Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2008

Разное

Юридическая тренировка соискателя

С приходом нового учебного года мы возобновляем публикации, в которых поддержка предназначена представителям школьной администрации и учителям, пожелавшим получить ученую степень. Те, кто уже начал этот путь, заметили, сколько подводных камней он таит в себе.

Тренировка 1

Чтобы знать правила, изложенные в различных нормативно-правовых документах в каждой из сфер их применения, нужно тренировать определенное мышление. Начнем тренировку с преодоления ограниченного доступа к пользованию нормативно-правовыми предписаниями, которые пишутся… не для соискателя, а для тех, кто контролирует, организует деятельность диссертационных советов.

В курсе ли вы, уважаемые читатели, что написание диссертации, кандидатской или докторской, относится к обучающему процессу послевузовского профессионального образования, согласно соответствующему Федеральному закону? Здесь свой, самостоятельный предмет и объект правового обеспечения, который постоянно запутывается различными изменениями, уточнениями. Проще говоря, данная сфера более хитроумная для мошенничества и мздоимства, чем высшее образование.

К примеру, в вопросах аккредитации и лицензирования. Например, я с невероятным удивлением узнала, как диссертационный совет при одном из институтов на протяжении ряда лет взимал с соискателей деньги за прикрепление и защиту без лицензии на осуществление образовательной деятельности по программам докторантуры! А лицензию на образовательную деятельность в форме аспирантуры этому учреждению вышестоящая организация выдала без свидетельства о государственной аккредитации! Вот он – корпоративный альянс чиновников.

КСТАТИ…

В соответствии с обновленным Положением (Приказ Минобрнауки РФ от 09.01.2007 № 2), «совет по защите докторских и кандидатских диссертаций» сменил прежнее название «диссертационный совет». Одно и тоже ли это по сути, пусть каждый пытливый читатель сравнит, добыв в Интернете необходимые тексты.

Вчитаемся в Положение о совете по защите докторских и кандидатских диссертаций (ч.2 Порядок формирования диссертационных советов):

«2.1. Диссертационные советы создаются в установленном порядке Рособрнадзором при широко известных своими достижениями в соответствующей отрасли знаний высших учебных заведениях, получивших государственную аккредитацию (выделено мной. – Прим. автора) федерального органа управления высшим образованием, а также при научных организациях на основании заключения Высшей аттестационной комиссии и ходатайств указанных организаций (при организациях, имеющих форму учреждения, – по согласованию с учредителем).

2.2. В ходатайстве о создании диссертационного совета должно содержаться обоснование необходимости создания совета и целесообразности его функционирования при данной организации, гарантироваться обеспечение необходимых условий для работы диссертационного совета, выделение необходимых для рассмотрения и защиты диссертаций средств, а также указывается о наличии аспирантуры и докторантуры, адрес официального сайта организации. К ходатайству необходимо приложить:

– копию лицензии на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования;

– копию свидетельства о государственной аккредитации для высших учебных учреждений;

– сведения о кандидатах в члены диссертационного совета по формам согласно приложениям №№ 2 и 3 к настоящему Положению».

Внимательно прочитав этот текст, можно воскликнуть: «Зачем нужна государственная аккредитация научным организациям? В этих пунктах о ней говорится лишь при упоминании высшего учебного заведения!» Вот тут парадокс. Вы не читали более главный документ: Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничений полномочий» № 56-ФЗ. Читаем: «(…) лицензирование и государственная аккредитация: высших учебных заведений по всем реализуемым ими образовательным программам; научных организаций и образовательных учреждений (…), реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования…».

Какой делаем вывод?

Как грамотный гражданин, создавший единолично труд под названием «диссертация», при написании заявления о прикреплении (в случае, если нет стендов с нормативными правовыми документами (а они должны быть)), вы вправе уточнить, старые или новые документы вам представлены для ознакомления; потребовать устав этого учреждения, лицензию на уровень образовательных программ, свидетельство об аккредитации, информацию о составе членов совета по защите диссертаций. И даже – список последних работ каждого из члена совета: вдруг они впервые услышат о наличии таких сложных проблем, за которые вы с честью взялись, а у них и представления не сформировано?

Тренировка 2

В уже цитируемом п. 2.2 Положения заострю внимание на высказывании о том, что при открытии диссертационного совета, о котором ходатайствует учреждение, его руководство гарантирует выделение необходимых средств для рассмотрения и защиты диссертаций. Это означает, что организация, желающая, чтобы у нее был свой совет по защите, готова содержать его на свои финансовые средства, ибо сам диссертационный совет – это общественный орган. По доброй воле, но, как правило, во время рабочего дня ученые мужи и жены вершат судьбу того или иного соискателя. Им эта работа – в радость. Никто их не заставлял входить в члены совета по защите…

Всю организационно-техническую работу, включая оформление аттестационных дел соискателей, документации по защите диссертаций, обязана осуществлять организация, при которой создается диссертационный совет (п. 1.6. Положения о совете по защите докторских и кандидатских диссертаций).

Тренировка 3

Наш президент объявил правовой поход на коррупцию в российском обществе. Он поставил очень трудную цель.

Практика купленных диссертаций есть основа глумления над умами молодых и отчаянных ученых. Ибо тот, кто купил подобострастием или откупом коллективное мнение и написание «своей» работы, тот новых извилин, кроме рабских, не приобрел.

…Тем же учителям-смельчакам, кто все же хочет создать авторский труд диссертационного исследования, я готова выслать приглашение на курсы повышения квалификации, где будет рассмотрена азбука исследовательского труда, «букварь» пытливого правоведа сферы образовательного права с учетом психолого-правовых аспектов самозащиты. Поверьте, такой путь гораздо интереснее, дешевле и профессиональнее, чем подкуп заинтересованных лиц.

Рейтинг@Mail.ru