нас в школе молодых учителей не очень много, средний возраст перевалил за 40, но почти каждый год приходит кто-то новый. Из школы уходят на пенсию и редко – в другие школы.
    Молодежь, как и старики, разная. Одни молодые люди «горят» на работе, таким помогают все и во всем. А другие сонно отбывает часы, стараясь не переработать лишней минуты. Что им помогать? Для них школа – лишь ступень в «прекрасное далеко».

  • – Как вашей школе повезло, что «горящим» на работе помогают опытные коллеги. Я знаю совершенно другой пример своей знакомой.
    Молодая учительница организовала театральную студию. И понеслось: «Она берет не те пьесы! Они не подходят по возрасту! Они не по школьной программе!» Но вы, опытные педагоги, филологи в том числе, помогите же. У нее есть желание заниматься с детьми, ученики к ней тянутся, учат роли, шьют костюмы и рисуют декорации до позднего вечера. А в ответ: «Она же не за просто так выкладывается, все-таки за 0,25 ставки организатора внеклассной деятельности. А я бесплатно помогать буду?!»
    Конечно, люди очень разные. Но учитель – настолько ответственная за детские разум и чувства профессия. Да, родители ответственны за воспитание, однако наша жизнь устроена так, что достаточно длинный период жизни ребенок проводит с учителем. Поэтому нужно руководствоваться принципом «Не навреди!».
    Я в свое время не решилась пойти в эту профессию, не почувствовав в себе сил для нее. А жизнь сложилась так, что седьмой год я работаю в школе совместителем. Да, пошла в школу не по призванию, за деньгами. Но не могу за свои почасовые копейки просто отбыть эти часы. Я тщательно готовлюсь к урокам (и дополнительно к предмету добираю недостающие знания по педагогике, методикам обучения). На это у меня уходит больше времени, чем у опытного профессионала, ведь наработок нет, все «с нуля». Не могу позволить себе сделать свою работу кое-как, потому что с детьми мы проходим тему один раз, и если я не привлеку их внимание сейчас, то предмет обсуждения останется им не знаком на всю жизнь...
    «Насколько платят, настолько и работаю» – это вариант явно не для школы.

  • – Неважно, сколько лет учителю, сколько он работает в школе. Но простите, молодые учителя, вам достается больше, ведь вы всегда заметнее на фоне уже сложившегося коллектива.

______________

* Сайт ИД «Первое сентября» (www.1september.ru) предлагает вам знакомиться с реакцией ваших коллег на различные события и явления школьной жизни в обзоре «Образование в блогах». Представляем обсуждение, прошедшее на сайте ИнтерГУ.ru в рубрике «Управленческий процесс в школе».

Рейтинг@Mail.ru